школьный театр Школьный театр школьный театр
 


[назад] [Школьный театр] [Главная страница]

Адам и Ева

Инсценировка по рассказу Марка Твена "Дневник Евы"

Ирина Царева (Таллинн)

Рекомендации постановщику:

В спектакле должны участвовать четыре пары юношей и девушек. Каждая пара изображает Адама и Еву в определенной ситуации, акцентируя какое-то из качеств характера героя и героини. В финале все пары собираются на авансцене для "семейного портрета". Актеры должны быть одеты в современную молодежную одежду (без яркой косметики) с учетом конкретных мизансцен. Девушки должны быть женственны и романтичны. На сцене должен быть райский сад. Для этого достаточно сделать:

  • одно дерево, у которого встретились первый раз он и она;
  • большой камень, на котором спит в первой сцене Адам;
  • замаскированная листьями и ветками лестница-стремянка на заднем плане, на вершине которой Адам пишет стихи и прячется от Евы, а нижняя часть лестницы замаскирована под шалаш, в котором хозяйничает еще один Адам;
  • замаскированная под куст ширма, из-за которой Адам-рыбак, высунувшись по пояс, ловит рыбу на удочку.

Очень важно чтобы во время представления Адам и Ева говорили свои слова глядя в зал и не встречались друг с другом взглядом (у каждого из актеров свое пространство, за пределы которого они не имеют права выходить).

В финальной сцене нужно, чтобы каждая Ева вывела своего Адама из его "угла" на сцене и за руку, глядя на него, привела на авансцену. Там после своих реплик они должны разместиться так, чтобы в финале получился общий портрет из четырех пар, у каждой из них должен быть визуальный или осязательный контакт.

Сцена первая

(Адам спит облокотившись на камень, лицом к залу, Ева осторожно приближается к нему с противоположного конца сцены)

ЕВА: Оказывается, здесь есть кроме меня еще одно существо немного на меня похожее, но очень странное: у него кудлатые волосы, голубые глаза и вообще оно похоже на пресмыкающееся.(трогает его волосы, Адам просыпается, Ева отскакивает в сторону и говорит из-за дерева, глядя на Адама) У него нет бедер, оно суживается книзу как морковка, а когда стоит, - раздваивается, как рогатка. Думаю, что это мужчина! Я никогда еще не видела мужчины, но этот выглядит как мужчина, и я чувствую, что так оно и есть!

АДАМ: Это новое существо с длинными волосами очень мне надоедает. Оно все время торчит перед глазами и ходит за мной по пятам. Мне это совсем не нравится: я не привык к обществу. Шло бы себе к другим животным...

ЕВА: Сначала я боялась его, думала, что оно хочет меня поймать и убегала! Но потом поняла, что оно наоборот старается ускользнуть от меня - и тогда я перестала быть застенчивой и несколько часов гналась за ним.(загоняет Адама на лестницу-стремянку)Мужчина очень испугался, вид у него был очень несчастный. В конце концов он залез на дерево и просидел там до тех пор, пока я не ушла...

АДАМ: (выходя из шалаша с совком и веником в руках)
Я построил себе шалаш, чтобы укрыться от дождя, но не успел минуты посидеть в нем наедине с самим собой. Она вторглась без приглашения! А когда я попытался выпроводить ее, она стала проливать влагу из углублений, которые служат ей, чтобы созерцать окружающие предметы, а потом принялась вытирать эту влагу тыльной стороной лап и издавать звуки вроде тех, что издают другие животные, когда попадают в беду! Пусть! Лишь бы только она не говорила! Но она говорит не умолкая!

ЕВА: (со слезой в голосе)
У него нет доброты! Вчера я увидела, как он слез с дерева и старался поймать маленьких пятнистых рыбок, которые плавают в озере. Мне пришлось пустить в ход комья земли, чтобы он оставил рыбок в покое и залез обратно на дерево. Неужели у него нет сердца? Неужели у него нет сострадания к этим крошечным тварям?

АДАМ: (появляется с двумя рыбами под мышками, вынимает их из-под рубахи)
Она поймала уйму этих самых рыб, притащила их в шалаш и положила в мою постель, чтобы они обогрелись, но я долго наблюдал за ними и не заметил, чтобы они выглядели особенно счастливыми, разве только что совсем притихли. Ночью я выброшу их вон. Больше я не стану спать с ними в одной постели, потому что они холодные и скользкие и оказывается, это не так уж приятно лежать среди них, особенно нагишом.

