Педагогический Альманах
 

[Содержание альманаха] [Предыдущая страница] [Главная страница]

Статья посвящена участию школы в создании еврейской общины. Эту тему в первом номере альманаха начал Григорий Шойхет, рассказавший о воспитательной роли социальной работы школьников с пожилыми и одинокими людьми ("Союз сердец").

Илья Вайсельбух (Кишинев)

ВСТРЕЧА ПОКОЛЕНИЙ

Клуб пожилых и юных "Кешер а-дорот"

Один ученый, но очень скупой еврей сказал раби Аврааму из Стратина:
— Говорят, что ты, уважаемый раби, даешь людям удивительные лекарства и умеешь исцелять. Дай же и мне лекарство, которое научит меня бояться Бога!
— Для страха перед Богом,  — ответил раби Авраам,  — у меня нет лекарства. Но если хочешь, могу дать тебе лекарство, которое поможет тебе любить Бога.
— Этого я желаю еще более!  — воскликнул ученый.  — Пожалуйста, дай мне его!
— Это лекарство,  — ответил цадик,  — любовь к ближнему.

М.Бубер, "Скрытый свет".

Еврейское население Молдовы составляет около 30 тысяч человек. Большая часть проживает в Кишиневе. Здесь действуют Федерация еврейских общин Молдовы, Общество еврейской культуры, открыты две дневные еврейские школы, воскресные школы и детский сад. Идут занятия в еврейском Открытом университете, а при Молдавском государственном университете создан факультет иудаики. Читатели приходят в городскую еврейскую библиотеку, музей истории евреев Молдовы устраивает экскурсии. В Кишиневе организованы женское движение "Хава", спортивный клуб "Маккаби", клуб еврейской семьи, молодежный клуб, работают "Идиш-клуб", клубы ветеранов и пенсионеров. Здесь еженедельно выходит в эфир радиопередача "Еврейская жизнь", а на экранах телевизоров появляется заставка "На еврейской улице". Есть в городе благотворительная организация "Хесед иегуди". Этот список можно продолжить.

Еврейская традиция основана на преемственности и связи поколений. Не секрет, что в наши дни эта связь ослабла. Ради ее укрепления важно наладить постоянное общение еврейской молодежи с пожилыми людей на основе традиционных форм и неформальных методов работы. Эту задачу взяла на себя наша школа. Форумом для встречи поколений стал созданный с этой целью клуб "Кешер а-дорот". В его работе воплощаются традиционные ценности еврейского народа: милосердие, благотворительность, почтительное отношение к старшим. Сегодня очень важно привить эти черты еврейским детям и юношеству.

Деятельность клуба ориентирована на людей в возрасте 60—70 лет и учащихся старших классов (13—17 лет). Раз в неделю, по воскресеньям, на благотворительный обед в школьную столовую приглашаются пожилые одинокие люди (50 человек). В зале негромко звучит мелодичная еврейская музыка, дети встречают гостей и провожают каждого на его место. Гости рассаживаются за красиво украшенными столами, которые сервируют дети. Видно, как светлеют их лица. После обеда всех приглашают в актовый зал, где проходят мероприятия, подготовленные силами учащихся школы. В рамках встречи поколений возможно проведение лекций по иудаизму с участием раввина и преподавателей факультета иудаики при Молдавском государственном университете, сотрудников института изучения иудаизма при Академии наук Молдовы.

Деятельность клуба "Кешер а-дорот" включает совместные поездки и беседы, вечера воспоминаний, посещение пожилых людей на дому и многое другое. Ниже приводятся примеры некоторых организационных форм:

  • пожилые люди вспоминают различные события своей жизни, иллюстрируя воспоминания фотографиями, предметами быта, пейзажами родных мест, читают свои записи;

  • пожилые люди рассказывают детям об обычаях, кулинарных рецептах еврейской кухни, традиционных праздниках в родительском доме, вспоминают друзей детства, этапы профессиональной деятельности, различные эпизоды своей жизни, семейные предания и родословную;

  • организуются совместные прогулки, экскурсии, походы в лес, которые школьники и пожилые люди совершают вместе;

  • школьники посещают одиноких пожилых людей на дому, доставляют им подарки к праздникам, помогают в приобретении лекарств и иных покупок.

