Израиль сегодня
 


[назад] [Израиль сегодня] [Главная страница]

Ultima Thule

Дов Конторер

Шумная революция

К каким именно результатам приведет "секулярная революция" Эхуда Барака, никому пока не известно. Явная привязка данной реформы к предстоящим досрочным выборам обладает двояким эффектом. С одной стороны, она заставляет премьер-министра идти напролом – ведь ему необходимо перетянуть на свою сторону хотя бы 10-15 процентов "русского" электората, внемлющего разнузданной антирелигиозной риторике с покорностью привороженного. Но, с другой стороны, малейшее изменение парламентской конъюнктуры заставит Барака пойти на попятный, поскольку досрочные выборы ему не нужны.

В этом не сомневаются даже самые преданные сторонники нынешнего премьера. Все они говорят, что политическое сближение с ШАСом и Яхдут ха-Тора вынудит главу правительства позабыть о планах введения гражданского брака, о субботних автобусах и, тем более, о конституции. В настоящее время религиозные партии не проявляют особой заинтересованности в партнерстве с хромающим премьером, но если Барак сумеет их как следует напугать, то они, возможно, изменят свою позицию и позволят ему удержаться у власти – в обмен на сохранение статус-кво в отношениях между религией и государством.

Таким образом, перспективы широко возвещенной "секулярной революции" остаются туманными. Но тем временем набирает силу и приносит первые плоды другая антиеврейская революция - в преподавании современной истории ученикам израильских средних школ секулярного направления. О составляющих данного процесса уместно задуматься в эти дни накануне Рош ха-Шана, предназначенные еврейской традицией для "хешбон-нефеш" - вглядывания в собственную душу, исправления ошибок и определения планов на будущее.

Тихая революция

Новая программа преподавания истории была утверждена в 1995 году. Ее концептуальной основой послужили рекомендации комиссии минпроса, созданной четырьмя годами раньше при правительстве Ицхака Шамира. Можно лишь удивляться тому, почему правый кабинет назначил председателем этой комиссии профессора Иерусалимского университета Моше Цимермана – одного из идеологов израильской ультралевой интеллигенции антисионистского толка. Позже господин Цимерман снискал скандальную известность своим заявлением о том, что он не видит никакой разницы между детьми поселенцев в Хевроне и безусыми головорезами из "гитлерюгенд", но его политические пристрастия не составляли тайны и в 1991 году.

Рекомендованная профессором Цимерманом программа преподавания истории для шестых-девятых классов пришла на смену старой учебной программе 1975 года, которая – при всех своих недостатках – служила естественным отражением сионистского нарратива, определявшего политическое самосознание израильского общества до относительно недавнего времени. Что же до новой программы, то она осуществила кардинальное смещение акцентов, в результате которого современная еврейская история стала преподаваться в принципиально ином объеме и под новым идеологическим ракурсом.

По собственному признанию профессора Цимермана, "история еврейского народа и Государства Израиль не занимает центрального места в рекомендованной нами педагогической схеме" ("Гаарец", 15 февраля 1994 года).

Как уже было отмечено, рекомендации комиссии Цимермана получили официальное одобрение в 1995 году, после чего на их основании было составлено несколько новых учебников. В плане преподавания современной истории основное значение имеет учебная программа для девятого класса, охватывающая период с 1918 года до середины 90-х годов. В качестве основного пособия по изучению указанного периода минпросом была рекомендована книга Дани Яакоби "Переменчивый мир" ("Олам шель тмурот"), выпущенная в 1999 году на основе концептуальных разработок комиссии Цимермана.

Эта книга пришла на смену пяти учебным брошюрам, составлявшим в дореформенные времена единый учебник истории для девятых классов: "Сионизм – испытание на деле, 1914-1939" ("Цийонут бе-мивхан ха-маасе""), "От войны к войне в истории Европы и еврейского народа, 1918-1945" ("Ми-милхама ле-милхама бе-толдот Эйропа ве-ха-йегудим"), "Не на серебряном подносе: от Национального дома к суверенному государству, 1939-1949" ("Ло аль магаш шель кесеф: ми-баит леуми ли-медина рибонит"), "Первые двадцать лет Государства Израиль" ("Эсрим ха-шаним ха-ришонот шель Мединат-Исраэль"), "Восхождение великих держав в 20 веке: США и СССР" ("Алият ха-маацамот ха-гдолот ба-меа ха-эсрим: Арцот ха-Брит у-Врит ха-Моацот").

