Педагогический Альманах
1/98
М. Броер
Начало Гаскалы
З. Копельман
Избранные стихотворения Бялика
В. Дымшиц
Сказки евреев восточной Европы
Ц. Адар
Урок по Танаху
И. Шустерман
Иврит с 1 по 11 класс. Учебная программа
Ю. Линец
Заочная школа для детей среднего и старшего возраста
Г. Шойхет
Союз сердец
А. Ротман
Стихи на библейские темы
А. Молчанова
Два семинара Института еврейского образования
А. Рохлин
Семинар "Традиция и искусство в еврейском образовании"
Т. Погорельская
О творчестве и ремесле
содержание
предыдущая страница
главная страница

Проблему замалчивания еврейской истории в школьных учебниках, предназначенных для нееврейских школ, впервые поднял на страницах "Еврейской школы" В.  Черный ("Фигура умолчания, или "юденфрай". По страницам учебников истории, изданных в России за последние годы". ЕШ, 1995, № 2-3). Мы приглашаем всех заинтересованных читателей продолжить разговор о том, как исправить искажения и умолчания, как преодолеть откровенное пренебрежение историко-культурным наследием еврейского народа и преднамеренное утаивание его вклада в сокровищницу мировой цивилизации.

Валерий СТОЛОВ (С.-Петербург)

ЕВРЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ
В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ


[ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ]
[Древний мир] [ Средние века] [ Новое время] [ Новейшая история]
[ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ]
[ Средние века ] [Новое время] [ Современная история ]
[ЗАКЛЮЧЕНИЕ] [ПРИМЕЧАНИЯ]

[Содержание альманаха] [Предыдущая страница] [Главная страница]

Какую информацию об историческом прошлом, культурном и духовном наследии еврейского народа содержат российские учебные программы по истории? Как известно, истории в отечественной школе традиционно уделяется большое внимание: этот предмет ученикам читают с пятого по одиннадцатый класс (иногда в третьем классе добавляется еще пропедевтический курс "Введение в историю"). В целом школьный курс предусматривает изучение истории России с древнейших времен до наших дней, а также ознакомление с основными этапами и событиями всеобщей истории.

Для человека, более-менее знакомого с историей евреев, очевидно, что в определенные моменты развития человеческой цивилизации (и российской в том числе) влияние еврейских факторов (социального и духовного) было весьма велико. Любые попытки не замечать этого влияния, предпринимаемые по незнанию или умышленно, ведут к искажению исторической правды. Посмотрим под этим углом зрения на учебники истории, по которым ведется преподавание. Обзор существующих учебников начнем в хронологическом порядке  - с Древнего мира.


[ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ]
[Древний мир] [ Средние века] [ Новое время] [ Новейшая история]
[ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ]
[ Средние века ] [Новое время] [ Современная история ]
[ЗАКЛЮЧЕНИЕ] [ПРИМЕЧАНИЯ]

[Содержание альманаха] [Главная страница]

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ

Древний мир

Первый из учебников по истории Древнего мира предназначен для пятиклассников1. Истории древнего Израиля посвящены здесь два параграфа. Первый называется "Библейские сказания" и охватывает временной период от сотворения мира до заключения Завета. Среди прочего дети узнают, что "мифы и предания древних евреев входят в первую, наиболее древнюю часть Библии  - Ветхий Завет", а страна, в которой среди прочих древних племен жили и евреи, называлась Палестиной. Таким образом, у читателей создается убеждение, что Ветхий Завет  - это термин, употребляемый изначально, т. е. принятый самими евреями, поскольку слова "Тора" или "Танах" в тексте не фигурируют. Аналогичная ситуация с названием страны. Наиболее древние названия (Ханаан, Иудея) в учебнике отсутствуют, а слово "Израиль" относится только к народу Израиля.