ЕВА: Швыряя в него землей, я попала ему один раз в голову, и оказалось, что он умеет говорить. Это приятно взволновало меня, так как я впервые услышала чью-то речь, кроме моей собственной. Сама я очень люблю болтать и болтаю весь день и даже во сне, и меня очень интересно слушать, но если бы мне было с кем болтать, я могла бы болтать никогда не умолкая.

АДАМ: (забравшись на лестницу, разворачивает и прикрепляет к заднику сцены большой график поедания плодов) Она поедает слишком много плодов. Этак мы долго не протянем. Опять "мы" - это ее словечко. Но оно стало и моим - да и не мудрено, поскольку я слышу его каждую минуту.

ЕВА: Целую неделю я неотступно следовала за ним и старалась познакомиться. Всю беседу мне приходилось брать на себя, потому что он очень застенчив. Впрочем, мне это ничего не стоило. Ему, по-видимому, приятно, что я все время возле него, а я из учтивости стараюсь как можно чаще говорить "мы" Ему, мне кажется, льстит, что он этим как бы приобщается ко мне. Он уже не пытается ускользнуть от меня, и это добрый знак- видимо, ему нравится мое общество.

АДАМ: (в отчаянии, сидя на дереве с пером и бумагой в руках)
Я уже не так счастлив, как прежде! Не могу остаться наедине с собой и поймать вдохновение! А она шлепает по лужам в любую погоду, а потом вламывается ко мне с грязными ногами и разговаривает! Как тихо и уютно мне жилось здесь когда-то!

ЕВА: Сегодня утром я сообщила ему мое имя,(подходит к шарме-кусту, из-за которой Адам ловит рыбу, он не обращает на нее никакого внимания), думала, что ему это будет интересно.(стучит по ширме) Эй! Меня зовут Ева! (пауза)
Но он даже не обратил на это внимания. Как странно! Если бы он сообщил мне свое имя, мне бы это не было безразлично. Мне кажется, звук его имени был бы самым сладостным для моих ушей.

АДАМ: (рыбак возмущенно откладывает удочку и разглядывает надписи, развешанные на заднике сцены) Она изуродовала весь рай какими-то безобразными указательными знаками и оскорбительными надписями: (показывает на надписи и читает их"По газонам не ходить" "мять и рвать цветы запрещается"). Она говорит, что райский сад можно было бы превратить в очень приличный курорт, если бы собралась соответствующая публика. Курорт - это еще одно из ее изобретений, какое-то дикое, лишенное всякого смысла слово. Что такое курорт? Но я предпочитаю не спрашивать, она и так одержима манией все разъяснять.

Сцена вторая. Музыкальная пауза

ЕВА: (подходит к дереву и вешает на него большое сердце)
Я люблю подолгу сидеть там, где впервые его увидела в то утро, когда мы были созданы. Тогда я не знала его и была к нему совершенно безразлична! Но теперь это место мне очень дорого. Каждый пустяк здесь напоминает мне о нем, сердце ноет, на душе печаль! Я сама не понимаю, почему грущу...

Адам: (наблюдает за Евой с противоположного конца сцены, Ева его не видит и грустит в одиночестве) Она, в сущности, еще совсем девочка! Если бы она могла не суетиться и не болтать, хоть изредка посидеть спокойно, на нее было бы даже приятно смотреть!(пауза) Я даже уверен, что мне это было бы приятно, так как я начинаю замечать, что она на редкость миловидное создание: гибкая, стройная, изящная, округлая, ловкая, проворная, грациозная... Как-то раз, когда она, мраморно-белая и вся залитая солнцем, стояла на большом камне , закинув голову, прикрывая глаза рукой, следила за полетом птицы в небе, я понял, что она красива!

ЕВА: (выходит с совком и веником, в переднике)
Все утро я работала - приводила в порядок наши владения - и нарочно старалась не попадаться ему на глаза. Я надеялась, что он соскучится и придет. Но он не пришел.(откладывает совок, снимает передник. Усаживается на авансцене с мягкими игрушками - пчелой и бабочкой) В полдень я отдыхала: играла с бабочками и пчелами, нарвала цветов и украсила себя ими, потом сидела в тени, томилась и ждала, но он не пришел.

