Летняя педагогическая студия
“Новой еврейской школы”


Программа работы:
[Группа "Детская еврейская литература"] [Группа "Еврейское искусство"] [Группа "Образовательные технологии работы с текстами: опыт еврейской традиции"] [Список участников] [фотографии]

[Хроника] [Главная страница]

Педагогическая студия проходила с 14 по 18 июня 1999 г. в Санкт-Петербурге, в помещении школы "Бейт-Менахем". Помимо Педагогического клуба "Новая еврейская школа" в организации и проведении студии участвовали академический центр "Петербургская иудаика" при European University, Институт им. Мельтона в Иерусалиме и Образовательный центр "Участие" в СПб.

Летняя студия стала заметным событием в ряду педагогических семинаров, проходивших в СПб с 1992 г., продолжив традицию Летней школы 1998 г. Правда, на сей раз большинство участников (40 из 45) были петербуржцами.

Работа студии проходила в трех секциях:

  1. детская еврейская литература и традиция (для учителей младших классов еврейских школ);

  2. еврейское искусство и традиция (для преподавателей изобразительного искусства, художников и искусствоведов);

  3. образовательные технологии работы с текстами: опыт еврейской традиции (для преподавателей еврейской традиции, мировой художественной культуры, литературы, истории, для методистов).

Если прежде каждый семинар был посвящен одному предмету, то Летняя школа 1998 года объединила несколько потоков по разным предметам. Она сочетала работу секций с общими лекциями. Эта традиция сохранилась на студии 1999 года. Секции работали обособленно, и это имело свои плюсы и минусы. К числу недостатков отнесем отсутствие межпредметного диалога. Зато в каждой секции сложился свой стиль, соответствующий уровню знаний и профессиональным интересам участников. В полемической атмосфере проходила работа секции педагогических технологий. Дискуссии в ней продолжались еще долго после того, как заканчивалась работа других секций.

Концепция Летней студии предполагала диалог с еврейскими классическими текстами с позиций профессиональных и личных интересов. Не проводилось различий между религиозными и нерелигиозными участниками. Опытные преподаватели традиции соседствовали с новичками. Оказалось, что коллективное чтение текста в таком составе позволяет различить в нем новое и неожиданное содержание. Для одних таким содержанием стало возвращение к первоначальному непосредственному восприятию. Для других, напротив: важнее всего оказалась глубина дискуссии, выгодно отличающая такой подход от всевозможных "введений в иудаику"".

Наряду с учителями еврейских школ, в студии приняли участие педагоги, работающие в нееврейских образовательных учреждениях. Тем самым был сделан первый шаг к сотрудничеству и налажен обмен опытом.

На студии были рассмотрены и опробованы различные методы преподавания предметов еврейского цикла, включая использование традиционных методов еврейского образования в современном педагогическом процессе.

Социологическое бюро Педклуба провело анкетирование и исследование методом сменных пар, позволившее организаторам оценить эффективность новой формы работы и определить пути для ее совершенствования.

К числу достижений Летней студии следует отнести то, что большинство занятий провели сами питерские учителя. Причем все участники отметили исключительно высокий уровень их работы. Хочется отметить вклад директора школы "Бейт Менахем" В. Столова, преподавателей С. Митрофанова, А. Молчановой и А. Рохлина, а также завуча школы №224 В. Антокольского, которые вели занятия с группой преподавателей младших классов по истории, детской литературе и традиции.

На секции педагогических технологий выступили с докладами А. Львов (European University), Д. Баргман (гимназия "Мигдаль Ор"), М. Трескунов (школа №224), А. Ольман (университет Бар Илан), А. Крикушенко (Сохнут).

Очень полезным оказался вклад М. Кайдановой (ин-т Мельтона). Она провела цикл занятий с группой художников и преподавателей ИЗО.

Практическую помощь в организации и проведении Летней студии оказали рав Менахем Певзнер и Сара Певзнер, а также завуч школы "Бейт Менахем" Р. Кацман. Повар Марина Гинзбург, которую, кажется, нет нужды представлять участникам питерских семинаров, кормила как всегда вкусно.