Цели и задачи клуба

  1. Воспитание у юношества готовности помогать окружающим.

  2. Встречи представителей разных поколений.

  3. Укрепление связи поколений.

  4. Привлечение представителей разных поколений к совместной деятельности во имя общей цели.

  5. Поддержка и опека школьниками пожилых людей.

  6. Привлечение внимания молодежи к проблемам старости.

  7. Борьба с отрицательными стереотипами отношения к старости.

  8. Знакомство детей с внутренним миром пожилого человека.

  9. Создание для пожилых людей атмосферы уверенности в завтрашнем дне.

Милосердие  — залог продолжения еврейской традиции

Усилия, направленные на укрепление связи поколений, не должны прерываться. Детям нельзя давать забывать, что:

  • благотворительность, милосердие  — основа иудаизма;

  • заповедь Торы  — поддерживать больных, слабых, помогать нуждающимся;

  • поделиться с нуждающимся  — это акт справедливости;

  • добрые дела  — это оказание помощи человеку не ради вознаграждения.

Во исполнение заповедей милосердия каждый класс выбирает одно или несколько направлений работы с пожилыми людьми:

  • посещение одиноких пожилых людей на дому постоянно в течение года;

  • доставка посылок к праздникам;

  • оказание помощи в совершении покупок, приобретении лекарств, чтение пожилым людям вслух, помощь в написании писем, оплате коммунальных услуг и т. п.;

  • группа "ремонта", состоящая из умельцев, готовых чинить предметы домашнего обихода, принадлежащие пожилым людям;

  • постоянная опека класса над одним-двумя пожилыми людьми (продукты питания, вещи, лекарства).

Перед тем, как начать работу с пожилыми людьми, учитель отрабатывает со школьниками необходимые навыки общения: умение установить контакт, преодолеть чувство неловкости, возникающее при первой встрече. Каждая встреча должна быть посвящена определенной, заранее намеченной теме. Опыт показывает, что беседа, лишенная конкретной темы, может оказаться неудачной из-за неловкости, испытываемой обеими сторонами. Лучше всего сразу спланировать встречи на весь год (10—12 встреч). Они могут быть посвящены еврейским праздникам, обычаям, традициям и т. п. При этом хорошо предложить пожилому человеку самому рассказать о себе. Может быть, ему представится последняя возможность поведать о своей жизни заинтересованным слушателям. Хорошая тема для встречи  — "Познай свои корни". Зачастую старикам интересно узнать о судьбе людей своего поколения, и именно школьники могут рассказать им об их ровесниках  — своих бабушках и дедушках. Готовясь к таким встречам, дети открывают для себя многое из жизни своих бабушек и дедушек.

Учащиеся должны поделиться с классом впечатлениями о встрече. Это стимулирует рост мотивации, заставляет относиться к встречам с большей серьезностью.

Еврейская традиция говорит о том, что не меньше, чем о материальном благополучии ближнего, человек должен заботиться о его духовном благе. Утоление жажды духовной  — не менее важная обязанность, чем удовлетворение материальных запросов. Одинокие пожилые люди бесконечно нуждаются в душевном тепле, и если контакты со старшеклассниками помогут им обрести его, то дети, даже не зная, что их действия называются "Гмилут хасадим", выполнят важную мицву. Теоретические знания придут позже, приобщение к святому делу не пройдет бесследно.

Смысл всех мероприятий состоит в том, чтобы дети осознали заботы и потребности пожилых людей. Эти потребности, особенно в духовной сфере, не могут быть удовлетворены только социальными институтами и благотворительными организациями. Воспитание в детях милосердного отношения к старости предполагает и изменения понятия "старик" в глазах молодежи. Не секрет, что в наши дни уважение к людям старшего возраста не является само собой разумеющимся. Культ молодости, силы, грубых плотских наслаждений приводит к пренебрежительному отношению к старости, в которой не видят ничего, кроме дряхлости. Чем меньше ценятся качества, приобретаемые с возрастом: мудрость, умеренность, доброжелательность, способность к бескорыстной любви,  — тем труднее становится самоуверенной молодости понять старость. Это понимание мы должны воспитать в детях, ибо им, как и всем, предстоит стать стариками.