Следующий параграф называется "Царство Давида и Соломона". В нем рассказывается о создании Израильского царства, об основании Иерусалима, о строительстве Храма. Авторы учебника отмечают, что "все, кто верил в Бога Я*** и его завет,  - договор с еврейским народом,  - считали этот храм своей главной святыней". В конце параграфа сообщается, что царство Соломона было непрочным и распалось вскоре после его смерти. На этом изучение собственно древнееврейской истории заканчивается. Однако для нас представляет интерес освещение учебниками еще одной чрезвычайно важной (в контексте ее последствий для евреев) темы, а именно: возникновения христианства. В упомянутом учебнике этой теме посвящен параграф "Первые христиане и их учение", входящий в раздел "Древний Рим". В параграфе сообщается, что основателем "новой религии" был "странствующий проповедник Иисус из Палестины". Отметив, что в рассказах его учеников переплелись правда и вымысел, авторы кратко излагают некоторые евангелические сюжеты. Для стиля изложения характерен такой, например, пассаж: "У Иисуса были и враги. Жрецы храма Я*** в Иерусалиме возмущались тем, что какой-то нищий плотник объявил себя Сыном Божиим. А для римлян Иисус был просто смутьяном, в чьих речах они видели подрыв власти императора в Палестине". Перед нами  - классический пример передергивания причины непризнания евреями Христа. Разумеется, дело было вовсе не в его социальном происхождении, а совершенно в другом  - в принципиальной неприемлемости для иудаизма самой идеи "богочеловека".

Отдельное место в параграфе занимает рассказ о Кумранской общине, или, как она названа в учебнике, "сынах света из Кумрана". "Задолго до рождения Иисуса в Палестине появились люди, которые также ждали установления на земле царства добра и справедливости. Они ушли в пустыню близ Мертвого моря и основали там поселение. Эти люди имели общее имущество, называли себя "нищими" и "сынами света", а всех остальных  - "сынами тьмы". Они призывали ненавидеть "сынов тьмы", верили, что скоро разразится всемирная битва, в которой "сыны света" одержат победу над злом. Свое учение они хранили в тайне [...] Иисус знал про "сынов света", но его учение не призывало к ненависти".

Поражает научная некорректность авторов. Информируя о секте кумранитов, причем достаточно вольно трактуя их идеологию, они ничего не сообщают о находившейся гораздо ближе к христианству секте "умывающихся на заре". Более того, учебник позволяет пятиклассникам утвердиться в мысли, что основное отличие христианства от еврейской религии состоит в том, что христианство призывает к любви, а религия кумранитов  - к ненависти; сам же термин "иудаизм" нигде не фигурирует, хотя его стыдливое игнорирование в данном контексте удивительно. В целом можно сделать вывод, что иудейские корни христианства в учебнике показаны крайне невнятно, хотя и отмечается, что "Иисус и его ученики были евреями, но постепенно среди христиан появлялось все больше и больше людей других национальностей".

Такую же, весьма своеобразную связь иудаизма и христианства, видит и автор методического пособия для учителей: "...христианство восприняло Ветхий Завет, включая заповеди Бога Я***. Однако, как может объяснить учитель, в Новом Завете сравнительно с Ветхим Заветом было и нечто новое. Христиане провозгласили ценность каждой человеческой личности вне зависимости от национальности, общественного положения и пола; каждому открылся путь к спасению, к вечной жизни в царстве небесном" 2.

Не говоря уже о том, что христианский догмат "искупления благодатью" лишает надежды на спасение приверженцев других религий, тогда как еврейский принцип "воздаяния по делам" открывает врата спасения перед праведниками в с е х религий,  - не говоря об этом, подобная практика "христианоцентризма" приводит к тому, что от школьников попросту скрывают факт заимствования христианством священных книг у евреев. В подтверждение тому  - еще одна цитата из методического пособия: "...(учителем) рассказывается о том, что Библия  - самая древняя книга, она состоит из Ветхого и Нового Завета, она создавалась на трех континентах (Азия, Африка и Европа) и на трех языках" 3.

Как говорится, комментарии излишни.


[ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ]
[Древний мир] [ Средние века] [ Новое время] [ Новейшая история]
[ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ]
[ Средние века ] [Новое время] [ Современная история ]
[ЗАКЛЮЧЕНИЕ] [ПРИМЕЧАНИЯ]

[Содержание альманаха] [Главная страница]

Средние века

В учебнике по истории Средних веков4 упоминание о евреях содержится всего один раз. Речь идет о параграфе "Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове", в который включен пункт "Жизнь евреев в Испании". Из него школьники узнают, что в мусульманской Испании возник один центров еврейской культуры средневековья. Но "... с 12 в., после вторжения фанатичных берберов, евреев начали принуждать переходить в ислам. Многие евреи, не желая отказываться от веры своих предков, бежали на север к христианам. С конца 14 в. начались преследования и травля евреев. Их поставили перед выбором: крещение или смерть".

Далее повествуется о марранах, о тайном соблюдении ими своих обрядов, об учреждении против них инквизиции и высылке из Испании.

Во всех российских учебниках это практически единственный случай, когда школьникам сообщается о такой острой проблеме, как насильное обращение евреев в христианство. Что же касается других сюжетов средневековой истории, то при их изложении авторы учебника окружают евреев непроницаемой фигурой умолчания. Например, излагая историю возникновения ислама, они ничего не говорят о его связи с иудаизмом. В материале о первом крестовом походе шестиклассники читают: "После взятия Иерусалима рыцари учинили страшную резню мусульманского населения".

О евреях ни слова. Также ничего не говорится о юридическом статусе евреев в средневековой Европе, о гонениях во время чумы, о создании гетто и т. д. Создается впечатление, что евреев попросту не было в средневековой Европе.


[ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ]
[Древний мир] [ Средние века] [ Новое время] [ Новейшая история]
[ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ]
[ Средние века ] [Новое время] [ Современная история ]
[ЗАКЛЮЧЕНИЕ] [ПРИМЕЧАНИЯ]

[Содержание альманаха] [Главная страница]

Новое время

Из учебников, посвященных истории Нового времени, только один останавливается на судьбе евреев особо5. Первый раз  - в параграфе, посвященном абсолютистской монархии во Франции накануне Великой революции. В пункте "Пренебрежение к правам человека" курсивом выделена часть текста, обрисовывающего статус евреев. Отмечается, что "с них брали пошлины дорожные, а также за покровительство и терпимость. В Эльзасе для вступления в брак им требовалось личное разрешение короля, в случае нарушения этого правила следовало изгнание из провинции". Перечислены также запрет на приобретение недвижимости, занятия земледелием, найм христианских слуг и др. Оговаривается, что часть поборов была отменена в 1784 г. под влиянием идей эпохи Просвещения.

В обширном обобщающем параграфе "Мир человека XIX века" также присутствует пункт "Положение евреев в Европе и Америке". В нем авторы констатируют значительное улучшение положения евреев в указанный период, почти повсеместное предоставление им гражданских прав. Далее следует краткий обзор основных этапов эмансипации евреев в крупных странах Европы и в США.


[ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ]
[Древний мир] [ Средние века] [ Новое время] [ Новейшая история]
[ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ]
[ Средние века ] [Новое время] [ Современная история ]
[ЗАКЛЮЧЕНИЕ] [ПРИМЕЧАНИЯ]

[Содержание альманаха] [Главная страница]

Новейшая история

В завершение обзора учебников по всеобщей истории остановимся на книгах по новейшему ее периоду. При этом необходимо сделать следующее замечание. В силу очевидных причин преподавание именно этого исторического периода вызывает в настоящее время наибольшее число проблем. Поэтому в соответствии с новой концепцией образования период этот изучается дважды: в 9-м классе ознакомительно и в 11-м  - углубленно. Однако в ряде школ обучение ведется пока в соответствии со старой концепцией и по старым учебникам, охватывающим (в 10-м классе) период между двумя мировыми войнами, а в 11-м  - от начала Второй мировой войны до сегодняшнего дня.