Сравнение перечисленных брошюр с новым учебным пособием минпроса позволяет судить о том, как именно изменилось преподавание современной истории в израильских школах.

Сделанные в результате такого анализа выводы могут оказаться полезными для прогнозирования будущих политических тенденций в израильском обществе, лишающем своих детей четкой модели национальной самоидентификации в искусственно "универсализированном" историческом контексте. Некоторым родителям это может принести практическую пользу при выборе школы для их собственных детей (рекомендации комиссии Цимермана не распространяются пока на государственно-религиозную систему образования), но главное – это возможность осознания того, где именно свершается подлинная революция, угрожающая еврейскому характеру Государства Израиль куда более существенным образом, чем последние популистские лозунги Эхуда Барака.

Разоблачители

Детальное сравнение учебных пособий было произведено группой специалистов исследовательского центра "Шалем", созданного в Иерусалиме в начале 90-х годов. Руководимый доктором Йорамом Хазони, этот центр поставил своей задачей внедрение ценностей либерального консерватизма в израильское общественное сознание, дезориентированное агрессивной левой пропагандой.

Указанной цели служит обширная лекционная, педагогическая и издательская деятельность центра "Шалем", включающая перевод и публикацию на иврите фундаментальных произведений исторической и социально-экономической мысли Запада. В частности, за последние годы центром "Шалем" были изданы такие труды, как "Мысли о французской революции" Эдмунда Берка, "Путь к порабощению" Фредерика Хайека, сборник философских эссе "Неповиновение и демократия" под редакцией Йегошуа Вайнштейна. В своей совокупности эти книги и иные издания центра "Шалем" закладывают основу нового отношения к гуманитарным дисциплинам, оказавшимся в Израиле под прессом идеологического засилья ультралевых.

Выпускаемый центром "Шалем" ежеквартальный журнал "Тхелет" (параллельно выходит его английская версия "Azure"), безусловно, является самым авторитетным израильским изданием по общественно-политическим вопросам. Одна из недавних публикаций этого журнала ("Кто хотел Шестидневной войны?" д-ра Михаэля Орена) была представлена в переводе на русский язык читателям "Вестей" и вызвала многочисленные положительные отклики. Желание перепечатать эту статью выразили многие еврейские журналы, публикуемые на территории СНГ.

Работа по изучению учебных программ израильской средней школы была начата центром "Шалем" в 1997 году. Созданная с этой целью группа специалистов осуществляет масштабный проект по проверке официальных пособий, используемых при преподавании таких дисциплин, как история, география, обществоведение ("Эзрахут"), литература и ТАНАХ в государственных нерелигиозных школах, составляющих самую многочисленную и наиболее представительную часть израильской системы образования.

Первым итогом этой огромной работы, осуществляемой силами небольшого научного коллектива, стала публикация сборника "Тихая революция в преподавании истории сионизма". В нем представлены результаты сравнительного анализа вышеперечисленных учебных пособий – прежних пяти брошюр и нового учебника "Переменчивый мир", составленного на основе последних методологических рекомендаций минпроса.

К чести сотрудников центра "Шалем" следует отметить, что они не ограничились критикой нового текста как такового. В рамках упомянутого исследования ими было произведено чрезвычайно поучительное сравнение "прототекста" – карт, фотографий и иного иллюстративного материала, используемого в старых учебниках и в новом пособии Дани Яакоби.

Общий вывод специалистов центра "Шалем" состоит в следующем: "Новая программа зиждется на качественном сокращении учебных затрат, связанных с изучением классического сионистского нарратива – истории сионизма, Катастрофы европейского еврейства и возрождения Государства Израиль. В прежней программе этим темам отводилось 67 процентов объема изучаемых текстов, тогда как в новой – не более тридцати. В результате многие ключевые моменты новейшей еврейской истории изучаются самым поверхностным образом или не изучаются вовсе".

Впрочем, следует предоставить читателям "Вестей" возможность составить собственное мнение о характере изменений, представляющих в своей совокупности "Тихую революцию в преподавании истории сионизма".