Встреча двух поколений  — это лишь "надводная часть" огромного "айсберга", малая крупица той работы, которая проводится со школьниками ради достижения поставленной задачи. Этому способствует, прежде всего, психологическая атмосфера в школе: атмосфера любви к детям, уважения к личности ребенка, демократичность отношений между учителями и учениками. Те и другие с удовольствием общаются на разнообразные темы не только в школе, но и после уроков, выезжают вместе на природу, совершают экскурсии, путешествуют. Это помогает установлению более близких отношений, приближает детей к еврейству, прививает такие качества, как милосердие, стремление к справедливости и т. п. Всему этому нужно учить и учиться заново. Важно, чтобы дети хорошо понимали  — быть евреем означает быть милосердным и справедливым человеком. И если искра еврейского патриотизма разожжет в детях жажду милосердия, долг учителя  — не дать погаснуть этому огню.

Вовлечение родителей в круг интересов детей

Конечно, многое определяет личность учителя, но все-таки духовный облик человека в еще большей степени зависит от семьи. Поэтому так важно вовлечь родителей в круг интересов детей. Станут ли они нашими союзниками в борьбе за будущее своих детей? Вернутся ли в какой-то мере к еврейству? Сумеем ли мы вместе с родителями разбудить в детях сострадание и потребность давать, а не только брать? Ответы на эти вопросы даст время.

Учитель, который берется за подобную работу, должен иметь огромный авторитет. Ведь малейшая фальшь или формализм сведут на нет все усилия. Только постоянная заинтересованность, бескорыстная и искренняя любовь к детям может "зажечь" в них такое же отношение к окружающим. Учитель должен уметь сам и научить ребенка ни при каких обстоятельствах не терять человеческий облик. Даже в самых трудных условиях есть место милосердию и справедливости. Эти качества должны сделаться человеческой потребностью школьников, и тогда, став взрослыми, они научат им собственных детей.

Воспитание старшего поколения в духе еврейской традиции дает ребенку (парадоксальным образом выступающему в роли носителя этой традиции в своей семье) ощущение неразрывной связи со своим народом, его историей. Многие родители впервые познакомились с еврейскими ценностями, праздниками и традициями благодаря детям. Принесенные детьми в дом, эти ценности и традиции позволяют семье оставаться еврейской. Через детей в семью входит еврейское мироощущение, крепнет связь с народом, сумевшим сохраниться именно благодаря преданности своей традиции. Необходимо всеми путями знакомить родителей учащихся с еврейской философией, историей, литературой и искусством, с различными сторонами жизни современного Израиля и диаспоры, делая упор на темы милосердия, почтительного и участливого отношения к старости и заботе о нуждающихся. Зерна милосердия, брошенные на благодатную почву, принесут всходы сопереживания, заботливого отношения к пожилым в еврейских семьях. Это поможет возвратить семейным отношениям ту чистоту и одухотворенность, которой они отличались в прошлом.

Подготовка к празднику

С педагогической точки зрения сам процесс подготовки к празднику не менее важен, чем его проведение. В ходе этой подготовки необходимо провести ряд диспутов, интеллектуальных игр, викторин, вечеров отдыха по темам:

  1. Знакомство с внутренним миром пожилого человека;

  2. Участие школьников в жизни пожилых людей;

  3. Привлечение молодежи к проблемам старости, и др.

Это поможет создать психологический настрой, необходимый для совместной подготовки к празднику "Встреча поколений".

Готовясь к празднику, надо заранее написать сценарий вечера-встречи. Сделать это должны сами дети в творческом содружестве с педагогами. Сценарий может строиться вокруг театральной постановки, праздничного действия в стенах школы или за их пределами, как праздничный концерт или массовый выезд на природу. При написании сценария необходимо учесть ряд важных моментов, касающихся еврейского воспитания:

  • сценарий должен содержать обязательный традиционный ритуал, сюжет праздника (если вечер посвящен какому-либо празднику); в сценарии могут рассматриваться те или иные понятия иудаизма (если вечер посвящен определенному аспекту еврейской жизни);

  • сценарий должен предусмотреть участие в вечере приглашенных пожилых людей и членов семей учащихся;

  • подготовку, организацию и проведение вечера следует поручить самим старшеклассникам;

  • желательно привлечение к участию учащихся младших классов.

