Израиль сегодня
 


[назад] [Израиль сегодня] [Главная страница]

"Вести",
22 марта 2001г.

Ultima Thule

Дов Конторер

Без эмоций

Израильские обозреватели отмечают, что отношение новой американской администрации к нашей стране лишено той эмоциональной окраски, которая была характерна для ближневосточной политики Билла Клинтона. Вместо личной, душевной вовлеченности в проблемы нашего региона, отличавшей Денниса Росса, Аарона Миллера, Сенди Бергера и многих других советников бывшего президента, - отстраненная деловитость Ричарда Чейни и Кондолизы Райс. Вместо едва припудренных комплексов Мадлен Олбрайт - генеральская сухость Колина Пауэлла.

Да и сам Джордж Буш излучает скепсис в отношении ближневосточных утопий, полюбившихся нашей прессе за последние годы. В отличие от Клинтона, он не мечтает о «всеобъемлющем урегулировании» арабо-израильского конфликта и не помышляет о «восстановлении исторической справедливости». Бушу будет довольно региональной стабильности на Ближнем Востоке – даже в том случае, если она не принесет ему лавров нобелевского лауреата, волновавших воображение бывшего президента США.

Вряд ли израильтянам стоит расстраиваться из-за этой перемены. В близком и даже ближайшем окружении Клинтона было много чиновников еврейского происхождения, но их влияние на ближневосточную политику Белого дома крайне редко служило истинным интересам Израиля. Несколько лет назад «Вести» оказались в эпицентре международного скандала, опубликовав интервью Натана Щаранского, в котором подчеркивалось, что практически все еврейские советники Клинтона являются бывшими активистами американского «Шалом ахшав». Оказавшись у кормила вашингтонской политики, они сохранили приверженность своим прежним идеологическим принципам, вызывающим крайне неоднозначное отношение в Израиле.

Неожиданный резонанс данного высказывания мог заставить Щаранского пойти на попятную, заявив, что его слова были неправильно поняты журналистом. К чести для лидера Исраэль ба-алия надо отметить, что он не пошел по этой дорожке, проторенной многими поколениями искушенных политиков. Данная им оценка соответствовала истине, и Щаранский решил, что оправдываться перед теми, кого она обидела, не имеет смысла.

Новая вашингтонская элита не пестрит еврейскими именами, и это закономерно: у республиканцев – иной фундамент в американском обществе, иные социальные связи и политические обязательства. Да, Израиль может быть обеспокоен возможным влиянием на Белый дом со стороны нефтяных компаний Техаса, содействовавших избранию Буша на пост президента Соединенных Штатов. Эти компании тесно связаны с экспортерами нефти в странах Персидского залива, и их попытка использовать рычаги американской внешней политики в собственных экономических целях будет чревата для нашей страны самыми неблагоприятными последствиями.

Опасения подобного рода никто не посмеет назвать безосновательными – тем более, что Буш-старший и действовавший от его имени госсекретарь США Джеймс Бейкер оставили по себе у израильтян тяжелые воспоминания. Последний вел себя зачастую как откровенный ставленник техасского нефтяного лобби, нисколько не заботясь о том, чтобы придать своим поступкам хотя бы видимость политической сбалансированности. Но сегодня можно отметить, что первые контакты между правительством Ариэля Шарона и новой администрацией США не подтверждают естественных опасений, которые вызывает в Израиле династическое наследие Буша.

Общие точки

Напротив, в подходах ликудовского премьера и республиканского президента к проблемам Ближнего Востока наблюдается выраженное концептуальное сходство. И тот, и другой ориентированы на конкретные, практические задачи. Оба демонстрируют равнодушие к претенциозной риторике своих предшественников, сопровождавшей кризисное развитие политической ситуации в нашем регионе. Оба расценивают Арафата как угрозу стабильности – не только в Израиле, но и в дружественных Соединенным Штатам арабских государствах. Оба не видят смысла в возвращении к установившейся практике прямого участия США в израильско-палестинских переговорах.

Более того, вашингтонский визит Шарона позволяет предположить, что и в такой чувствительной области, как повышение уровня стратегического сотрудничества между Израилем и США, взаимодействие с новой администрацией Белого дома окажется неожиданно плодотворным.

Эхуд Барак прилагал исключительные усилия в этом направлении, но не сумел добиться сколько-нибудь ощутимых результатов, – несмотря на то, что его связывала с Биллом Клинтоном чуть ли не личная дружба. Установившаяся зависимость между состоянием политического процесса на Ближнем Востоке и уровнем американо-израильского сотрудничества в указанной сфере препятствовала реализации тех шагов, на которые так рассчитывали в Иерусалиме. Теперь же Кондолиза Райс, советник президента США по вопросам национальной безопасности, высказывается в поддержку израильской позиции – безотносительно к шансам на скорое достижение политических договоренностей между нашей страной и ее арабскими соседями.

