Израиль сегодня
 


[назад] [Израиль сегодня] [Главная страница]

"Вести",
28 июня 2001г.

Ultima Thule

Дов Конторер

Причины вмешательства

Израильтянам не привыкать к тому, что правительство их страны подвергается жесткому политическому давлению со стороны США, европейских стран и прочих участников международной игры, имеющих свои интересы на Ближнем Востоке. В силу объективных причин эти интересы чаще всего бывают созвучны арабским требованиям в отношении Израиля: ведь у арабов – гигантская территория, двухсотмиллионное население, огромная часть мировых запасов нефти, террористические синдикаты, десятки послушных голосов в ООН и угроза исламского фундаментализма.

Что может противопоставить этому Израиль? Голос совести, опыт сельскохозяйственного освоения пустыни, «единственную демократию на Ближнем Востоке» (которая давно никому не нужна), да сотню компаний, специализирующихся в области наукоемких технологий. Последние – в случае необходимости – легко поддаются трансплантации, и за эти ресурсы Западу беспокоиться не приходится. Будет даже удобнее сосредоточить их где-нибудь в Силиконовой долине или на Европейском континенте.

Таким образом, национальные интересы диктуют практически любому государству проарабскую политику на Ближнем Востоке. США оказались главным союзником Израиля не потому, что у них здесь иные интересы: просто эта страна – в отличие от всех остальных – строит свою политику в нашем регионе с учетом двух дополнительных факторов.

Первым из них является реальное влияние крупной, богатой и выигрышно расселенной еврейской общины США на администрацию Белого дома. Ни во Франции, ни в России евреи не имеют подобного влияния на внешнюю политику своих государств, хотя могут похвастаться иной раз впечатляющими общинными учреждениями. Только в Соединенных Штатах положение евреев таково, что оно может рассматриваться в связи с ситуацией на Ближнем Востоке.

Вторым фактором, влияющим на политику Вашингтона в нашем регионе, является стихийное сочувствие к Израилю со стороны евангелических конфессий, составляющих большую часть христианского населения США. Их отношение к еврейскому народу не отягчено теми комплексами, которые характерны для традиционных европейских церквей (католической и православной). Знаменитый «протестантский фундаментализм» может принимать и антисемитский характер, но в целом ему созвучен прямолинейный подход к ближневосточным проблемам, который не требует доказательств тому, что иудеи имеют право на Иудею.

Разумеется, оба указанных фактора не вынудят Белый дом действовать вопреки национальным интересам США, но при наличии определенной свободы маневра они могут приниматься в расчет. Защитниками рафинированного американского эгоизма выступают в подобных случаях госдепартамент, ЦРУ, Пентагон. Неслучайно израильской дипломатии так часто приходится прибегать к поддержке конгресса – ведь это выборный орган, отражающий настроение избирателей, а не холодные расчеты чиновников.

Но даже с учетом вышеуказанных факторов американская политика на Ближнем Востоке часто идет вразрез с жизненно важными интересами Израиля. Джеймс Бейкер, возглавлявший госдепартамент США в период президентского правления Буша-отца, открыто говорил об этом после своего ухода в отставку. Только израильским левым выгодно делать вид, будто ближневосточный диктат Вашингтона всегда идет нам на пользу.

Тайные ассигнования Евросоюза

Но международное давление, осуществляемое принятыми и открытыми средствами, носит достаточно честный характер. Можно потребовать от Израиля отдать палестинцам Тель-Авив, угрожая экономическими или военными санкциями. Тут уж дело израильского правительства решать, уступит оно такому требованию или будет отстаивать свои интересы.

В 1992 году Ицхак Шамир был готов отказаться от американских кредитных гарантий Израилю, обусловленных требованием о полном прекращении поселенческой деятельности за «зеленой чертой». Здесь не место говорить о том, что предложенные Вашингтоном гарантии на общую сумму в 10 миллиардов долларов не были особенно выгодными и, в конечном счете, не оправдали связанных с ними ожиданий (как помнят читатели «Вестей», полученные по ним средства предполагалось использовать на нужды абсорбции). Шамир на кабальные условия Белого дома не согласился, и израильтяне могут винить только себя за то, что они избрали своим премьером Ицхака Рабина. Тот заранее сообщил, что будет готов принять американские требования – с него и спрос.

