Недельный раздел Торы
 


[назад] [Недельный раздел Торы] [Вопросы к главе Вайеце] [Главная страница]

Комментарий к главе Вайеце

перевод Д.Баргман

Рамбан (р. Моше бен Нахман) или Нахманид  – выдающийся раввин 13 в. Рамбан является автором комментариев к Торе и Талмуду, трудов по hалахе. Самым известным эпизодом жизни Рамбана стал навязанный арагонским королём публичный диспут с крещёным евреем, доминиканским монахом Пабло Кристиани. Диспут состоялся в Барселоне в 1263 году, и содержание его записано самим Рамбаном. “Диспут Нахманида” издан в том числе по-русски в переводе Б.Хаскелевича (издательство “ХАМА” 1982 г.). Родившийся в 1194 г. в Жероне и проживший большую часть жизни в Провансе и Испании, в конце жизни Рамбан переселился в Эрец-Исраэль, где он скончался в 1270 году.

“И видел он сон  – и вот лестница, стоящая на земле, а вершиной достигающая небес, и вот ангелы Б-га поднимаются и спускаются по ней”. (Берешит 28.12).

РаМБаН. И явлено ему было во сне пророчество, что всё происходящее на земле делается посредством ангелов, и на всё им даётся Высшее указание, ибо ангелы Б-га, которых направил Господь пройти по земле, не сделают ни мелочи, ни важной вещи, пока снова не предстанут перед Господином мира, чтобы сказать Ему: прошли мы по земле, и пребывает она в мире, или полна разрушений и крови, и Он прикажет им снова спуститься на землю сделать по слову Его. И явлено было ему (Яакову), что Он, Благословенный, стоит на лестнице и даёт Яакову великое обещание, сообщая, что он не будет во власти ангелов, но будет уделом Господа, и будет Он с ним всегда, как сказано : “И вот Я с тобой, и буду хранить тебя везде, где пройдешь” (Берешит 28 15), ибо ступень его выше других праведников, о которых сказано: “Ибо ангелам Своим повелел о тебе хранить тебя на всех путях твоих” (Теhилим 91.11).

И, по мнению рабби Элиэзера (мидраш “Пиркей де рабби Элиэзер”, 35), это видение было подобно союзу Бейн hа-Бтарим (см. Берешит 15) с Авраамом, когда ему была представлена власть четырёх царств, их взлёт и падение, и в этом смысл видения ангелов Б-га, подобно сказанному в книге Даниэля об ангеле Греческого царства и ангеле Персидского царства. И обещано было ему (Яакову), что Он, Благословенный, будет с ним везде, где пройдёт среди них (царств), и будет хранить его, и избавит его от руки их. И написано (Пиркей де рабби Элиэзер. 35.), что явил ему Всевышний четыре царства, их величие и исчезновение, и явился ему ангел царства Вавилонского, поднимающийся на семьдесят ступеней и спускающийся, и явился ему ангел царства Мидийского, поднимающийся на сто восемьдесят ступеней и спускающийся, и явился ему ангел царства Эдомского, поднимающийся, но не спускающийся*. Сказал Ему Яаков: “И в бездну низвержен будет…” (Ишайя 14.15). Ответил ему Всевышний: “Если поднимешься как орёл (обращено к Эдому)…” (Овадья 1.4).

* Эдом  – второе имя Эсава, и в еврейской традиции так называется основанная им Римская империя, доминирующая в мире по сей день. назад


[назад] [Вопросы к главе Вайеце] [Недельный раздел Торы]