Смена декораций

Хаим Вейцман был руководителем Всемирной сионистской организации с 1921-го по 1946 год, а после провозглашения независимого еврейского государства он стал его первым президентом. В прежних пособиях о Вейцмане упоминалось в связи со следующими событиями: "Белая книга" 1922 года, организация алии в первое десятилетие британского мандата, речь Ллойд Джорджа, попытки спасения евреев Германии после прихода Гитлера к власти, комиссия Пиля (1937), Билтморская программа (1942), политические обязательства Уинстона Черчилля, вооруженная борьба еврейского населения Палестины против британского мандата. В новом учебнике "Переменчивый мир" о Хаиме Вейцмане не сказано ни единого слова.

Политическая и общественная деятельность Давида Бен-Гуриона упоминается в новом учебнике дважды, оба раз – краткими и почти ничего не значащими фразами. Раньше израильские школьники знакомились с биографией первого премьер-министра по следующим событиям: создание молодежной организации "Хе-Халуц" (1917), помощь поселенцам Тель-Хая (1920), создание "Хаганы" (1920), арабское восстание (1936-1939), комиссия Пиля и отношение к предложенному ею плану раздела Палестины (1937), борьба против ограничений "Белой книги" 1939 года, нелегальная репатриация (1934-1948), Вторая мировая война и политика сионистского руководства перед лицом Катастрофы европейского еврейства (1939-1945), выбор между политической стратегией и вооруженной борьбой против британского мандата (1944-1948), операция "Сезон" (1946), подготовка к Войне за независимость (1947-1948) и т.д.

Берл Каценельсон, один из виднейших идеологов сионистского рабочего движения, не упомянут в учебнике Яакоби ни единого раза. В прежних пособиях о нем говорилось в следующих контекстных плоскостях: создание Гистадрута (1920), вклад Третьей алии в развитие Эрец-Исраэль (1919-1923), отношение к еврейском контртеррору во время арабского восстания (1936-1939), организация нелегальной алии и противодействие ограничениям "Белой книги" 1939 года.

При столь жесткой фильтрации учебного материала, имеющего отношение к лидерам левого сионистского лагеря, не приходится удивляться тому, что в новом учебнике вовсе не нашлось места для освещения деятельности Менахема Бегина в период, предшествовавший его избранию на пост премьер-министра Израиля (1977). В прежних пособиях о нем рассказывалось в связи с подпольной организацией ЭЦЕЛ и казнями еврейских повстанцев, а также в следующих контекстных плоскостях: расстрел "Альталены" (1948), оппозиционная деятельность партии Херут и становление израильского парламентаризма (1948-1977), организация общественной борьбы против получения репараций от Германии (1952).

Было бы ошибкой предположить, что новая программа предполагает изучение тех же событий, но без подчеркнутого внимания к историческим персоналиям. Большей частью соответствующий учебный материал попросту устранен из нового пособия, проникнутого поверхностным космополитическим духом.

В частности, об этом говорит следующее обстоятельство. В "Переменчивом мире" нет ни одной фотографии Бен-Гуриона, но зато там нашлось место для фотопортретов Гитлера, Сталина, Франклина-Делано Рузвельта, Насера, Зигмунда Фрейда, Сальвадора Дали и музыкантов "Битлз". Таковы издержки доведенного до абсурда универсализма в восприятии и освещении новейшей истории.

Десионизация в действии

Однако настало время оторваться от персоналий и сосредоточиться на содержательной части нового учебника. С этой целью будет полезно выделить несколько тематических блоков и – вслед за специалистами центра "Шалем" – сравнить их подачу в старых пособиях и в постреформенном издании минпроса. Произведя необходимый анализ, мы сможем представить себе, с каким запасом исторических знаний вступят в активную гражданскую жизнь израильские школьники нового поколения.

Катастрофа европейского еврейства. При изучении этой темы прежние учебники уделяли особое внимание мужеству обреченных, повествуя с должной подробностью о восстаниях в Варшавском, Виленском, Белостоксом гетто и о еврейских партизанских отрядах. Столь же подробно освещалась судьба Ханы Сенеш и других парашютистов, отправленных сионистским руководством из Эрец-Исраэль на помощь погибающим еврейским общинам в оккупированную нацистами Европу. В соответствующем разделе дореформенного учебника приводилось одно из стихотворений, написанных Ханой Сенеш незадолго до того, как она отправилась в свой последний путь, завершившийся в застенках будапештского гестапо. Весь этот материал выброшен из нового пособия.

