Израиль сегодня
 


[назад] [Израиль сегодня] [Главная страница]

"Вести",
1 февраля 2001г.

Ultima Thule

Дов Конторер

Открытый мандат

Ариэль Шарон сожалеет о разрушении Ямита и о своем участии в этой акции. Он считает ее ошибкой. Город в оживших песках, брандспойты, бульдозеры, клетки с людьми. Политический прецедент. Ошибка.

Шарон и прежде высказывался в этом духе, но, повторенное накануне выборов, данное заявление обретает особый вес. По сути дела, оно оказалось наиболее важным высказыванием в ходе пресной, беззубой и бессодержательной кампании правого кандидата. Поселенцы не зря явились с Голанских высот на встречу с Шароном: им удалось заставить его говорить о главном. Позабыть на миг об Артуре Финкельштейне, Эяле Арада и полнотелом наследнике Омри.

Автор этих строк не смог добиться от правого лидера внятного заявления о том, что он отрицает возможность отступления с Голан. «Я буду беречь Голаны», - говорил Шарон, уклоняясь от детальных вопросов. Что значит «беречь»? Обещает ли лидер Ликуда, что отступления не будет? В ответ на это Шарон раздраженно спрашивал меня, зачем я ставлю вопрос таким неудобным образом. «Буду беречь».

Жителям северного плато Шарон сказал то же самое, добавив о своем сожалении по поводу Ямита. И еще о том, как он, став министром иностранных дел в правительстве Биньямина Нетаниягу, воспрепятствовал попыткам премьера договориться с Асадом. «Это я остановил Биби», - подчеркнул Шарон, намекнув на намерения Нетаниягу в отношении Голан.

Однако истинные намерения самого Шарона в значительной мере остаются загадкой. В отношении палестинцев он предлагает подход, повторяющий абсурдную концепцию «Осло»: поэтапные уступки по мере укрепления взаимного доверия между участниками переговоров. Нет террора – значит, можно отдавать землю. Каков предлагаемый им график: неделя, месяц, сто лет без террора? «Вместо хронологической шкалы я выдвигаю шкалу ожиданий, - объясняет Шарон. – Перечень наших требований, выполнение которых должно предшествовать любым уступкам с израильской стороны».

Но все-таки, примерный график? «Шкала ожиданий». По-русски это звучит туманно, на иврите – туманно и даже изящно.

Обращаясь к правому лагерю, Ариэль Шарон испрашивает для себя открытый мандат: «Сделайте меня премьер-министром, потому что с Бараком вам будет хуже. Он настолько снизил планку израильских требований, что не оставил вам никакой альтернативы». Это верно: лишь отсутствие альтернативы заставляет избирателей правого лагеря полагаться на кандидата, не желающего раскрыть свои намерения в отношении самых важных, самых тревожных пунктов национальной повестки дня. Единственным механизмом контроля окажется после выборов парламентская коалиция, способная сбросить Шарона так же, как сбросила прошлой осенью Эхуда Барака.

Снова охота на ведьм

«Я не соглашусь войти в «правительство Тегерана и Асуана», - заявил премьер-министр в ходе встречи с сочувствующими ему представителями левой израильской интеллигенции. Рифмовка понравилась журналистам, и Бараку была предоставлена возможность повторить свое заявление несколько раз в интервью обоим телеканалам. Тегеран-Асуан-Либерман – главное найти, от чего отталкиваться. Дайте мне точку опоры, и я переверну Земной шар.

Стоило бы составить подборку редакционных статей, с которыми почти ежедневно выступает газета «Гаарец» на протяжении нынешней избирательной кампании. То, что все они призывают не допустить победы Шарона, в пояснениях не нуждается. Это «Вести» можно без конца уличать в правизне, а от «Гаарец» объективности никто не потребует. Какой там может быть сбалансированный подход? Истина в последней инстанции! Волшебное зерцало, направляющее на нас отраженный свет естественного разума.

