Израиль сегодня
 


[назад] [Израиль сегодня] [Главная страница]

"Гаарец",
22 февраля 2001г.

У левых нет опции отказа

Ари Шавит

Текущая ситуация в сфере обеспечения безопасности, которую мирное правительство Эхуда Барака оставляет в наследство мирному правительству Ариэля Шарона, выглядит более или менее так: «Хизбалла» атакует израильские позиции на горе Дов, и Израиль вынужденно воздерживается от реакции на эти атаки; «Танзим» обстреливает Гило, и Израиль не способен пресечь эти атаки; ХАМАС устраивает массовые теракты в центре страны, и Израиль не знает, как реагировать на эти атаки.

А кроме того – почти ежедневные обстрелы израильского транспорта на шоссейных дорогах, ведущих из Иерусалима в Модиин и в Гуш-Эцион. Около 60 израильтян и порядка 300 палестинцев убито меньше, чем за пять месяцев.

Ситуацию подобного рода невозможно определить иначе, как почти катастрофическую. С середины 50-х годов Израиль не знал ничего подобного. При этом нынешняя ситуация является прямым и несомненным результатом краха двух концепций: большой концепции «Осло» и малой концепции одностороннего отступления из Ливана. Первая строилась на том, что 50.000 палестинских «Калашниковых» принесут мир на Ближний Восток; вторая предполагала, что размещение ракетных установок «Хизбаллы» в считанных метрах от киббуца Манара обеспечит безопасность нашей северной границы. У обеих концепций – один и тот же автор.

В книге регистрации международных патентов зафиксировано, что израильтян, придумавший алхимическую формулу «Осло» (если мы скажем, что это – мир, и споем песенку про мир, и произнесем волшебное мирное заклинание, то у нас получится мир) является также автором нелепой идеи ночного бегства из Ливана (если нас победят, прогонят и как следует унизят, то после этого обязательно оставят в покое).

Но автор этих бессмертных патентов не является единственным виновником нынешней ситуации. Верно, что уходящий министр юстиции Йоси Бейлин является тем человеком, который превратил Израиль в государство, не способное обеспечить минимальную безопасность своим гражданам. Верно, что он дважды сыграл в рулетку с судьбой, и оба раза проиграл. Верно, что он до сих пор отказывается склонить голову перед чудовищными последствиями своих действий. Перед кровавой ценой своих заблуждений. Перед сотнями свежих могил. Но, увы: вместе с Бейлиным ответственность за нынешнюю ситуацию разделяют тысячи других израильтян – образованных, облеченных властью, честолюбивых.

Те, кто, приняв и одобрив концепцию двойного абсурда, до сих пор не нашел в себе смелости совершить публичное покаяние. Признать: «Мы, своими руками, подтолкнули Израиль к самому краю пропасти».

Когда Голда Меир, Моше Даян и окружавшая их элита столкнули Израиль в огонь 1973 года, им пришлось дать ответ за свои ошибки. То же самое было с Менахемом Бегиным и Ариэлем Шароном, бросившим Израиль в огонь 1982 года. По всей строгости было спрошено с Биньямина Нетаниягу и с Эхуда Ольмерта за ту лишнюю пригоршню раскаленных углей, которой обернулось для нас открытие Хасмонейского туннеля. Но теперь, когда абсолютно ясно, в какое пламя столкнула Израиль элита «Осло», никто не призван к ответу.

А пламя поджаривает, кусок за куском, обширные части нашей страны. И один за другим погибают израильтяне, гибнут палестинцы, национальный дом разваливается камень за камнем, но все сидят – и никто не встанет, не скажет: «Я виноват!». Правительство пало, но с его вождями ничего примечательного не происходит. Никто не несет ответственности за свои действия.

Это бегство от ответственности целого слоя руководящей элиты прискорбно и отвратительно само по себе, но нам не требуется сейчас коллективное изгнание виновников «Осло» с общественной арены. Культура следственных комиссий и отсечения голов себя исчерпала. На этот раз наказание виновных должно носить противоположный характер. Им следует признать свою вину, остаться на капитанском мостике и бороться с последствиями своих ошибок. Им, именно им надлежит стать участниками общенациональной попытки вывести Израиль с тех двух минных полей, на который они его загнали.

Смысл вышесказанного состоит в том, что сегодня у левых нет моральной опции отказа от участия в правительстве национального единства. Они не имеют права отвергнуть протянутую им руку Ариэля Шарона. Ибо если они ее отвергнут, и в результате Израиль окажется в состоянии настоящей войны с палестинцами, это не будет война Шарона. Это будет война «Осло», которая с самого начала и совершенно неминуемым образом была заложена в абсурдную концепцию Норвежских соглашений.

И если Шарон не сможет избежать войны на севере, это будет война «Четырех матерей» - прямой результат позорного отступления из Ливана, к которому вынудили Израиль члены этой организации. А потому левые не смогут на этот раз подсчитывать убитых, сидя у резиденции премьер-министра. Жертвы грядущей войны будут на нашей совести. На совести левых.

Перевел с иврита Дов Конторер


[назад] [Израиль сегодня]