Существуют, однако, иные механизмы политического вмешательства в дела суверенного государства. Они строятся в расчете на платную агентуру влияния и бывают, как правило, связаны с тайными ассигнованиями. Примером подобного рода является практика Евросоюза, основанная на закулисном финансировании левых и ультралевых групп в Государстве Израиль.

Сведения о существующей практике подобного рода давно уже циркулировали в определенных кругах, но до последнего времени не имели документальных подтверждений. Но вот журналисту газеты «Маарив» Йоаву Ицхаку удалось получить необходимые документы, и его публикация на эту тему вышла в минувшую пятницу, 22 июня. Несколько дней спустя практикуемый Евросоюзом подкуп израильских политических деятелей стал предметом дискуссии на пленарном заседании кнессета.

Располагая теперь соответствующими документами – теми, что попали к Йоаву Ицхаку, и некоторыми другими – я хочу подробнее коснуться данной проблемы.

Итак, 29 сентября 1999 года Директорат Ближнего Востока и Южного Средиземноморья, действующий в рамках Генерального Директората ЕС по внешним сношениям, проводит закрытое заседание. На повестке дня: деятельность Временного комитета, осуществляющего координацию проектов в поддержку мира и постоянного урегулирования на Ближнем Востоке (серия проектов People to People, бюджетная линия В7-4100). Принимается решение об ассигновании 5 миллионов евро (примерно 5 млн долларов) на нужды политических и общественных организаций, содействующих нужным, с точки зрения Евросоюза, тенденциям на Ближнем Востоке.

В утвержденном списке получателей 17 организаций, из которых пять прописаны как израильские, еще пять – как израильско-палестинские, две – как «ближневосточные», и по одной: израильско-иорданская, европейско-палестинская, европейско-иорданская, итальяно-израильская, немецкая. Рядом с каждым названием приводятся основные направления деятельности субсидируемых структур, контролирующие инстанции, сумма заявки на финансирование и - отдельной графой – принятое решение о том, в каком объеме удовлетворить соответствующий запрос.

Итак, кто же оказался в счастливцах, получающих деньги европейских налогоплательщиков в виде тайных ассигнований ЕС?

Агентура влияния

Начнем с чисто израильских организаций. Здесь, конечно, на первом месте – движение «Шалом ахшав». Организует кампанию за мир с палестинцами. Запросило аж миллион. Просьба важная, но бюджетные трудности не позволяют удовлетворить ее в полном объеме: только 40 процентов. Извольте в кассу, получите свои 400 тысяч евро в 24 месячных платежа.

На втором месте – Институт демократии и подготовки лидеров для репатриантов из бывшего Советского Союза. Что это такое? Приложена справка из протокола, где популярнейшим образом объясняется, что речь идет об «амуте» депутата кнессета Романа Бронфмана, который будет активно способствовать перетягиванию неразумных выходцев из России в «лагерь мира». Не все члены Временного комитета знают, что это за фигура, и докладчик (мистер де Оджеда) объясняет собравшимся суть дела: Бронфман входит в основную «русскую» партию (the “Russian” mainstream party) Исраэль ба-алия и будет обладать реальным весом в формируемом коалиционном правительстве Эхуда Барака.

У слушателей остаются сомнения: не будет ли здесь двойного финансирования, то есть, не окажется ли, что движению «Шалом ахшав» и Роману Бронфману деньги выделяются на одни и те же цели? Недоумение присутствующих усугубляется тем, что в обмен на испрошенные у Евросоюза средства «Шалом ахшав» обещает бурную деятельность среди репатриантов из бывшего СССР, которые «традиционно настроены против мира и голосуют за Ликуд».

Мистер де Оджеда настаивает на том, чтобы деньги Бронфману выдать, поскольку у него особые возможности контакта с «русскими» избирателями. Председательствующий на заседании мистер Дюплэ соглашается с доводами докладчика: репатрианты – «критическая группа в Израиле, и это (финансирование Бронфмана) станет хорошей инвестицией». Ну, скажите, что может быть увлекательнее канцелярского красноречия протоколов?