Интересны, однако, аргументы, которые приходится хоть как-то разнообразить, чтобы не вогнать в смертельную скуку «думающего читателя». Итак, Шарон говорит, что заявления Ганди и Либермана не отражают его позицию. У него свой подход, за который предложено голосовать израильским избирателям. Тут-то «Гаарец» и разворачивает очередную атаку: «Шарон не сказал, что экстремистские воззрения Ганди и Либермана делают их невозможными участниками его коалиции». Иными словами, на этих партнеров должно быть немедленно наложено табу.

Да и только ли на них? «Гаарец» требует такой же санкции в отношении Щаранского, который про «Тегеран-Асуан» помалкивает, но зато «проявил непримиримый подход к любым уступкам на Голанских высотах» и вообще развалил коалицию Барака. Тоже не годен к партнерству, «если Шарон действительно стремится к миру». Все это напоминает собрание в театре «Габима», состоявшееся после убийства Рабина. В ходе этого мероприятия выходившие к микрофону деятели искусства поименно перечисляли всех известных политиков национального лагеря и требовали, чтобы те навсегда покинули общественную арену. Нетаниягу, Хамер, Ганди, Шарон – всех долой, пусть останется только Перес с Бейлиным и Саридом.

Эта позорная свистопляска повторяется теперь на страницах «Гаарец». Невозможно рассматривать происходящее иначе, как сознательную попытку делегитимации будущего правительства Ариэля Шарона. Занести всех возможных партнеров правого лидера в черный список и затем констатировать, что «у власти в Израиле никогда не стояла столь темная клика, состоящая из представителей самых крайних и оголтелых кругов».

Адресована эта кампания не столько израильтянам, которые к воплям «газеты для думающих людей» почти не прислушиваются, сколько международной общественности, читающей английскую версию «Гаарец» в Интернете и в «Интернэшнл Геральд Трибюн». Той же цели служит ядовитая пропаганда, развернутая Йоси Бейлиным в арабском секторе (с оглядкой на соседние страны). Сделать Шарона ультимативным символом экстремизма, войны и массового насилия. И чем труднее придется от этого правительству Израиля, тем лучше для ультралевых.

Значит, ШАС

Барак старательно отрицает любые слухи о своем возможном присоединении к будущему правительству Ариэля Шарона в качестве министра обороны. Делает он это не потому, что такая опция для него действительно неприемлема. Левый лидер прекрасно знает, каков истинный контекст заявлений, сделанных Авигдором Либерманом в ходе недавней встречи с дипломатами из стран СНГ. Знает - и нисколько не опасается, что кабинет Шарон развяжет бессмысленную войну только ради того, чтобы надругаться над Асуанской плотиной.

Отгораживаться от присоединения к правительству национального единства Барака заставляет политическая конъюнктура, сложившаяся на левом фланге. Сведения о переговорах, которые вел с председателем Ликуда Биньямин Бен-Элиэзер, едва не вызвали бунт в предвыборном штабе Барака. Йоси Сарид, Хаим Орон и Юваль Френкель потребовали от премьер-министра исчерпывающих объяснений. На созванном в этой связи заседании штаба говорилось, что если Барак после выборов пригласит Шарона к участию в правительстве национального единства или – тем более! – откликнется на соответствующее приглашение правого лидера, его нынешние активисты немедленно выступят против него самого.

Явный раскол в предвыборном штабе – это последнее, чего может себе пожелать Барак накануне голосования, когда опросы общественного мнения и так сулят ему колоссальный провал. Оказавшись в полной зависимости от ультралевых, премьер-министр вынужден потакать им практически во всем. Ультиматум Йоси Сарида сделал свое дело.

Однако МЕРЕЦ не одинок. Чрезвычайно влиятельные деятели Аводы заявляют, что создание правительства национального единства станет в их глазах поводом для открытой и безжалостной конфронтации с Эхудом Бараком. Бейлин и Шломо Бен-Ами дают понять, что не остановятся перед расколом собственной партии, если ее лидер пойдет на союз с Ликудом. Что бы ни думал Барак о поведении своих партнеров, он остается в данный момент их беспомощным заложником.