Если вы желаете получить дополнительную информацию о деятельности Педклуба, хотите принять участие в его работе или стать его членом, пишите нам по адресу:

e-mail hanaR@mail.infostar.ru


Программа   работы

[Группа “Детская еврейская литература”] [Группа "Еврейское искусство"] [Группа “Образовательные технологии работы с текстами: опыт еврейской традиции”] [Список участников]

[Хроника] [Главная страница]


1. Группа “Детская еврейская литература”

14.06.99 понедельник Тема дня: Введение в Танах
10.00-11.20 Владимир Антокольский (школа 224) Еврейская история периода Писания
11.30-12.50 Анна Молчанова (школа "Бейт Менахем") Введение в Танах
13.20-14.40   Чтение текстов
14.50-16.10 Александр Рохлин (школа "Бейт Менахем") Введение в еврейскую традицию
15.06.99 вторник Тема дня: Введение в еврейскую историю и культуру
10.00-11.20 Сергей Митрофанов (школа "Бейт Менахем") Эпоха эллинизма
11.30-12.50   Евреи в Средние века
13.20-14.40 Александр Рохлин (школа "Бейт Менахем") Развитие еврейской традиции после разрушения Второго храма
14.50-16.10 Анна Молчанова (школа "Бейт Менахем") Литература талмудического пери-ода и Средних веков (обзор)
16.06.99 среда Тема дня: Культура ашкеназских евреев
10.00-11.20 Валерий Столов (школа "Бейт Менахем") История евреев в России
11.30-12.50 Мирьям Кайданова (Еврейский университет, Иерусалим) Традиционная еврейская культура: цикл жизни (лекция с показом слайдов)
13.20-14.40 Анна Молчанова (школа "Бейт Менахем") История литературы на идиш.
14.50-16.10   Чтение текстов
17.06.99 четверг Тема дня: 20 век
10.00-11.20 Александр Рохлин (школа "Бейт Менахем") Осенние праздники
11.30-12.50 Анна Молчанова (школа "Бейт Менахем") Еврейская литература. Начало 20 века (чтение текстов).
13.20-14.40 Мирьям Кайданова (Еврейский университет, Иерусалим) Экскурсия по Израилю (лекция с показом слайдов)
14.50-16.10 Валерий Столов (школа "Бейт Менахем") Еврейская история в 20 веке.
18.06.99 пятница Тема дня: Государство Израиль
10.00-11.20 Валерий Столов (школа "Бейт Менахем") История государства Израиль
11.30-12.50 Анна Молчанова (школа "Бейт Менахем") Израильская литература . Ш.Й.Агнон.
13.20-14.40   Подведение итогов работы группы.


2. Группа "Еврейское искусство"

14.06.99 понедельник  
13.20-16.10 Моше Трескунов (Школа 224) Традиционное аллегорическое толкование: Мидраш Танхума.
16.06.99 среда  
11.30-12.50 Мирьям Кайданова (Еврейский университет, Иерусалим) Традиционная еврейская культура: цикл жизни (лекция с показом слайдов)
13.20-14.40 Александр Рохлин (Школа "Бейт Менахем") Книга "Берешит"
14.50-16.10 Мирьям Кайданова (Еврейский университет, Иерусалим) Иерусалим в искусстве.
17.06.99 четверг  
13.20-14.40 Мирьям Кайданова (Еврейский университет, Иерусалим) Экскурсия по Израилю (лекция с показом слайдов)
14.50-16.10    


3. Группа “Образовательные технологии работы с текстами: опыт еврейской традиции”

14.06.99 понедельник  
10.00-12.50 Дмитрий Баргман (Гимназия Мигдаль Ор). Традиционный комментарий к Торе: Раши
13.20-16.10 Моше Трескунов (Школа 224) Традиционное аллегорическое толкование: Мидраш Танхума.
15.06.99 вторник  
10.00-12.50 Дмитрий Баргман (Гимназия Мигдаль Ор). Логика талмудического рассуждения:
13.20-16.10 Александр Львов (Центр "Петербургская иудаика" при Европейском университете).  
16.06.99 среда  
10.00-12.50 Дмитрий Баргман (Гимназия Мигдаль Ор). Способы галахического рассуждения: Мидраш-галаха
13.20-16.10 Александр Львов (Центр "Петербургская иудаика" при Европейском университете) Между Галахой и Агадой
17.06.99 четверг  
10.00-12.50    
13.20-16.10 Арье Ольман (Университет Бар-Илан) Принципы толкования Торы
18.06.99 пятница  
10.00-12.50 Александр Львов (Центр "Петербургская иудаика" при Европейском университете). Еврейская философия. Маараль из Праги.
13.20-16.10   Подведение итогов работы группы.