Вернемся, однако, к нашему основному документу. Сколько истребовано на этого Бронфмана? Тоже миллион. Ладно, 40 процентов, и пусть отправляется в кассу. Но здесь задачи стоят поистине срочные, поэтому ту же сумму денег (400 тысячи евро) Институт демократии и подготовки лидеров для репатриантов из бывшего СССР получит не в 24, а в 12 платежей.

На третьем месте среди израильских организаций – Фонд экономического сотрудничества. Занимается политическим планированием и подготовкой к постоянному урегулированию. Кто такие? Яир Гиршфельд и прочие люди из команды Переса-Бейлина, стоявшие у истоков «Осло». О, это почтенные господа, в Брюсселе их знают и уважают. Сколько просят? Всего 400 тысяч. О, я-я, очень скромные люди. Эту заявку Евросоюз удовлетворит в полном объеме, 18 платежей.

Далее – Ближневосточный центр юридических и экономических исследований, Тель-Авив. Чем занимается? Проводит опись недвижимого имущества, оставленного в Израиле палестинскими беженцами. Спору нет: очень важная и своевременная задача. Просят 375 тысяч евро. Многовато, Евросоюз выделят 80 процентов испрошенного. Итого: 300 тысяч, но зато – всего 12 платежей.

И, наконец, последняя среди чисто израильских организаций: Институт «Мифнэ» - религиозные женщины за мир. Обещает реализацию программ в защиту мира и демократии среди религиозного и традиционного населения в Израиле. Просит 443.500 евро (неожиданная скрупулезность).

Тут, наверное, кто-то из участников заседания не выдержал: «Не много ли там у них мирных организаций?». Докладчик объясняет, что речь идет о еще одной критической группе, которая тоже «традиционно голосует» неправильным образом. Ну, ладно: Евросоюз удовлетворит просьбу Института «Мифнэ» в размере 56 процентов. Так сказать, скрупулезность на скрупулезность. Получите в кассе 250 тысяч евро, 12 платежей.

Патронаж незаконного строительства

Посмотрим теперь на израильско-палестинские организации. Номер первый: Школа мира в Неве-Шалом, совместные педагогические инициативы в защиту мира и демократии. Запрос на 450 тысяч евро, удовлетворить в объеме 67 процентов (300 тысяч в 12 платежей).

Общество арабских исследований (ассоциация «Яари»). Просит 575.000 евро на создание молодежного института. Удовлетворить в объеме 52 процентов (300 тысяч в 18 платежей).

«Израильский комитет против разрушения домов», прописан в Иерусалиме. Создает общественную коалицию, которая будет бороться с попытками израильских властей хоть как-то ограничить незаконное арабское строительство в столице и других районах страны. На реализацию этой замечательной цели требуется 385 тысяч евро. Удовлетворить в объеме 65 процентов (250 тысяч в 12 платежей).

…А ведь это занятно: организация, содействующая незаконному арабскому (и только арабскому!) строительству в Израиле, финансируется Евросоюзом. Участники недавнего шествия в честь 34 годовщины освобождения Иерусалима видели этих комитетчиков у здания муниципалитета на улице Яффо. Хмурые люди в черном с трагическим выражением коллективного лица, экзальтированные женщины, бульдозеры на плакатах. Оказывается, все проплачено - с соблюдением должной финансовой отчетности, комар носу не подточит.

Ассоциация «Ир шалем» просит 250 тысяч евро на «лоббирование справедливых и равно приемлемых решений проблемы Иерусалима». Помните серию объявлений против строительства на Хар-Хома, покрывавших целые полосы в израильских газетах? Евросоюз удовлетворил запрос «Ир шалем» в стопроцентном объеме, так что теперь мы можем не гадать об источниках финансирования этой кампании.

Завершает группу израильско-палестинских организаций Middle East Media, запросившая 150 тысяч евро на «кампанию в защиту мира в израильских средствах массовой информации». Удовлетворено в стопроцентном объеме.

Пестрота – в названиях

Что же тогда представляют собой «ближневосточные» и прочие организации, получающие тайные дотации Евросоюза? Много пестрых названий, но суть почти всегда остается одна и та же.

Европейский центр за общую почву, Брюссель, запросил 535 тысяч евро на «усиление мирных тенденций через средства массовой информации на Ближнем Востоке». Удовлетворить в объеме 47 процентов (250 тысяч евро в 12 платежей).