Как известно, в XX в. в судьбе еврейского народа произошли два ключевых события, неразрывно связанных друг с другом и во многом определивших положение евреев в современном мире: Катастрофа европейского еврейства и образование Государства Израиль. Обратимся к традиционному (т. е. изданному еще в советское время) учебнику6 и посмотрим, как отражена в нем тема Катастрофы. Вот изложение сути нацистской идеологии: "Они (нацистские главари) внушали немцам, что путь к решению социально-экономических проблем состоит в уничтожении "внутренних врагов"  - коммунистов и других антифашистов, а также евреев  - и в войне против Советского Союза".

Итак, ключевое звено  - антисемитизм  - явно теряется в ряду других, явно более значимых (в глазах авторов учебника) приоритетов гитлеровского режима. Это же стремление затушевать значение нацистского антисемитизма явно просматривается и во второй части учебника7, предназначенной для изучения в выпускном классе. Вот как рисуется картина оккупированной Европы. Она "...покрылась сетью лагерей смерти. В газовых камерах и печах крематориев уничтожались миллионы людей. С особой жестокостью фашистские изверги истребляли славян и евреев".

Здесь мы наблюдаем ту же особенность в освещении проблем Катастрофы, на которую в свое время обратил внимание И.  Арад8, анализируя советские публикации на эту тему: уничтожение евреев и славян ставится на одну доску. Эта же тенденция прослеживается и в предлагаемом авторами учебника резюме итогов войны. Евреи не выделяются в особую статью при перечислении количества жертв среди народов различных стран, а включаются в число жертв этих народов, равно как и при сообщении о числе людей, уничтоженных в концлагерях. Подтасованная таким образом статистика оборачивается злостной ложью, с ее помощью искажается историческая правда и оскорбляется память жертв.

В еще большей степени старые советские трафареты дают о себе знать в параграфе о Государстве Израиль. Впрочем, заглавие параграфа, опять же в "лучших" советских традициях, всячески затушевывает саму идею еврейской государственности: "Ближний Восток. Арабо-израильский конфликт". Как явствует из названия, основной упор сделан на освещение истории конфликта, и стиль этого освещения свидетельствует о почти нескрываемой симпатии авторов к арабской стороне. Так, останавливаясь на итогах Войны за Независимость (именуемой здесь первой арабо-израильской войной), они видят единственный ее результат в том, что "наряду с занятием Израилем большей части так и не созданного арабского государства... (возник) ...поток сотен тысяч арабских беженцев, покинувших занятые израильской армией территории... (что, по мысли авторов, и привело к) ...неразрешимым до сих пор арабо-израильским противоречиям".

В схожих терминах описываются и все остальные военные столкновения Израиля с соседями. Вот описание Синайской компании: "В ответ на национализацию Египтом Суэцкого канала Англия, Франция и Израиль начали совместную операцию против Египта, закончившуюся полным провалом".

В целом верно описывая ход Шестидневной войны, авторы так живописуют обстоятельства ее завершения: "Только твердое вмешательство ООН, правительств США и СССР остановило дальнейшие военные действия".

Приводится информация о конференции в Хартуме, о создании ООП. Во время войны Судного дня "по настоянию Совета Безопасности ООН военные действия были прекращены... (После этого) ...США и Израиль сделали ставку на сепаратные соглашения, ...соглашение 1975 г. о разводе войск на Синае подрывало интересы других арабских стран. ...Израиль отказался удовлетворить права арабского народа Палестины, прежде всего, право на создание собственного независимого государства... (В июне 1982 г. Израиль) ...под предлогом обеспечения безопасности своих северных территорий начал вторжение в Ливан... Чтобы предотвратить уничтожение мирного населения и разрушение города, руководство ООН согласилось эвакуировать свои боевые отряды из Бейрута".

Вместе с тем, наряду с привычным набором советских пропагандистских штампов в учебнике чувствуются уже и новые веяния. Достаточно самокритично оценивается советская позиция в конфликте: "По причине противостояния великих держав, СССР занимал проарабские позиции, отказываясь по существу от сбалансированной политики в отношении Израиля".