Список участников

1.  Antokolsky Vladimir School # 224, director of studies; teacher of history
2.  Bargman DmitrySchool “Migdal Ohr”; teacher of tradition
3.  Benyova Ludmila School “Beit-Menakhem”, teacher of English
4.  Chernina AlexandraSchool “Migdal Ohr”, teacher of Hebrew
5.  Epstein MikhailSchool “Epischool”; director
6.  Fradkin LevSchool “Epischool”; teacher of mathematics
7.  Grolman Leonid Center of Arts and Crafts; artist
8.  Gurina Tatiana Russian State Pedagogical University; lecturer
9.   Davidson Mikhail Sunday school “Lamed”; teacher of history
10. Iosfina ElishevaSchool “Migdal Ohr”; teacher of Hebrew
11. Kaidanova MiriamJerusalem University; Melton Institute
12. Karpova MarinaSt. Petersburg State University; Dpt. of sociology; student, Sunday school “Lamed”; teacher of Hebrew
13. Kornilaeva NatalieSchool “Beit-Menakhem”, primary school teacher
14. Kornilova Tatiana School “Beit-Menakhem” primary school teacher
15. Krikushenko AlyonaSokhnut; teacher of Hebrew
16. Kroin Elina Chabad-Lubavich kindergarten
17. Leenson Maxim Moscow
18. Leibovich Felix Center of Arts and Crafts; artist
19. Lekomtseva MarinaSchool “Migdal Ohr”, teacher of tradition
20. Liskovets Irina European University at St. Petersburg, post-graduate student
21. Litvinova Elena School “Epischool”; teacher of primary school
22. Lvov AlexanderEuropean University at St. Petersburg, center “Petersburg Judaics”, researcher and lecturer
23. Malanova NinelCenter of Arts and Crafts; teacher of embroidery
24. Markova AlexandraInternational School of General Education, teacher of Hebrew
25. Mazhenstein LudmilaSchool Beit-Menakhem, primary school teacher
26. Mitrofanov SergeySchool “Beit-Menakhem”, teacher of history and primary school
27. Molchanova AnnaSchool “Beit-Menakhem”, teacher of Jewish literature
28. Monakhovskaya PolinaInternational School of General Education, teacher of Hebrew
29. Olman AryeBar-Ilan University; post-graduate student
30. Pogorelskaya TatianaCenter of Arts and crafts, teacher of arts and artist
31. Pozina AlinaRussian State Pedagogical University, student
32. Ravinovich IrinaSchool named after Sholom-Aleikhem, Vilnius; teacher of primary school
33. Rotman HanaSchool “Beit-Menakhem”, teacher of Hebrew
34. Rokhlin AlexanderSchool “Beit-Menakhem”, teacher of tradition
35. Rokhlin ZakharSt. Petersburg State University; Dpt. of sociology; student
36. Shafir EugeniaSchool #224, librarian
37. Schulman LeaIsrael Cultural Center, teacher of arts
38. Smurova TatianaORT- SPb, designer
39. Stolov ValerySchool “Beit-Menakhem”, director, teacher of history
40. Teplyakova SvetlanaSchool #224, teacher of primary school
41. Tilling LarisaIsrael Cultural Center, artist
42. Treskunov Moshe-MendlSchool #224, teacher of tradition
43. Zaslavsky AnatolyCenter of Arts and Crafts, artist
44. Zhitomirsky VyacheslavInternational School of General Education, teacher of arts

[Группа "Детская еврейская литература"] [Группа "Еврейское искусство"] [Группа "Образовательные технологии работы с текстами: опыт еврейской традиции"] [Список участников] [фотографии]

[Хроника]