Представим себе, однако, что Барак, вопреки всем прогнозам, победит на февральских выборах. Если и в этом случае он откажется от создания правительства национального единства, у него останется единственная опция: набившая оскомину коалиция с МЕРЕЦом и ШАСом. Науськивая репатриантов на религиозные партии, левые пропагандисты стараются скрыть этот факт, не оставляющий камня на камне от их концепции.

Альтернативная адженда

«Причиной для нынешних выборов стала политика израильского правительства, направленная на достижение мирного соглашения с палестинцами, - заявил министр иностранных дел Шломо Бен-Ами по окончании переговоров в Табе. - Именно эта проблема будет решаться в ходе предстоящего голосования. Гражданам Израиля предложено высказаться по представленной нами программе политического урегулирования».

Именно так. Всем известно, что решается на предстоящих выборах, чем они вызваны. И только «русскому» электорату пытаются навязать альтернативную повестку дня, оторванную от реальных проблем, составляющих суть сегодняшнего противоборства. ШАС, движение автобусов по субботам, свободная свиноторговля и Яша Кедми в качестве министра внутренних дел.

Со страниц подметного листка «Мир Израиля» предстает искаженная до неузнаваемости картина местной политики, в которой якобы и решаются судьбоносные вопросы подобного рода. То же самое ощущение остается от телевизионных роликов, которые адресует репатриантам предвыборный штаб Эхуда Барака.

При этом коллеги в ивритских изданиях недоумевают, почему это «русские» не соглашаются на предложенный им подлог? Почему они игнорируют проповедь ненависти и упорно отстаивают свое право судить о правительстве по тому, как оно решает проблемы внешней политики и безопасности? Почему им важен Иерусалим, а не Яша Кедми?

«Щаранский, покинувший министерство внутренних дел в связи с подготовкой переговоров в Кемп-Дэвиде, не потребовал от Шарона вернуть его после выборов в МВД, - возмущается «Гаарец». – Роман Бронфман направил ему открытое письмо, в котором он утверждает, что данное министерство снова окажется под контролем ШАСа в случае избрания Шарона, но руководитель Исраэль ба-алия оставил это послание без ответа».

И совсем уже ни в какие ворота не лезет объяснение, которое дал Щаранский по этому поводу журналисту ивритской газеты: «Мы находимся в критической ситуации, наш дом пылает, на территориях – интифада, почти война. Какой смысл останется в МВД, если не станет Государства Израиль? Теперь, когда евреев убивают в Галилее, когда наших солдат разрывают на куски в Рамалле, требовать от Шарона, чтобы он обещал наладить автобусное движение по субботам, было бы откровенной безответственностью». Тягостное недоумение.

Трудно сказать, понимают ли наши коллеги в ивритских СМИ всю абсурдность своего отношения к «русскому» электорату. Слово «патернализм», которое напрашивается в данной связи, выражает вопрос по-новому, но никак на него не отвечает. И приходится объяснять, что людям, пережившим распад советской империи, слишком хорошо знакомо ощущение почвы, которая уходит у них из-под ног. Именно этот фактор определяет систему приоритетов «русского Израиля», находящую отражение в опросах общественного мнения, которые так разочаровывают Эхуда Барака.

Наши нравы

Упомянув «Мир Израиля», уместно сказать пару слов об этом издании, которое лишь угрозой судебной санкции удалось принудить к тому, чтобы оно представилось своим читателям в качестве пропагандистского бюллетеня левого штаба.

«Мир Израиля» представляет собой псевдо-газету, распространяемую бесплатно и в огромных количествах среди новых репатриантов. Нет, наверное, ни одного матнаса, ни одного клуба пенсионеров, где бы ее не пытались всучить посетителям. Не всякий заметит, что под видом газеты ему предложили искусно изготовленную агитку.