Завершает параграф небольшая (несколько абзацев) информация о современном экономическом и политическом развитии Израиля.

Интересно сравнить названный учебник с другим, составленным на основе книги, выпущенной в рамках программы "Обновление гуманитарного образования в России" (спонсором этой программы является Джордж Сорос)9. В этом учебном пособии бросается в глаза наиболее радикальный разрыв с традиционной советской манерой изложения исторического материала, ее структура больше тяготеет к принятой на Западе. С точки зрения представления еврейской истории, данный учебник наиболее лоялен среди всех перечисленных.

Начнем его рассмотрение с параграфа "Фашизм в Германии". Специальный его раздел, озаглавленный "Антисемитизм", показывает положение евреев в Третьем рейхе. Отмечается, что "антисемитизм стал официальной политикой фашистского государства". Здесь же читатель узнает про гетто, Хрустальную ночь, приводится и цифра  - 6 миллионов жертв геноцида.

В разделе "Вторая мировая война" указывается на уникальную участь евреев  - "то, что нацисты предприняли в отношении евреев, было настоящей катастрофой для них".

Там же учебник сообщает о Ванзейской конференции, о планах "окончательного решения", о лагерях уничтожения.

Более объективную и достоверную (по сравнению со старыми учебниками) информацию школьники могут получить и о еврейском государстве, об арабо-израильском конфликте. Подчеркивается, что в этом конфликте СССР сделал однозначную ставку на арабские страны, США же "пытались реализовать здесь несколько более сложную дипломатическую задачу, не стремясь к полному разрыву с арабским миром".

Описание Израиля проникнуто духом доброжелательности: "Израиль  - один из самых необыкновенных феноменов в мировой истории".

В этой же тональности выдержаны и замечания о том, что народ воссоздал свое государство и "оживил" древний язык. В завершении рассказа о стране подчеркивается, что "поддержка США и еврейских общин позволили Израилю принимать и обустраивать сотни тысяч репатриантов, большую часть которых в последнее время составляют евреи бывшего СССР".


[ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ]
[Древний мир] [ Средние века] [ Новое время] [ Новейшая история]
[ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ]
[Средние века] [Новое время] [ Современная история ]
[ЗАКЛЮЧЕНИЕ] [ПРИМЕЧАНИЯ]

[Содержание альманаха] [Главная страница]

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Средние века

Изучение отечественной истории в российских школах ведется параллельно со всеобщей, начиная с 6-го класса. В условиях перехода на новую программу выпускается несколько различных учебников, что дает возможность учителям использовать на уроке тот учебник, который их больше устраивает. Что же касается содержащихся в учебниках упоминаний о евреях (или иудаизме), то, как правило, эти упоминания еще более фрагментарны, чем в учебниках по всеобщей истории.

Обычно первое упоминание об иудаизме связано с Хазарским каганатом. Один из новейших учебников10 информирует читателей о том, что хазары  - это "полукочевой народ тюркского происхождения, создавший сильное государство  - Хазарский каганат  - в Северном Причерноморье".

Из одного из последующих параграфов школьники узнают, что "между каганатом и союзницей славян  - Византией, несмотря на общую заинтересованность в борьбе с арабами, также усилилась напряженность. Объяснялось это не только столкновением хазарских и византийских интересов в Причерноморье, но и религиозными распрями. В Хазарии господствовала древнееврейская религия  - иудаизм. В православной Византии это вызывало постоянную вражду. Византийцы пытались стравливать русских и хазар".

К сожалению, подобные компетентные разъяснения сложных взаимоотношений между православием и иудаизмом в российских учебниках пока большая редкость. Как правило, лаконично констатируется факт: "хазары на несколько столетий стали опасными соседями славян" 11.

В этом же учебнике авторы демонстрируют весьма своеобразное понимание сути язычества: "Религия, существовавшая у разных народов до принятия ими христианства или ислама, называется язычеством".