Благодаря подобной деятельности, вокруг школы постепенно складывается очаг общинно-культурной жизни, где встречаются представители разных поколений. Постоянные встречи укрепляют связь между ними. Готовясь к вечеру-встрече, мы должны помнить, что Тора и поучения мудрецов изобилуют указаниями на ценность заповедей милосердия и справедливости. Общество, пренебрегающее этими заповедями, быстро деградирует. Человеческое общество попросту не может существовать без нравственности и социальной справедливости, сострадания и праведности.

Занимаясь подготовкой к празднику и говоря с детьми о милосердии, мы должны донести до них, что эта заповедь подразумевает все виды помощи: посещение больных, заботу о пожилых и почтительное отношение к ним, помощь голодающим и др. Важно отметить, что заповедь по-настоящему может быть исполнена лишь тогда, когда добрые поступки совершаются бескорыстно и безвозмездно.

Ключ к успеху в усвоении этой темы  — подходящее эмоциональное состояние детей. Во время подготовки вечера дети должны уносить с каждой встречи желание продолжить разговор. Беседы учителя должны пробудить в них желание поделиться услышанным с родителями, бабушками и дедушками, узнать их мнение о милосердии. Некоторые дети любят рисовать услышанное. Их рисунки можно использовать при оформлении зала для проведения праздника "Встреча поколений".

Великий еврейский философ Рамбам писал:

Милосердие характерно для еврейского народа. Евреи  — как братья, и если один брат не будет чувствовать сострадания к другому, то кто же проявит его? На кого евреи должны полагаться? На тех, кто их ненавидит и преследует? Нет, помощи нужно ожидать только от собственного брата.

Эти слова можно было бы вынести в эпиграф данной статьи. В этом мире нелегко быть евреем. Зачастую это возможно лишь благодаря обостренному еврейскому чувству взаимопомощи и поддержки. Дети должны понимать это и помнить об этом всегда.
 

Приложение

ВСТРЕЧА ПОКОЛЕНИЙ

Одноактная пьеса для школьного театра

Действующие лица:

Мать
Мирьям, ее дочь
Мария Львовна
Офицер, ее сын

Сцена первая

На сцене декорации жилой комнаты. Женщина гладит белье. Входит девочка 14—15 лет с модным рюкзаком-ранцем, явно чем-то расстроенная.

Мать. Что случилось? Почему ты не в настроении?

Мирьям. Ничего особенного.

Мать. И все-таки. Получила двойку или поссорилась с кемнибудь?

Мирьям. Не приставай ко мне, пожалуйста, вечно тебе все нужно знать.

Мать. Я же твоя мать, и меня интересует твоя жизнь.

Мирьям. Моя жизнь никого не касается, как хочу так и живу.

Мать. Нет, моя дорогая, вот когда ты выйдешь замуж ...

Мирьям (перебивая). Я никогда не выйду замуж. Я достаточно насмотрелась на твою жизнь с отцом. После этого сериала не только замуж, но и жить не захочется.

Мать. Ну это ты брось, есть очень много счастливых и дружных семей. Твой отец не показатель. Ты, кстати, давно его видела?

Мирьям. Давно видела и больше видеть не хочу. Он пришел такой пьяный, что еле ворочал языком. Противно!

Мать. А у его родителей, бабушки и дедушки, давно была?

Мирьям. Давно.

Мать. И не звонила? Ведь Фаина Лазаревна тяжело больна!

Мирьям. Меня это не волнует. У нее есть кому ухаживать и без меня.

Мать. Тебя никто не просит ухаживать, но зайти и поинтересоваться ее здоровьем нетрудно. Твои отношения с отцом не должны отражаться на отношениях с бабушкой и дедушкой. К ним-то у тебя претензий не должно быть они тебя очень любят. И в свое время много сделали для тебя... Мой руки, садись кушать, я тебе сегодня испекла твои любимые пирожки.

Мать накрывает на стол, дочь вытирает руки полотенцем, садится и ест.

Мирьям. Спасибо, мама, пироги в этот раз особо классные!

Мать. Классные, значит вкусные, да?

Мирьям. Да.

Мать. Ну раз я тебе пирогами угодила, расскажи, из-за чего ты сегодня расстроена?

