Израиль сегодня
 


[назад] [Израиль сегодня] [Главная страница]

Ultima Thule

Дов Конторер

Дружеская удавка

Многие израильские журналисты приписывают Биллу Клинтону искреннюю симпатию к нашей стране. Часто его называют "самым дружественным по отношению к Израилю президентом Соединенных Штатов", подтверждением чему считается глубокая вовлеченность нынешнего хозяина Белого дома в процесс политического урегулирования на Ближнем Востоке.

"До последнего дня своей президентской каденции я не оставлю попыток привести к примирению между Израилем и палестинцами", - сказал Клинтон на этой неделе, вызвав очередную бурю восторгов в нашей прессе, для которой сочувствие к американским демократам становится естественным продолжением местной политической ангажированности в пользу левого лагеря. Смотрите, какой хороший: до самого последнего дня своими заботами нас не оставит. Вот что значит - истинный друг Израиля.

Находя подобную аргументацию несколько ущербной, можно, однако, признать, что Клинтон (в отличие от бывшего президента США) действительно хочет выглядеть другом нашей страны, и это, конечно, существенно – вне зависимости от причин, заставляющих его вести себя таким образом. Но сказанное не отменяет того факта, что именно в каденцию Клинтона американская администрация предпринимает самую решительную попытку удушения израильской оборонной промышленности с момента финансово-бюрократической расправы над проектом "Лави" в конце 80-х годов.

Напомню, что этот проект по созданию многофункционального боевого самолета должен был обеспечить израильским ВВС независимость от американских поставок или, по крайней мере, существенно сократить их объем и номенклатуру. Бывший министр обороны и главный патрон загубленного проекта Моше Аренс поныне считает, что "Лави" стал бы лучшим в мире истребителем-бомбардировщиком, а его производство – флагманом отечественных разработок в области новейших технологий.

Однако в конце 80-х годов, когда к давлению Вашингтона прибавился скептицизм руководителей израильских ВВС, предпочитавших знакомые и более дешевые на первых порах американские самолеты, правительство национального единства во главе с Ицхаком Шамиром решило свернуть проект "Лави". Тысячи высококвалифицированных специалистов лишились тогда работы, многие из них эмигрировали на Запад в последующие годы, но "истинные нужды ЦАХАЛа" и недвусмысленное вмешательство США стали решающими аргументами в споре о будущем израильской авиационной промышленности.

Как только не потешались тогда над Аренсом журналисты, утверждавшие, что этот профессор аэронавтики не способен отделить собственные научные увлечения от государственных интересов! Но если представители прессы редко берут свои слова назад, то среди бывших противников проекта "Лави" в военном истеблишменте давно уже наблюдаются признаки прозрения. Став командующим израильскими ВВС, генерал-майор Дан Халуц заявил, что его прежняя позиция по данному вопросу была ошибочной: ЦАХАЛу стоило решиться на оснащение военно-воздушных сил отечественными самолетами.

Итак, свертывание проекта "Лави" было лишь отчасти обусловлено американским давлением – не менее существенным фактором здесь явилась позиция израильских военных, которым приходилось принимать в расчет целый ряд дополнительных факторов: вероятность войны в уязвимый для ВВС период технического переоснащения, разницу бюджетных затрат и т.п. Зная теперь, что большой войны на Ближнем Востоке в 90-е годы не случилось, мы можем, конечно, судить противников свернутого проекта за проявленную ими близорукость, но вряд ли такой подход будет корректным и справедливым. Довольно того, что некоторые израильские генералы сами судят себя за допущенную ими ошибку.

Не так обстоит дело теперь. Наблюдая за драматической коллизией вокруг проекта "Фалкон", мы могли убедиться в том, что единственной причиной израильского отказа от этой выгодной сделки с Китаем явилось грубое и, быть может, беспрецедентное американское давление. Оставаясь в значительной зависимости от США, не уступить этому давлению было в принципе невозможно.