Естественно, что школьник, читающий эту главу, может сделать вывод, что раз хазары не исповедывали ни христианства, ни ислама, то они были язычниками, а следовательно  - "дикими".

Следующий крупный сюжет российской истории, неразрывно связанный с историей еврейского народа,  - движение Богдана Хмельницкого на Украине. Практически все российские учебники не жалеют хвалебных эпитетов при его описании: "Мощное движение украинского и белорусского народов против иноземного господства возглавил Богдан Хмельницкий, выдающийся полководец и государственный деятель".

Стиль учебника, переиздаваемого с советских времен12, еще более красочен и выспрен: "Гром побед Хмельницкого отозвался по всей Украине и Беларуси. Народ встал на борьбу. Запылали поместья шляхты".

О запылавших вместе с ними жилищах евреев, подвергшихся тотальному истреблению, ни один учебник не пишет.


[ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ]
[Древний мир] [ Средние века] [ Новое время] [ Новейшая история]
[ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ]
[ Средние века ] [Новое время] [ Современная история ]
[ЗАКЛЮЧЕНИЕ] [ПРИМЕЧАНИЯ]

[Содержание альманаха] [Главная страница]

Новое время

Учебник по истории России в Новое время13 также не содержит практически никакой информации о евреях, населявших Российскую империю. Он даже не сообщает о разделах Польши в последней трети XVIII в., когда сотни тысяч польских евреев стали подданными российской короны. При этом перечисляются народы Кавказа, Сибири, Карелии, Поволжья, чьи земли также в этот период были присоединены к России. Описывая национальный состав страны в начале XIX в., авторы подчеркивают: "Россия всегда была многонациональной страной. Бок о бок с русским народом, самым многочисленным, жили другие народы, связанные с ним общностью исторических судеб".

Далее перечисляются украинцы, белорусы, тюркоязычные, финно-угорские и тунгусо-маньжурские народы. Евреев среди них нет. Касаясь религиозных верований, распространенных среди населения России, учебник информирует, что "наряду с православной верой значительная группа народов придерживалась ислама, в ходу были также буддизм и языческие верования".

Очевидно, к последним отнесли и иудаизм. Впрочем, один раз название еврейской религии в тексте учебника встречается. В абзаце, посвященном всероссийской переписи населения 1897 г., утверждается, что иудаизм тогда в России исповедовало 175000 человек. Происхождение этой цифры абсолютно загадочно. Общеизвестно, что по результатам этой переписи в империи проживало свыше 5 миллионов евреев. Какую же религию они, по мнению авторов учебника, исповедывали?

Не считают нужным авторы обращаться к еврейской теме и при описании, например, Берлинского конгресса, когда, как известно, западные страны потребовали предоставить российскими восточноевропейским евреям гражданские права. Зато авторы учебника не преминули заметить, что "движимые мелкими сиюминутными расчетами и завистью к блистательной победе русского оружия, правительства этих стран продлили турецкое владычество над несколькими миллионами славян".

Ничего нет в учебнике ни о волне погромов 1881-1882  гг., ни о государственном антисемитизме в период правления Александра III. Касаясь личности главного вдохновителя политики антисемитизма, учебник выделяет такие направления его деятельности, как распространение церковноприходских школ, подавление старообрядчества и сектантства, укрепление положения православной церкви, но опять же ни слова не говорит о его лютой юдофобии.

В лучшую сторону отличается экспериментальное учебное пособие, вышедшее под эгидой Российского независимого института социальных и национальных проблем и Центра политической и экономической истории России14. Высокий научно-методический уровень книги сказывается, в частности, в той корректности и исторической достоверности, с которой авторы обращаются к теме "Евреи в России". "Начиная с середины 70-х гг. (XVIII в.), в состав империи вошли земли с многочисленным еврейским населением, оно пользовалось такими же правами, как и остальные жители страны. Однако позднее под давлением русского духовенства и купечества, боявшегося конкуренции со стороны еврейских торговцев, была установлена черта оседлости, сохранявшаяся до Февральской революции 1917  г. Это означало, что евреям было разрешено селиться только на определенных территориях страны".