Прежний учебник детально (на трех страницах) описывал равнодушие союзников к судьбам гибнущего в Европе еврейского народа. В частности, там приводились выдержки из отчета, представленного в конце 1943 года американским министром финансов Моргентау. В этом документе подчеркивалось, что сотрудники госдепартамента США "намеренно уклоняются от оказания помощи истребляемым европейским евреям и зачастую препятствуют частным организациям, предпринимающим попытки подобного рода".

"Переменчивый мир" обходит эту болезненную тему красноречивым молчанием. Напротив, на страницах нового учебника приводится текст декларации, опубликованной правительствами СССР, США и Великобритании в декабре 1942 года. Данный документ констатирует осведомленность союзников о масштабах еврейского геноцида, осуждает его как "хладнокровное зверство" и подтверждает приверженность "свободолюбивых народов" идее послевоенного наказания "вождей гитлеризма".

Декларация 1942 года не имела никаких практических последствий и лишь в послевоенный период послужила одним из юридических оснований для организации Нюрнбергского процесса. Применительно к истории Катастрофы значение данного документа очень ограничено, но смысл замены, произведенной автором "Переменчивого мира", достаточно очевиден.

Исправленный педагогический message состоит в следующем: мы не были брошены на произвол судьбы, просвещенный мир хотел прийти к нам на помощь, мы не "народ, пребывающий одиноко", а часть гармоничной интернациональной мозаики, и живем по общим для всего человечества гуманным законам. То, что страшная истина Катастрофы во всем противоречит этой оценке, не смущает последовательных универсалистов Цимермана и Яакоби.

Иллюстративный материал, сопровождающий повествование о Катастрофе, сокращен в "Переменчивом мире" в несколько раз по сравнению с прежними пособиями. Кроме того, отобранные для нового учебника фотографии носят более "стерильный" характер: там нет сцен убийства, газовых камер, скелетообразных узников и иных, доходящих до подсознания свидетельств произошедшего. В монографии Дани Яакоби Катастрофа выглядит не так уж страшно.

Нелегальная репатриация. Эта величественная глава сионистского эпоса ранее освещалась очень подробно. Старые учебники повествовали о том, как в ответ на ограничения "Белой книги" к берегам Эрец-Исраэль устремились десятки кораблей, переполненных репатриантами, у которых не было британского сертификата на въезд в Палестину.

Рассказывалось об "Эксодусе", о бывших узниках гетто и концлагерей, которые перебирались пешком через Альпы по пути к средиземноморским портам, где их поджидали арендованные Сохнутом суда – старые, полуразвалившиеся, непригодные к дальним плаваниям, но готовые выйти навстречу британским эсминцам. Рассказывалось и том, как их пассажиры, прошедшие через семь кругов ада, высылались англичанами на Кипр, где их снова бросали за колючую проволоку.

Именно нелегальная алия заставила Организацию Объединенных Наций осознать неотложный характер проблем, выдвигавшихся на обсуждение мирового сообщества сионистским движением. "Переменчивый мир" содержит всего два лаконичных упоминания об этом явлении – и ни одного фотоснимка, дающего представление о трагической участи перехваченных англичанами репатриантов.

Вооруженная борьба против британского мандата. "В среде еврейского населения усиливались голоса, требующие от Британии изменить ее политику в Эрец-Исраэль. Данное требование было подкреплено конкретными действиями: усилением нелегальной алии и вооруженными акциями".

Это все. Никаких дополнительных сведений новый учебник израильским школьникам не предлагает. Ни об ЭЦЕЛе, ни о ЛЕХИ, ни о взошедших на эшафот, ни о взорванных мостах и нефтехранилищах, ни об антибританских операциях ПАЛМАХа, ни о "черной субботе", ни о гостинице "Кинг Дэвид", ни о прорыве еврейских подпольщиков в казематы Акко, где ожидали казни их арестованные товарищи. Все эти темы так или иначе освещались в прежних пособиях, но в "Переменчивом мире" места для них не нашлось.