Фонд за мир на Ближнем Востоке, Иерусалим, запросил 310 тысяч евро на реализацию проекта с двусмысленным названием «Палестинские беженцы: официальные взгляды израильтян и арабов на возможности окончательного урегулирования». Удовлетворено в стопроцентном объеме.

Итальянский центр за мир на Ближнем Востоке запросил 312.500 евро на проект «Израильтяне, палестинцы, Иерусалим». Удовлетворить в объеме 80 процентов (250 тысяч евро в 12 платежей).

Совету по внешнеполитическим связям, США, потребовалось 750 тысяч евро на «усиление палестинских общественных институций». Удовлетворено в объеме 67 процентов (500 тысяч в 18 платежей).

На схожие цели («Проблема коррупции: сравнительный анализ ситуации в Палестине и Иордании») сообща запросили 190 тысяч евро Королевский институт международных отношений (Великобритания), Иерусалимский центр медиа и коммуникаций (Западный Берег) и Центр стратегических исследований Иорданского университета (Амман). Удовлетворено в стопроцентном объеме.

И, наконец, совсем безобидные проекты. Западно-Восточный Диван (Германия) умудрился выцыганить у Евросоюза 250 тысяч евро на свой оркестр и проведение концертов камерной музыки в Веймаре (правда, просили эти ребята почти в три раза больше). Что у них там за музыка, если они оказались со своим Диваном в столь интригующем списке? А Институт им. Трумана при Еврейском университете в Иерусалиме и Иорданский университет (Амман) получили 250 тысяч евро на проект под названием «Подходы иорданцев и израильтян друг к другу» (Attitudes of Jordanians and Israelis each other). К чести обоих университетов отметим, что ровно столько они и просили.

Методами Коминтерна

Не следует сравнивать тайные выплаты Евросоюза с частными ассигнованиями иностранцев на нужды тех или иных политических партий. В отношении последних существуют четкие законодательные ограничения, и если выплаты осуществляются легальным образом, нормативная гласность препятствует превращению политика (или партии) в марионетку тех, пожертвовал ему свои средства.

Государство сохраняет при этом способность контроля, и в случае необходимости может указать на зависимость определенной позиции того или иного политика от интересов его зарегистрированного спонсора.

Но в рассмотренном нами случае речь идет о принципиально иной ситуации. Решения о финансировании израильских группировок, выступающих с пропалестинскими требованиями, принимались официальными инстанциями Евросоюза. Эти решения носили негласный характер. Сам ЕС делал и делает вид, будто получатели его дотаций являются аутентичными выразителями определенных общественных позиций. Их мнение учитывается всякий раз, когда встает вопрос об отношении израильтян к тем или иным политическим инициативам на Ближнем Востоке, в том числе – к инициативам самого Евросоюза.

Таким образом, скупленная на корню агентура влияния котируется на равных с прочими политическими силами, которые отстаивают свои взгляды по жизненно важным для Государства Израиль вопросам.

Разумеется, никто из получателей тайных дотаций ЕС не поспешил проинформировать израильскую общественность о том, что их деятельность финансируется зарубежным политическим союзом, интересы которого на Ближнем Востоке очень часто расходятся с израильскими. Столь часто, что практически любое правительство нашей страны пытается ограничить участие европейцев в региональном процессе.

Весьма вероятно, что и налоговые власти не были осведомлены должным образом об источнике и объемах средств, перечисляемых Евросоюзом в Израиль. Но даже в том случае, если юридически получатели этих средств останутся неуязвимыми (ведь деньги перечислялись не партиям, а общественным объединениям некоммерческого характера), их должна теперь окружить полоса отчуждения. Формулировки, фигурирующие в протоколах Евросоюза, красноречиво говорят о том, что истинной целью многих дотаций был прямой политический подкуп.

Больше всего вскрытая израильской прессой практика Евросоюза напоминает тайные ассигнования Коминтерна на нужды западных коммунистических партий и прочих организаций, проводивших в своих странах выгодную для Кремля политику. Но если до развала СССР компартии воспринимались на Западе как платная агентура Москвы и удостаивались соответствующего к себе отношения, то многие из перечисленных выше израильских организаций до самого последнего времени умели отвести от себя подозрения в том, что они служат за деньги враждебным Израилю целям.


[назад] [Израиль сегодня]