Во второй части пособия15 интересующая нас тема также нашла свое отражение. "Особое значение в годы правления Александра  III приобрел еврейский вопрос. В восьмидесятые годы по Украине, Белоруссии и Польше прокатилась волна небывалых еще по своим размерам погромов. Александр  III в письме к варшавскому генерал-губернатору И.  В.  Гурко признавался: "Сердце мое радовалось, когда били евреев, но допускать этого ни в коем случае нельзя, так как от них богатеет земля русская". "Временными правилами" 1882  г. евреям впредь запрещалось селиться вне городов и местечек даже в пределах черты оседлости, покупать и арендовать там земли. В 1887  г. для евреев была введена процентная норма приема в высшие и средние учебные заведения. Евреям фактически был закрыт доступ в адвокатуру. Подлинным актом великодержавного вандализма стало выселение в 1891-1892  гг. из Москвы 20 тыс. евреев по распоряжению великого князя Сергея Александровича, брата императора. Еврейским мастеровым и ремесленникам было запрещено селиться в Москве и Московской губернии. В эти же годы погромы евреев охватили юг России. Александр  III говорил, что "если судьба евреев печальна, то она предначертана Евангелием". Антисемитизм русского императора был глубоким и укренившимся, он стал нормой государственной политики, приводившей к погромам и черносотенным провокациям" .

Столь обширная цитата приводится здесь лишь потому, что, по мнению автора, она являет собой желанный образец представления еврейской темы в российских учебниках.


[ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ]
[Древний мир] [ Средние века] [ Новое время] [ Новейшая история]
[ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ]
[ Средние века ] [Новое время] [ Современная история ]
[ЗАКЛЮЧЕНИЕ] [ПРИМЕЧАНИЯ]

[Содержание альманаха] [Главная страница]

Современная история

При изучении истории России XX в. учителя также вольны рекомендовать ученикам тот или иной учебник. В некоторых школах пока используют устаревший учебник, изданный сразу после распада СССР16. Первое упоминание о евреях в нем содержится в параграфе, представляющем краткую характеристику Российской империи на рубеже веков. В пункте о национальном составе страны указывается, что евреи составляли 3,9% населения. Школьники узнают о доктрине официальной народности и панславистах, по мнению которых "государственная власть имеет право ассимилировать присоединенные к России народы". Им противопоставляются Бердяев, Булгаков и другие, проповедовавшие "мир и любовь между народами России, их право на самоопределение". Еврейскому вопросу посвящены целых два абзаца. Отмечается сохранение черты оседлости, наличие юридических ограничений для евреев. Неудивительно поэтому, что, по словам министра Витте, "ни одна национальность не дала в России такого процента революционеров, как еврейская".

Авторы приводят слова Плеве, увязывающего прекращение участия евреев в революции с прекращением погромов, называя их иезуитскими. Сами погромы именуются "позором России". Больше учебник к еврейской теме не обращается.

Логически и хронологически продолжает тему другой учебник17, охватывающий период от нападения Германии на Советский Союз и до распада последнего. Следует отметить, что в своем описании немецкого оккупационного режима он повторяет тенденцию большинства книг по всеобщей истории, т. е. всячески стремится затушевать особую участь евреев. Это выражается в таком, например, замечании: "до начала выселения на оккупированных территориях ставилась задача истребить 30 млн. русских, 5-6 млн. евреев".

Или сообщается, что "по своей жестокости и бесчеловечности план "Ост" не имеет себе равных", в то время как ничего не сказано о плане "Окончательного решения еврейского вопроса". Правда, встречаются фразы вроде: "На занятых территориях фашисты создавали лагеря смерти и концлагеря, тысячи тюрем и гетто". "Производились зверские расправы с местным населением. Только в Бабьем Яру оккупанты уничтожили 195 тыс. человек".