АДАМ: (появляется с мягкой игрушкой-динозавром в руках)
Боже, она сведет меня с ума своими глупыми затеями! Когда гигант-бронтозавр забрел в наш лагерь, Ева решила приручить его. Она верит, что его можно выдрессировать и превратить в нечто вроде комнатной собачки! Но ведь эта громадина может сесть невзначай на наш дом и раздавить его в лепешку... (бросает динозавра Еве на другой конец сцены)

ЕВА: (лаская динозавра)
Когда я увидела бронтозавра, я сразу поняла, что мы сможем организовать молочную ферму! Но когда я попыталась подоить нашего бронтозавра, он оказался самцом.(вздыхает разочарованно, но радостно спохватывается) Тогда я задумала ездить на нем и любоваться окрестностями, но не смогла забраться на него верхом. И тогда я решила сделать из него передвижной мост через реку, но бронтозавр не захотел стоять поперек реки, он бродил за мной по пятам, как ручная гора. Адам хотел выгнать его, но я не позволила - эта зверушка такая милая!

АДАМ: (появляется в костюме купальщика с фиговым листком в руках, ворчит) Я переправился через водопад в бочке - Еве это не понравилось. Тогда я переплыл водоворот в купальном костюме из фигового листа. Костюм основательно пострадал, и мне пришлось выслушать скучнейшую нотацию, - она обвинила меня в расточительности. Эта опека становится невыносимой!

АДАМ: (хозяйственный Адам из своего шалаша)
Ева заявила, что была создана из моего ребра. Это весьма сомнительно. У меня все ребра на месте...

(звучит музыка, меняется мизансцена: шалаш выдвигается на первый план, убирается камень и дерево на задний план)

Сцена третья (после изгнания)

ВЕДУЩИЙ: После изгнания из рая Адам и Ева поселились на опушке леса. Он охотился и сеял пшеницу, она занималась домашним хозяйством.

АДАМ: Я так привык к Еве, что испытываю одиночество и тоску, когда ее нет со мной. Теперь ее болтовня кажется мне очаровательной. Ева говорит, что после изгнания нам предписано добывать себе хлеб в поте лица своего. Тут она может оказаться очень полезной! Руководить буду я!

ВЕДУЩИЙ: Прошло время...(музыка)

АДАМ: (вбегает запыхавшийся Адам, держа куклу-младенца за ногу) Мы назвали его Каин. Она принесла его из лесу, наверное, поймала где-то, сама не знает где. Это существо по цвету напоминает сырое мясо с каким-то серовато-желтоватым оттенком, (разглядывает младенца чуть брезгливо) а голова у него необычайно странной формы и без признаков шерсти. Сначала я решил, что это рыба неизвестной породы и бросил его в озеро для проверки. Существо сразу пошло ко дну, а Ева его выловила, не дав мне закончить эксперимент. (передает младенца Адаму-рыбаку, стоящему над ширмой-кустом с удочкой в руках)

АДАМ: (разглядывает младенца, потом убирает его за ширму)
Нет, это не рыба. Оно не человек, так как не умеет ходить, а только лежит, задрав ноги и говорит "гу-гу". Думаю, это какое-то насекомое. Если оно подохнет, я расчленю его, чтобы узнать, как оно устроено.

Ведущий: Прошло шесть месяцев.

АДАМ: (выбегает взволнованный Адам с младенцем на руках)
Я окончательно сбит с толку! Еще недавно я думал, что это редкий экземпляр кенгуру, но с тех пор оно очень выросло и голова у него покрылась шерстью, которая совершенно не похожа на мех кенгуру. Она очень напоминает наши волосы, но тоньше, мягче и рыжего цвета. Я скоро сойду с ума от капризов этого биологического уродца! Мне больно видеть, как этот зверенок злится, когда он рассержен или огорчен. Я бы выпустил его на волю, но Ева слышать об этом не хочет.(передает младенца другому Адаму)

Адам: (с младенцем на руках)
Пять месяцев спустя я понял, что это медведь. Но медведи опасны без намордника! Я обследовал его пасть, слава богу, там пока только один зуб! И по-прежнему нет хвоста, и нет шерсти, кроме как на голове. Каждое утро я буду обследовать его пасть и если у него будет полна пасть зубов - с хвостом или без хвоста - ему придется убраться отсюда восвояси. В конце концов медведю необязательно иметь хвост, чтобы представлять опасность для окружающих. Как я хотел бы сделать из него чучело для моей коллекции!