Резолюция ООН о разделе Палестины. Прежнее пособие ("Не на серебряном подносе") описывала принятие этой резолюции, санкционировавшей создание Государства Израиль, как событие исключительной исторической важности. О решении ООН говорилось в развернутой контекстной перспективе: от Декларации Бальфура, через 30 лет созидания и жестокой борьбы, к долгожданному международному признанию неотъемлемых национальных прав еврейского народа, пережившего чудовищную Катастрофу.

В целом указанной теме, включая успешную дипломатическую кампанию сионистского руководства и драматическое голосование в ООН, посвящалось три страницы учебного текста. "Переменчивый мир" ограничивается в данной связи единственной фразой.

Провозглашение Государства Израиль. В прежнем пособии приводились пространные выдержки из Декларации независимости, подчеркивающие историческое право еврейского народа на создание своего государства в Эрец-Исраэль. В новом учебнике эти цитаты опущены, но зато там приводится заключительный фрагмент Декларации, изъявляющий приверженность новообразованного государства принципам гражданского равенства и социальной справедливости.

Разница в подборе цитат красноречивейшим образом иллюстрирует смену идеологических приоритетов. Кстати, об иллюстрациях: в "Переменчивом мире" не нашлось места для фотографии, увековечившей провозглашение Государства Израиль.

Война за независимость и проблема палестинских беженцев. В дореформенном пособии о Войне за независимость рассказывалось на 17 страницах, в новом учебнике ей посвящено два абзаца. Весь фотоиллюстративный материал, включавший ранее полдюжины снимков (обстрел осажденного Иерусалима, падение Еврейского квартала, сражение у Кастеля, арабские боевики у сожженных грузовиков "Хаганы", антисемитская карикатура из египетской газеты, линия фронта в черте города), выброшен из нового учебника.

На единственной фотографии, включенной в "Переменчивый мир", изображены палестинские дети в лагере беженцев на территории Иордании. Вместо карты, отображавшей вторжение арабских армий в Эрец-Исраэль, в новом учебнике помещена карта исхода палестинских беженцев в граничащие с Израилем страны.

"Переменчивый мир" подчеркивает, что в ряде случаев бегство арабского населения было результатом преднамеренной депортации. Раньше исход палестинских беженцев объяснялся распространением слухов о "злодеяниях сионистов" и надеждой на скорую победу арабских армий, после которой вся территория Эрец-Исраэль будет очищена от евреев. Кстати, в скупом на фотоиллюстрации "Переменчивом мире" нашлось место для снимка, изображающего вселение евреев в покинутую арабами деревню Эйн-Худ.

Синайская кампания. В прежнем пособии отмечался ряд стратегических факторов, вынудивших Израиль принять участие в войне против Египта в 1956 году: поставки чехословацкого оружия режиму Насера, эскалация террора в приграничных районах, национализация Суэцкого канала, создание объединенного командования вооруженными силами Египта, Сирии и Иордании. В новом учебнике Синайская кампания представлена как результат политической победы израильских "ястребов" (Бен-Гуриона и Моше Даяна) над умеренным и миролюбивым Моше Шаретом.

Благотворные результаты Синайской кампании (обеспечения свободного судоходства в Тиранском проливе, развитие Эйлата, прекращение террористических вылазок с территории Египта, демилитаризация Синая) подробно освещались в дореформенном пособии. "Переменчивый мир" ограничивается в этой связи единственной фразой: "В послевоенный период установилось относительное спокойствие, но угроза существованию Израиля все еще оставалась в силе".

Шестидневная война. Здесь составитель "Переменчивого мира" умудрился умолчать даже о блокаде Тиранского пролива и об изгнании наблюдателей ООН с территории Синая, то есть о главных причинах военного столкновения.

По сути дела, Дани Яакоби близок к тому, чтобы представить Израиль агрессором и главным виновником Шестидневной войны. Игнорируя такие факторы эскалации, как создание ООП (1965), сирийские работы по отводу истоков Иордана (1966), артиллерийские обстрелы поселений Иорданской долины и создание объединенного египетско-сирийского командования, к которому позже присоединился король Хусейн, автор нового учебника начинает исторический анализ с воздушного сражения, в ходе которого израильские ВВС сбили шесть сирийских МИГов (апрель 1967 года). Вслед за тем он мельком упоминает о сосредоточении египетских войск на территории Синая и о произведенной в Израиле мобилизации резервистов, а также о безуспешных попытках добиться дипломатического урегулирования конфликта.