Автор этих строк не склонен к бесплодным раздумьям над тем, почему темнокожая дама из окружения нового президента проявляет больше сочувствия к стратегическим интересам Израиля, чем советники Клинтона, восседавшие на почетных местах в реформистских синагогах. Эту зависимость угадала когда-то еще Голда Меир, попросившая Белый дом не направлять послом в Израиль американского дипломата-еврея. Что же касается самой Кондолизы Райс, то она привлекала внимание здравыми заявлениями по проблемам ближневосточной политики еще летом прошлого года, когда в Кемп-Дэвиде шли марафонные переговоры между Бараком и Арафатом.

Разумеется, всякое правило имеет свои исключения, и сказанное выше не следует трактовать как безоговорочно негативную оценку участия американских евреев в политической жизни своей страны. В связи с затронутой темой стоит обратить внимание на ожесточенное противодействие арабских и мусульманских организаций США ожидаемому назначению Роберта Сатлоффа в состав Совета национальной безопасности, оказывающего существенное влияние на подготовку внешнеполитических решений Белого дома.

Д-р Сатлофф на протяжении многих лет возглавляет Вашингтонский институт ближневосточной политики, имеет давние связи в Израиле и считается одним из ведущих экспертов ЭЙПАКа. Данное обстоятельство (вкупе с активным арабским противодействием его назначению) располагает израильских наблюдателей к определенным надеждам, хотя приведенный выше список регалий не может считаться гарантией того, что д-р Сатлофф станет отважным стражем наших национальных интересов. Здесь приходится вспомнить Мартина Индика, который тоже принадлежал к числу консультантов ЭЙПАКа, прежде чем стал сотрудником госдепартамента США и полностью подчинился господствующим в этом ведомстве проарабским тенденциям.

Кстати, госдеп и сейчас настаивает на незамедлительном приглашении в Вашингтон Ясера Арафата, бывшего при президенте Клинтоне самым частым гостем Белого дома из числа иностранных политиков. В этой связи утверждается, что американский бойкот окончательно подтолкнет палестинского лидера в объятия экстремистов.

Трудно относиться всерьез к аргументам подобного рода, когда все подчиненные Арафату военизированные структуры, включая отряды его «президентской гвардии» (подразделение 17), принимают непосредственное участие в организации и осуществлении антиизраильских терактов. Новый глава госдепартамента США Колин Пауэлл не соглашается с аргументами своих подчиненных, но сколь устойчивой и принципиальной окажется его позиция, можно будет судить лишь по прошествии дополнительного времени.

Независимость – это блокада

В преддверии вашингтонского визита в политическом окружении Ариэля Шарона опасались, что США поднимут вопрос об использовании американского оружия (например, вертолетов) в проводимых Израилем спецоперациях по уничтожению главарей палестинского террора. К вящему удовлетворенью премьер-министра, Белый дом решил не затрагивать эту тему, хотя в прошлом Соединенные Штаты не раз осуждали практику физической ликвидации террористов, настаивая на их предании справедливому суду.

Это резонное требование звучит откровенной издевкой в израильской ситуации, порожденной творческим гением Шимона Переса, Йоси Бейлина и других архитекторов «Осло». Палестинские боевые отряды действуют против Израиля с территории автономии, оставаясь практически неуязвимыми для вершителей традиционного правосудия. Отказ от использования спецназа против боевиков Арафата не оставит Израилю сколько-нибудь эффективных средств противодействия террору. В сочетании с отменой блокадного режима вокруг арабских городов Иудеи и Самарии это означает де-факто полную капитуляцию перед насилием - что бы ни стояло за высокопарными заявлениями наших американских доброжелателей.

Накануне своего отъезда в Вашингтон глава израильского правительства распорядился смягчить блокадный режим на контролируемых территориях. Не будет преувеличением сказать, что житель поселения Эфрата Барух Коэн поплатился за это решение собственной жизнью. Его машина была обстреляна террористами возле Неве-Даниэля - на шоссейной дороге, ведущей в Иерусалим. Это убийство было совершено через несколько часов после того, как ЦАХАЛ снял дополнительные посты, стоявшие у въезда в Бейт-Лехем. Тем самым палестинским боевикам, убившим Баруха Коэна, была обеспечена возможность укрыться на территории автономии.

Противники блокадного режима утверждают, что составляющие его мероприятия не могут предотвратить проникновение в Израиль террористов-самоубийц, несущих на себе заряды взрывчатки. Верно, но существуют теракты иного рода, успех которых напрямую зависит от того, стоит ли на въезде в зону А патрульная группа ЦАХАЛа. Далеко не все палестинские террористы готовы пожертвовать жизнью ради осуществления очередного убийства. Большинство из них жаждет вернуться на защищенную политическим иммунитетом территорию автономии.

Палестинская пропаганда и ее подпевалы твердят, что, вводя блокадный режим, Израиль морит голодом арабское население Иудеи, Самарии и Газы. Чрезмерно чувствительные к этой лжи израильские интеллектуалы выдвигают в данной связи всевозможные «конструктивные инициативы». Так, Дан Маргалит предлагает на страницах «Гаарец», чтобы Израиль – вместе с ЕС и арабскими странами – оплачивал палестинским рабочим потери, обусловленные запретом на пересечение «зеленой черты».