Динамика кризиса

Даже самые строгие критики Эхуда Барака, готовые объявить порочным любое его решение, включая успешный вывод израильских войск из Ливана, проявляют понятную сдержанность, говоря об отказе от сделки с Китаем. Отстоять израильские интересы в этом конфликте с Белым домом, Пентагоном, госдепартаментом и обеими палатами американского конгресса было не по силам правительству нашей страны, кто бы его ни возглавлял. К тому же ответственность за подготовку, подписание и частичную реализацию израильско-китайского контракта поровну делят между собой несколько премьер-министров – Ицхак Рабин, Шимон Перес, Биньямин Нетаниягу, Эхуд Барак.

Если принятое Бараком решение и становится поводом для критики, то исходит она не от его политических оппонентов, а из уст различных экспертов, полагающих, что дело не следовало доводить до открытого конфликта с американцами, в котором у правительства не оставалось иного выбора кроме капитуляции или глобального кризиса в отношениях с Вашингтоном. Смысл подобной точки зрения, высказываемой в публикациях израильской прессы, сводится к тому, что правительство должно было уступить американскому давлению значительно раньше. Мол, зачем обрекать себя на бесславный финал в заведомо обреченном противоборстве?

Состоятельность такого подхода вызывает сомнения. Мог ли Эхуд Барак расторгнуть контракт с Китаем и подорвать тем самым коммерческую репутацию израильской оборонной промышленности на международной арене, не исчерпав предварительно всех возможностей договориться с американцами на компромиссной основе? Если бы премьер-министр поспешил с решением такого рода, его вполне обоснованно обвинили бы в чрезмерной уступчивости и в неумении защищать важнейшие интересы своей страны.

Сторонники ранней уступки часто ссылаются на предупреждение, сделанное Пентагоном израильскому правительству еще в 1996 году. Дескать, острое недовольство США в связи с планируемой поставкой Китаю самолетов-разведчиков, оснащенных системой "Фалкон", было давно известным фактом, который следовало учитывать нашему руководству.

В действительности дело обстояло несколько иначе. До относительно недавнего времени чувствительность американцев к данной проблеме была значительно меньше, чем теперь. США были осведомлены об израильско-китайской сделке на всех этапах ее подготовки и не проявляли в этой связи особого беспокойства. Последующие американские заявления о том, что израильскому правительству был заявлен в устной и письменной форме протест по данному поводу, остаются абсолютно голословными, и дело здесь, похоже, не в разгильдяйстве наших чиновников, потерявших важный документ. Несмотря на настойчивые просьбы Израиля, Белый дом так и не смог представить собственных документов, подтверждающих версию об официальном предупреждении 1996 года.

Единственным эпизодом соответствующего периода, который имеет значение в данном контексте, была встреча американского посла в Тель-Авиве с генеральным директором израильского министерства обороны Давидом Иври и его заместителем по вопросам международных связей бригадным генералом Йекутиэлем Мором. В ходе этой встречи, состоявшейся 20 августа 1996 года, американский посол интересовался техническими деталями системы "Фалкон", предназначенной для продажи Китаю, но ничего, что напоминало бы официальное заявление протеста, израильтянам сказано не было.

Чувствительность США по отношению к военным поставкам КНР достигла нынешнего уровня значительно позже и не без влияния разоблачений прессы по вопросу о противозаконных китайских дотациях Демократической партии. Последним по времени фактором стала в этой связи прошлогодняя эскалация политического конфликта между КНР и Тайванем, позволившая Белому дому говорить о гипотетической опасности самолета "Фалкон" для американских летчиков.

Надуманность этого аргумента никак не сказывается на его популистском воздействии, и в конце концов Израилю пришлось считаться с тем, что против военных поставок Китаю с равной непримиримостью выступают обе американские партии. Когда стало ясно, что предстоящие в ноябре выборы президента США не сулят никаких положительных перемен в отношении данной проблемы, Эхуд Барак принял решение об отмене сделки с Пекином, но оказалось, что на этом невозможно поставить точку.

Вытеснение с рынка

Говоря о надуманности аргумента об опасности для американских летчиков, я имею в виду известные обстоятельства: исключительно малую вероятность военного конфликта в Юго-Восточной Азии с участием США; наличие технологий, аналогичных "Фалкону", у других возможных поставщиков Китая, включая Францию и Россию; нескрываемую заинтересованность самого Вашингтона в проникновении на китайский рынок. Именно этот последний фактор заслуживает особенно пристального внимания.