Связано это с тем, что «Мир Израиля» выпускают профессиональные журналисты, работающие в обычное время (а некоторые и по совместительству) в солидных русскоязычных изданиях. Суть ведь одна – работа со словом, так почему бы не продаться на время предвыборной кампании щедрому клиенту? Платит он, слава Богу, не по-здешнему, а по-американски. Пусть потом выясняют, какая из «амутот» и с нарушением каких законов собирала деньги на этот проект.

Израильскому журналисту получение платы от тех, о ком он обязан писать с максимальной объективностью, стоило бы карьеры, но проституированные нравы русскоязычной прессы почему-то допускают подобную вольность. Многие вообще не видят проблемы в платном сотрудничестве с теми или иными партиями, полагая, что невеста всегда может вернуться под венец, потрудившись годок в борделе. А можно и вовсе не выходить из-под венца, подрабатывая дома с «гостями».

После выборов 1999 года публикации о выплатах левого штаба заставили смутиться некоторых журналистов, известных на «русской улице». Самому премьер-министру пришлось заявить тогда, что сам он об этих выплатах слыхом не слыхивал. Все-таки «власть, купленная за деньги» звучит знакомо и не приятно. Однако полтора год спустя тот же механизм заработал с прежней силой и даже еще энергичнее, поскольку за прошедшее время у Эхуда Барака почти не осталось искренних сторонников в русскоязычной прессе.

Впрочем, это проблема не Барака, а наша собственная. До тех пор, пока практика подобного рода считается у нас допустимой, трудно рассчитывать на серьезное и уважительное отношение израильтян к русскоязычной прессе. Ее несомненные заслуги в освещении и анализе проблем государства будут оцениваться по известной таксе, в которой самая частая сумма – 30 серебряников. А читателям «Мир сегодня» достанется бесплатно.

Их нравы

Автора этих строк не могла оставить равнодушным публикация газеты «Маарив» от 28 января текущего года. «Полковник запаса Ури Закай, бывший офицер спецназа Генерального штаба, направил на прошлой неделе письмо пятидесяти раввинам, обладающим особым влиянием в ультраортодоксальном секторе, - сообщают корреспонденты «Маарива» Шломо Цанза и Бен Каспит. - В этом письме Закай призывает раввинов отказать в электоральной поддержке Ариэлю Шарону, поскольку его ведущим политическим советником является гомосексуалист Артур Финкельштейн».

Среди адресатов – Гурский, Вижницкий и Бельзский ребе, авторитетный среди ашкеназских евреев раввин Йосеф-Шалом Эльяшив, духовный вождь сефардской ультраортодоксии Овадья Йосеф, известные каббалисты Ицхак Кадури и Давид Бацри, а также некоторые раввины национально-религиозного лагеря, включая бывших руководителей Главного раввината Мордехая Элиягу и Авраама Шапира.

Газета отмечает, что автор послания служил долгие годы вместе с Эхудом Бараком и теперь решил помочь своему боевому другу таким вот оригинальным способом. Ури Закай цитирует в своем послании известный стих из библейской книги «Ваикра» («Левит»), объявляющий мужеложство мерзостью.

По словам отставного полковника, его поступок, вызвавший определенное смущение в ультраортодоксальных кругах, является «частной инициативой». Предвыборный штаб Барака также поспешил заявить, что не имеет никакого касательства к посланию Ури Закая. Это очень уместное заявление, поскольку в противном случае пришлось бы предположить, что люди Барака встают на исключительно скользкий путь.

Сломать на нем шею нынешнему премьеру куда проще, чем Ариэлю Шарону. Религиозные евреи считают мужеложство мерзостью, но и выходцы из России придерживаются в своем подавляющем большинстве такого же мнения. И им, наверное, тоже было бы небезынтересно узнать из какого-нибудь «частного послания», кто из лиц, называемых Эхудом Бараком в качестве его ближайших союзников, подвержен содомской пагубе.


[назад] [Израиль сегодня]