Мирьям. Расстроена потому, что дурочку из меня сделать хотят!

Мать. Объясни подробнее.

Мирьям. Организовали в школе какую-то "службу милосердия". Мне дали адрес какой-то старухи. Теперь я должна к ней ходить, убирать у нее, готовить, бегать в магазин, развлекать! Мне что, делать больше нечего? Закопать себя в склепе у этой старухи! Она мне чужой человек, и я не хочу к ней ходить. Будет мной командовать, знаю я этих стариков!

Мать. Знаешь, дочка, на свете есть много людей, которые нуждаются в душевном тепле. Ты эту женщину не знаешь, а уже отрицательно к ней настроена. Давай подумаем: твои одноклассники будут заниматься волонтерской работой, а ты нет. То есть ты поставишь себя вне коллектива, тебя перестанут уважать, дружить с тобой. Ты можешь оказаться одна. Потом трудно будет положение исправить. Сходи к ней, познакомься. Вот, пирогов я испекла достаточно, угости ее. А там будет видно. Мы с тобой тоже когда-нибудь будем старухами, и не дай Бог нам испытать, что такое одиночество.

Мирьям. Мне очень не хочется, но ради тебя я пойду. Собери, пожалуйста, пироги.

Мать. Умница.

Мать целует Мирьям.

Сцена вторая

Сидит пожилая женщина и вяжет.
Заходит девочка.

Мирьям. Здравствуйте. Вы Мария Львовна?

Мария Львовна. Здравствуй, девочка. Я Мария Львовна, а кто же ты?

Мирьям. Меня зовут Мирьям, я ученица 9 класса еврейской школы. Меня назначили вашей опекуншей.

Мария Львовна. Это интересно. И как ты будешь меня опекать?

Мирьям (растерянно). Я не знаю... может, я могу чем-нибудь быть вам полезной? Вот я вам пирожки принесла, их испекла моя мама.

Мария Львовна. Пирожки  — это приятная неожиданность. Я, к сожалению, сама уже не пеку, а когда-то.., да ладно. Так, может быть, попьем вместе чаю с пирожками? Заодно и познакомимся. Сколько же времени ты должна у меня провести?

Мирьям (растерянно). Я не знаю, мне не говорили.

Мария Львовна. Ну, тогда я пойду заварю чай, а ты пока посмотри эти фотографии на стене.

Старушка ушла на кухню. Мирьям рассматривает фотографии.

Мария Львовна. Чай готов, моя дорогая опекунша. Присаживайся.

Мирьям так увлеклась фотографиями, что не слышит.

Мария Львовна. Мирьям! Чай готов!

Мирьям. Ах, да, извините. А что это за девочка в военной форме?

Мария Львовна. Это я в войну. Я была снайпером.

Мирьям. И вам приходилось убивать?

Мария Львовна. Да, к сожалению. На войне это необходимо... Так будем пить чай?

Мирьям. Извините, а это тоже вы?

Мария Львовна. Это тоже я. 3-й Украинский фронт. Я была назначена командиром женского снайперского взвода.

Мирьям. А это кто, в телогрейке и сапогах с автоматом?

Мария Львовна (смеется). Тоже я, в партизанском отряде в Белоруссии. Давай пить чай, и я тебе все расскажу.

Садятся и пьют чай.

Мария Львовна. В 1942 году мы попали в окружение, меня контузило так оказалась в плену. Нас было пять девушек из одного полка. Вместе и оказались в лагере военнопленных. Мне удалось бежать, мои однополчанки сказали немцам, что я армянка, а не еврейка. Добралась до партизан. Воевала в лесах один год, если тебе будет интересно, когда-нибудь расскажу. В 1944 году вернулась в свой батальон и дошла с боями до Берлина. Хочешь посмотреть мои награды?.. Ты пока посмотри, а мне нужно принять лекарство.

Мирьям. Мария Львовна, а это фотография из концентрационного лагеря?

Мария Львовна (смеется) . Можно сказать, что да. Только я сидела в нем уже после войны.

Мирьям. Как это?

Мария Львовна. Я получила пятнадцать лет лагерей за то, что была в фашистском плену и осталась жива. Отсидела с 1946 по 1954  год в магаданских лагерях. Ты что-нибудь слышала об этом времени?