Яакоби обходит молчанием кровопролитные сражения в Иерусалиме и освобождение Старого города, ограничиваясь сухим перечнем территорий, оказавшихся под израильским контролем в результате Шестидневной войны. Вместо знаменитой фотографии Ицхака Рабина, Моше Даяна и Узи Наркиса у Львиных ворот Старого города в новом учебнике помещен снимок израильского бронетранспортера в аэропорту "Каландия". Символику освобождения вытеснил символ оккупации: за спиной у агрессора отчетливо виднеется вывеска на арабском языке. Трудно не предположить, что именно это сочетание показалось соблазнительным автору и редакторам "Переменчивого мира".

…Палестинский террор? Освобождение заложников в "Энтебе"? Читатель, наверное, угадал, что на такие мелочи господин Яакоби внимания не обращает.

Судьба российского еврейства. На фоне выявленных тенденций к десионизации израильской истории данная тема особенного значения не имеет, но для читателей "Вестей" она представляет самостоятельный интерес. В прежнем пособии ("Восхождение великих держав") кратко, но достаточно ясно рассказывалось о евсекции, о разгроме еврейских общин и подавлении национально-культурной жизни в СССР, о запрете на преподавание иврита, о жестоких репрессиях против раввинов и сионистов. Упоминалось о разгроме культуры на языке идиш и о постепенной ликвидации созданных самими властями еврейских структур.

Автор нового учебника ставит отчетливое ударение на надеждах, сопровождавших победу большевиков, и с не характерной для него обстоятельностью упоминает о декрете 1919 года, запретившем пропаганду антисемитизма. О создании евсекции Яакоби повествует совершенно нейтральным тоном, об антиеврейских репрессиях не упоминает вовсе, в результате чего у читателя создается превратное впечатление о коммунистической диктатуре и ее отношении к евреям. Впрочем, в сравнении с прочими перекосами "Переменчивого мира" данное обстоятельство представляется сущей безделицей.

Центр мироздания

Но, быть может, именно такой космополитический взгляд на новейшую историю, чуждый пристрастиям этноцентризма, в наибольшей степени соответствует духу современного общества и всевластной культурной глобализации? Следует ли печалиться из-за того, что вместо фотографии Бен-Гуриона израильским школьникам предлагают теперь портрет Сальвадора Дали? Много ли они потеряют, ничего не узнав о подпольщиках ЭЦЕЛа и о сражении на Арсенальной горке?

Ответить на эти вопросы поможет банальное утверждение, согласно которому стать полноценной частью окружающего мира может лишь тот, кто сумел стать самим собой. Это в равной мере относится к отдельной личности и к национальному коллективу. Собственно говоря, в этом и состоял изначальный пафос сионизма, которому противостояли адепты ассимиляции.

Структура любого географического атласа зависит от того, где он издан. Для русских в центре мироздания находится Россия, для американцев – Соединенные Штаты, для израильтян – Израиль. Вслед за тем в наших атласах появляются карты Ближнего Востока, Азии, Европы и других частей света. Автору этих строк никогда не доводилось держать в руках географический атлас, изданный в Новой Зеландии, но если таковой существует, его первые страницы наверняка заполнены картами Океании. Только таким образом, удаляясь концентрическими кругами от заданного центра, можно постичь устройство, величие и многообразие окружающего мира.

И чем дальше от центра, тем мельче масштаб: знать географию Галилеи израильтянину важно, а детальные сведения о лесах и дорогах Вермонта ему не нужны. Когда они ему потребуются, он найдет их в другом месте, но не в школьном географическом атласе. Там же наверняка окажется и фотография Сальвадора Дали.

Устройство любой газеты опровергает космополитическую логику нового учебника истории для израильской средней школы. Мы читаем на первых страницах местные новости в самом подробном изложении, и лишь затем заглядываем в раздел международной информации. Эйлатское землетрясение силой в 4 балла является для нас важным событием, а калифорнийское попадет на первые полосы наших газет только в том случае, если им вызваны значительные разрушения и человеческие жертвы (для этого потребуется еще три-четыре балла по шкале Рихтера). В Африке же должно и вовсе снести полконтинента, чтобы мы обратили внимание на разыгравшуюся там трагедию.