В целом его предложение выглядит следующим образом. Правом на работу в Израиле обладают 60.000 палестинцев, имеющих так называемую магнитную карточку. Средняя зарплата палестинского рабочего в нашей стране составляет порядка 4000 шекелей в месяц. Таким образом, ежемесячный доход палестинской экономики, имеющий своим источником израильский рынок рабочей силы, достигает четверти миллиарда шекелей (около 3 миллиардов шекелей в год).

Дан Маргалит предлагает израильскому правительству, выплачивать палестинским рабочим до половины зарплаты, которую они не могут обеспечить себе из-за блокадных мероприятий ЦАХАЛа на контролируемых территориях. Остальные расходы Маргалит предлагает поровну разделить между собой Евросоюзу и арабским странам. Будучи уверен в том, что последние финансировать «голодающих палестинцев» не захотят, он рассчитывает на двойной эффект предложенного им шага: гуманитарный и пропагандистский.

Не понятно только, на кого должна быть рассчитана эта пропаганда. На Арафата? На ХАМАС? На нефтяных королей Персидского залива? Куда уместнее внятно и убежденно изложить адекватную израильскую позицию по данному вопросу. Независимость – это размежевание, границы, прерывание установившихся хозяйственных связей. Странно требовать от Израиля, чтобы он нес на себе расходы по содержанию жителей территорий, утраченных нашей страной в пользу Ясера Арафата. Палестинцы требовали независимости, и пусть они теперь пожинают ее плоды.

Израильтяне давно лишились возможности посещения зоны А, находящейся под полным контролем палестинской администрации. Даже в тех местах, где Норвежскими соглашениями предусмотрено сохранение транспортных коридоров, остающихся под совместным контролем ЦАХАЛа и палестинской полиции, давно уже не ступала нога израильтянина. Закономерно, чтобы и жителям территорий, превратившихся в государство террора, было отказано в тех преимуществах, которыми они обладали под властью Израиля. Мы долго пытались кормить безработных в Газе, но ни безопасности, ни политической выгоды эта щедрая помощь нам не принесла.

Пакет с гостинцами

Политические руководители израильских арабов находят немалое удовольствие в работе комиссии, расследующей обстоятельства прошлогоднего бунта в Галилее и других районах страны. Сосредоточившись на причинах гибели 13 арабских погромщиков, государственная комиссия во главе с Теодором Ором не проявляет особого интереса к истинной подоплеке октябрьских событий, включая настойчивую подстрекательскую пропаганду депутатов кнессета от компартии, Национально-демократического союза (БАЛАД) и исламского списка РААМ.

Как известно, вдохновители и организаторы арабского бунта испытывают особую ненависть к Алику Рону, начальнику Северного округа израильской полиции. В прошлом они неоднократно требовали его смещения с занимаемого поста. Накануне выборов им удалось добиться поддержки бывшего министра внутренней безопасности Шломо Бен-Ами, обратившегося к генеральному инспектору полиции с просьбой отправить Рона в досрочную отставку.

Эта просьба министра осталась неудовлетворенной и даже не стала, вопреки установившемуся у нас обыкновению, достоянием гласности. Разочарованный молчанием генерального инспектора, Бен-Ами сам сообщил о своей инициативе депутату кнессета Абдель-Малику Дхамше, но даже это не принесло Эхуду Бараку поддержки арабского сектора в ходе февральских выборов.

После того, как государственная комиссия по расследованию приступила к работе, требование об отставке Алика Рона выдвигалось арабскими представителями вновь и вновь. Теперь оно звучит в связи с приближением Дня земли, отмечаемого израильскими арабами 30 марта – в память о событиях 1976 года. Депутаты кнессета от леворадикальных партий утверждают, что отстранение Алика Рона послужит обеспечению спокойствия и безопасности в ходе планируемых на этот день акций протеста.

Начальник Северного округа полиции должен покинуть свой пост в недалеком будущем, но нельзя допустить, чтобы его отставка была ускорена хоть на час из-за того давления, которое оказывается на правительство Израиля и правоохранительные органы нашей страны представителями пятой колонны Арафата. В этом плане к новому министру внутренней безопасности Узи Ландау следует относиться с особой взыскательностью – ведь если не он, то кто докажет умение и решимость в защите израильских интересов? Завуалированные угрозы арабских депутатов должны встретить твердый отпор со стороны Ландау, отвечающего за то, чтобы и в День земли Израиль оставался государством еврейского народа.

К этому дню арабы уже получили немалый подарок от министра национальной инфраструктуры Авигдора Либермана, на расположение которого им, казалось бы, вовсе не следовало рассчитывать. Лидер НДИ распорядился присоединить к израильской энергосети десятки незаконно построенных арабами деревень – безотносительно к их формальному статусу. Данным решением будет фактически узаконен захват многих тысяч дунамов украденной у Государства Израиль земли. Подарочный пакет оказался на редкость увесистым, и в него не следует впихивать голову Алика Рона, а то ведь в следующий раз придется укладывать туда свою собственную.


[назад] [Израиль сегодня]