Мирьям. Да, нам учитель истории рассказывал, но в это трудно было поверить. Неужели это правда! Я впервые вижу человека, который все это перенес.

Мария Львовна. Таких как я много, а еще больше не дожило до реабилитации. Мирьям, спасибо за пирожки, ты, наверное, уже спешишь, а я тебя заговорила.

Мирьям. Нет, нет, что вы. Мне очень интересно. Немного страшно... Как вам удалось все это пережить?

Мария Львовна. Ты не против, если я, беседуя, буду вязать?

Мирьям. Конечно, нет. А что вы вяжете? Какой красивый желтый цвет!

Мария Львовна. Это свитер. Вяжу, пока не знаю кому. Муж мой умер пять лет назад. Единственный сын живет на Дальнем Востоке, он моряк. К нему я ехать не хочу, а о моем здоровье я ему не сообщаю. Но теперь я не одна, у меня есть такая прелестная помощница.

Мирьям. Ну, что вы, Мария Львовна, я вам еще ничем не помогла.

Мария Львовна. У нас с тобой будет еще много времени поговорить, а сейчас, Мирьям, извини, мне нужно прилечь, чтото сердце болит.

Мирьям (спохватившись). Я вызову скорую помощь! Где у вас телефон?

Мария Львовна. Нет, нет, милая, не нужно. Это мое обычное состояние, и мне врачи помочь не смогут. Скоро само пройдет. Спасибо тебе за доброту, за умение слушать. Передай маме благодарность за пирожки. Когда ты сможешь ко мне прийти в следующий раз?

Мирьям. Мария Львовна! Завтра в нашей школе начинаются каникулы, и мы всем классом уезжаем на экскурсию в Москву, на 10 дней. Когда приеду, сразу к вам приду. До свидания! Вот мой телефон, если вам захочется пирожков, моя мама с удовольствием вам их испечет. Она у меня замечательная, вы только позвоните ей. Вот и мой адрес. Я живу близко от Вас, всего одна остановка.

Сцена третья

Жилая комната в доме у Мирьям. Мать встречает приехавшую из Москвы дочь. Радостная встреча. Накрывают на стол. За столом мать и дочь.

Мать. Ну, рассказывай, как тебе экскурсия?

Мирьям. Экскурсия была замечательная, только я тебе позже о ней расскажу. Я сейчас сбегаю к бабушке с дедушкой, а потом к Марии Львовне; она тебе не звонила?

Мать. Нет, но пироги я приготовила. Это для бабушки с дедушкой, это для Марии Львовны. Все эти дни я только и думала об ужасной судьбе этой женщины. Сколько в ней трагизма и неблагодарности. Надо ее обязательно пригласить к нам. И ей будет веселей, да и нам.

Раздается звонок. Входит моряк. В руках у него пакет.

Офицер. Здравствуйте, мне нужна Мирьям.

Мирьям. Это я, проходите.

Офицер. Нет, спасибо, я спешу. Вечером вылетаю во Владивосток.

Мирьям. Вы случайно не сын Марии Львовны?

Офицер. Да, я ее сын. Вот, она просила вам передать.

Мирьям. Что это? (Разворачивает пакет, там желтый свитер.) Спасибо, а почему вы принесли, я сейчас к ней бегу, я сама только приехала из Москвы... Почему вы молчите, ей плохо?

Офицер. Маму... вчера... похоронил. Извините.

Уходит. У матери выпадают из рук пирожки. Мирьям садится и горько плачет.

Мирьям. Я опоздала на один день, всего на один день.

Мать (обнимая дочь). Ей было легче умереть, чем жить в одиночестве. Мы забываем о том, что рядом с нами живут люди. Кто-то из них одинок. Когда они уходят, мы понимаем, что теперь их будет нам не хватать. Кто же мешал нам прийти к ним, пока они были с нами? Никто не мешал. Только собственный эгоизм, лень, равнодушие. Люди должны помнить друг о друге. И мы с тобой будем помнить Марию Львовну. Мы совсем мало ее знали, но все равно будем помнить. Пусть она простит нас за то, что мы не пришли к ней, когда она была одна... А теперь нам остается только помнить... И мы будем помнить.


[Содержание альманаха] [Предыдущая страница]