Американский военно-промышленный комплекс сталкивается в последние годы с растущей конкуренцией со стороны Израиля, осваивающего новые рынки сбыта для своей оборонной продукции. В этой связи израильтяне придают особое значение Индии и Китаю – двум огромным государствам, не имеющим прямого касательства к ближневосточному конфликту и обладающим реальными нуждами в сфере модернизации своих вооруженных сил. Израиль способен предложить им именно то, в чем они особенно остро нуждаются: современную военную технику высокого качества по разумной цене.

В силу целого ряда причин американцы не могут сегодня завоевать господствующие позиции на индийском и китайском рынках, но при этом нормализация торгово-экономических связей с КНР остается важнейшей внешнеполитической задачей Белого дома. Можно предположить, что когда она будет решена посредством заключения соответствующего соглашения, над которым давно работают эксперты госдепартамента, двери в Китай откроются и перед предприятиями американского ВПК. Какими бы ни были опасения Вашингтона в связи с ожидаемым ростом китайского могущества в XXI веке, Америка не захочет, чтобы этот рост, коль скоро он неизбежен, принес прибыль европейцам, России или Израилю, а не ее промышленникам.

Речь, таким образом, идет о соревновании будущих поставщиков, в котором отмена сделки "Фалкон" обеспечивает американцам важную тактическую передышку и возможное преимущество.

Но, как уже было отмечено выше, с отменой запланированной поставки Китаю израильского разведывательного комплекса закулисная драма во взаимоотношениях Иерусалима и Вашингтона не завершилась. Состоявшийся на прошлой неделе раунд израильско-американских консультаций по проблемам стратегического сотрудничества показал, что США по-прежнему настаивают на установлении жесткого контроля за нашим военным экспортом. Выдвинутое Пентагоном требование о предварительном уведомлении США относительно планируемых израильских поставок третьим странам остается в силе и не ограничивается номенклатурой продукции, основанной на американской технологии.

Принятие этого требование будет равносильно окончательному удушению нашей оборонной промышленности. В прошлом уже случалось, что, получив от Израиля информацию о планируемой сделке с тем или иным государством и о ее условиях, американцы в экстренном порядке предлагали нашим клиентам собственную продукцию аналогичного профиля по более низкой цене. Точно такого же результата следует ожидать и в будущем, если требование Пентагона будет принято к исполнению.

При этом немаловажно, что США настойчиво отказываются от предварительного обсуждения с Израилем собственных военных поставок арабским и иным государствам, угрожающим нашей стране. О каком-либо паритете в отношении данной проблемы американцы слушать не желают.

Забытая компенсация

И еще один аспект, заслуживающий рассмотрения в контексте данной статьи. Требуя от Израиля отмены сделки с Пекином, США настойчиво намекали на возможность компенсации связанного с этим ущерба. Израиль был готов удовольствоваться тем, что уже произведенный по китайскому заказу самолет "Фалкон" был бы закуплен Соединенными Штатами для передачи ЦАХАЛу, который остро нуждается в дорогостоящей технике подобного рода. Но, как отмечает военный обозреватель газеты "Гаарец" Зеэв Шиф, после официального расторжения контракта с Китаем американцы забыли о своих обещаниях.

До настоящего времени Пекин не обратился к Израилю с требованием о компенсации в связи с расторгнутой сделкой, но рано или поздно объясняться с китайскими заказчиками нашему правительству все же придется.

Можно предположить, что КНР захочет вернуть себе не только уплаченные нам деньги, но также и неустойку за расторжение многомиллионного контракта. Кроме того, китайцы могут потребовать от Израиля плату за созданную ими наземную инфраструктуру, которая предназначалась для обслуживания самолета "Фалкон", и за потерянные пять лет, в течение которых они ждали выполнения своего заказа.

В совокупности израильские потери от расторжения контракта с Китаем могут составить многие сотни миллионов долларов. Именно таким – наряду с кемп-дэвидским шоу – станет прощальный подарок Израилю от "самого дружественного" президента Соединенных Штатов.

"Вести",
17 августа 2000


[назад] [Израиль сегодня]