ВЕДУЩИЙ: Адам отправился на охоту в леса, надеясь поймать второй экземпляр этого загадочного зверька, каково же было его удивление, когда он, вернувшись домой, обнаружил дома второго!

АДАМ: ( с двумя младенцами) Младшее существо совершенно также безобразно, как было на первых порах старшее. Ева назвала его Авель.

Ведущий : Прошло еще десять лет...

АДАМ: ( взволнован сделанным открытием, выбегает на авансцену)
Это мальчики: мы открыли это уже давно. Нас просто сбивало с толку то, что они появились на свет такими крошечными и некрасивыми. А теперь у нас есть еще и девочки. Авель - хороший мальчик, а для Каина было бы полезней, если бы он остался медведем...

(музыка, на авансцену выходят Адам и Ева, держась за руки и впервые глядя друг на друга)

Адам: Теперь, оглядываясь назад, я вижу, что заблуждался относительно Евы: лучше жить за пределами Рая с ней, чем в Раю без нее. Когда-то я считал, что она слишком много говорит, но теперь мне было бы грустно, если бы этот голос умолк и навсегда ушел из моей жизни. Там, где была она, - был Рай.(садятся на авансцене, опираясь спинами друг о друга, держась за руки и запрокинув головы. Выходит другая пара и останавливается рядом с первой)

ЕВА: когда я оглядываюсь назад, мне кажется, что наш РАЙ привиделся мне во сне. Рай утрачен навеки, но я нашла Адама и поэтому я довольна.(глядит на него с нежностью) Он любит меня, как умеет. Я люблю его со всем пылом моей страстной натуры. Когда я спрашиваю себя, почему я его люблю, мне ясно, что я этого не понимаю. (Глядя друг другу в глаза и касаясь друг друга ладонями, садятся на возвышение за с первой парой.)

Ева: (приводит рыбака) Я люблю птиц за их пение, но Адама я люблю не за это. Чем больше он поет, тем меньше мне это нравится. Сначала я не могла выносить его пение, а теперь уже могу, ПОТОМУ ЧТО ХОЧУ НАУЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ ВСЕ, ЧТО НРАВИТСЯ ЕМУ. От его пения киснет молоко, но к кислому молоку тоже можно привыкнуть. (Адам и Ева располагаются так, чтобы дополнить собой будущий "портрет", выходит четвертая пара)

ЕВА: Я люблю его не за сообразительность - нет, не за это. Со временем его умственные способности разовьются, хотя это произойдет не сразу. Да и куда спешить? Он достаточно хорош и так. (занимают свое место на "портрете")

ЕВА1:Я люблю его не потому, что он деликатен, заботлив и чуток, - нет; у него есть недостатки, но он начал понемногу исправляться.

ЕВА2:Я люблю его не потому, что он очень образован, нет, не потому. Он - самоучка и действительно знает уйму всяких вещей, да только все это не так.

ЕВА3: Я люблю его не потому, что он рыцарственно благороден. Нет не потому. Он выдал меня Всевышнему, но я его не виню. Конечно, я бы никогда не выдала его, я бы скорее погибла. Так почему же я люблю его? Вероятно, просто потому, что он мужчина.

ЕВА4:В глубине души он добр, и я люблю его за это, но будь иначе, я бы все равно любила его. Если бы он стал бранить меня и бить, я бы все равно продолжала любить его. Я знаю это.

ЕВА1: Он сильный и красивый, и я люблю его за это, и восхищаюсь, и горжусь им, но я все равно любила бы его, даже если бы он не был таким. Будь он нехорош с виду, я бы все равно любила его; будь он калекой- я любила бы его и я работала бы для него.

ЕВА2: Я люблю его просто потому, что он мой, и потому что он мужчина! Единственное мое желание и страстная моя мольба - чтобы мы могли покинуть этот мир вместе. И эта мольба никогда не перестанет звучать на земле, она будет жить в сердце каждой любящей женщины во все времена, и ее назовут молитвой Евы... (все пары замирают на несколько мгновений в своих позах, звучит музыка...)

конец спектакля


[назад] [Школьный театр]