Тихая революция в преподавании истории сионизма чревата невежеством, культурной дезориентацией, утратой пропорций и перспективы при восприятии сложных явлений, затрагивающих наше национальное существование самым безжалостным образом. Оболваненному выпускнику новой израильской школы будет труднее выжить в переменчивом мире, восхищающем Цимермана и Яакоби. Ознакомившись с результатами анализа, произведенного центром "Шалем", к иному выводу прийти попросту невозможно.

Ответная акция

Было бы преувеличением сказать, что публикация данного исследования произвела эффект разорвавшейся бомбы, но пару тематических блоков для израильского телевидения она все-таки обеспечила. Пригласили в студию историков и педагогов, посудачили, выслушали обе стороны - и перешли к следующей теме.

Газета "Гаарец", почитающая себя трибуной израильской интеллигенции, публиковать материал, предоставленный центром "Шалем", не стала. Вместо этого со страниц престижного издания были вылиты ушаты грязи на Йорама Хазони, его коллег и единомышленников. Обошлись бы, наверное, и без этого, но выпущенная д-ром Хазони книга "Еврейское государство: борьба за душу Израиля" ("The Jewish State: The Struggle for Israel's Soul") и его статья в аналитическом журнале "Нью Репаблик" не на шутку встревожили американское еврейство.

Травлю молодого ученого возглавил Акива Эльдар, бывший в прошлом корреспондентом "Гаарец" в США и знающий цену политическому влиянию еврейского истеблишмента в этой стране. Свою статью, опубликованную 14 сентября, он озаглавил "Учитель и наставник д-ра Хазони". Помещенная под заголовком фотография Меира Кахане сразу же объясняет, кого имеет в виду маститый израильский журналист.

Объявив Йорама Хазони отпетым каханистом, Акива Эльдар может смело рассчитывать на то, что его точка зрения будет сразу же дискредитирована в глазах читателей "Гаарец". Желанного результата он добивается с помощью обильного цитирования статьи, опубликованной д-ром Хазони в газете "Джерузалем пост" в ноябре 1990 года – сразу же после того, как раввин Кахане, да отмстит Господь за его кровь, был убит в Нью-Йорке арабским террористом.

Из самой статьи видно, что Йорам Хазони каханистом себя не считает и не считал. Даже в написанном по свежим следам убийства некрологе он подчеркивает: "Мы не могли примирить свой иудаизм с его склонностью к простым и жестоким решениям сложных проблем". Но, будучи честным человеком, Хазони выразил в цитируемой статье свою признательность раввину Кахане, выступление которого перед студентами Принстонского университета перевернуло его жизнь.

"Мы выбрали для себя другую дорогу, но он научил нас тому, что невежество – это невежество, а подлог – это подлог, - признался Хазони в 1990 году. – И еще тому, что на свете есть вещи, за которые стоит бороться". Это признание стало теперь, по прошествии десяти лет, сущей находкой для Акивы Эльдара и прочих ревнителей добровольной израильской слепоты.

Полторы недели спустя, 25 сентября, в "Гаарец" был опубликован еще один опус, дискредитирующий Йорама Хазони. О его содержании красноречиво говорит выбранный автором заголовок "Израильский маккартизм" (тут же и фотография сенатора Джозефа Маккарти – для большей наглядности). На этот раз поводом для атаки стал критический отзыв д-ра Хазони о новом учебнике обществоведения, рекомендованном министерством просвещения израильским школам. Профессор Биньямин Нойбергер, из-под пера которого вышел "Израильский маккартизм", был главным научным консультантом при составлении этого пособия.

Таков уровень спора. Каханист, маккартист – всякая брань хороша, чтобы не дать читателю задуматься над проблемой, вынесенной на обсуждение специалистами центра "Шалем". А то ведь, не ровен час, встревожатся израильские родители и захотят узнать, чему учат их детей на уроках, формирующих гражданское мировоззрение.

"Вести",
28 сентября 2000г.


[назад] [Израиль сегодня]