Но, к сожалению, вопросы: для кого создавались лагеря смерти и гетто? кого уничтожали в Бабьем Яру?  - после прочтения учебника остаются без ответа.

Проходит мимо еврейской темы и рассказ о последних годах сталинского правления. В конце сороковых годов "развернулась борьба с "космополитизмом". В этом "витке" борьбы погибли известные деятели культуры: актер и режиссер С.  Михоэлс, поэт П.  Маркиш и др. Космополитом мог быть объявлен любой человек, интересующийся западной литературой, музыкой, живописью. Это привело к изоляции советского народа от многих достижений культуры народов мира".

Но ни слова о том, что прежде всего это привело к невиданному взрыву государственного антисемитизма. Также ничего не сказано об антисемитской подоплеке "дела врачей". Правда, указывается, что они были объявлены агентами международной сионистской организации. Однако смысл понятия "сионизм" не разъясняется, и это слово продолжает служить жупелом. (Кстати, что такое сионизм, не объясняется ни в одном из российских учебников истории.)

В параграфе, посвященном советской внешней политике времен правления Хрущева, подробно рассказывается о Ближневосточной войне 1956 г. Школьники узнают о планах советских военных поставок Египту, "что было совершенно непривычным для Запада". Вмешательство Советского правительства "с требованием немедленно прекратить тройственную агрессию против Египта" прямо названо ультиматумом. "Таким образом,  - констатируют авторы,  - завершилась переориентация советской внешней политики на Ближнем Востоке".

Описывая возникновение политической оппозиции в брежневскую эпоху, учебник останавливается на явлении диссидентства. Участие в нем евреев упоминается в связи с религиозными течениями, находящимися под запретом (в ряду других назван иудаизм), а также как одно из двух (наряду с немецким) национальных движений, боровшихся за свободу эмиграции.

Последний раз авторы обращаются к еврейской теме в параграфе, дающем обзор современной российской внешней политике. Здесь отмечается "возобновление культурных и отчасти экономических связей с Израилем" (учебник написан еще до восстановления дипломатических отношений между странами).

В более современном учебном пособии18 обозначены также некоторые другие аспекты истории еврейского народа в России в XX в., не привлекшие внимания предыдущих авторов. Например, при описании белой Добровольческой армии отмечается, что в ней обычным явлением были погромы (правда, не совсем ясно, против кого они были направлены). Гораздо более внятным стало описание национальной политики Сталина: "Особого размаха национальная нетерпимость достигла в отношении еврейской нации".

Школьники могут прочитать о деле Еврейского антифашистского комитета, о том, как невинная идея еврейской автономии в Крыму и Поволжье была изображена перед властями элементом "проамериканского сионистского заговора".

Надо отдать должное новому учебнику и в том, что касается объективности изложения обстоятельств арабо-израильского конфликта. Так, новый учебник не скрывает массированной военной помощи арабским странам: "С июня 1967 г., после начала арабо-израильской войны на Ближнем Востоке, СССР занял однозначно проарабскую политику и направил в Египет и Сирию не только огромное количество оружия, но и военных специалистов".

В то же время ничего не пишется об уничтожении евреев нацистами, но зато отмечается, что "во вражеском тылу погибло около 4 млн. партизан и подпольщиков" (очевидно, авторы включили в это число более 2,5 млн. умерщвленных на территории СССР евреев).


[ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ]
[Древний мир] [ Средние века] [ Новое время] [ Новейшая история]
[ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ]
[ Средние века ] [Новое время] [ Современная история ]
[ЗАКЛЮЧЕНИЕ] [ПРИМЕЧАНИЯ]

[Содержание альманаха] [Главная страница]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленный обзор позволяет сделать некоторые выводы. Первый из них заключается в том, что после многолетнего перерыва российские школьники ныне могут получить хоть какую-то информацию об историческом прошлом древнейшего народа, внесшего огромный вклад в развитие мировой цивилизации. Однако эта информация, к сожалению, отрывочна и бессистемна, содержит огромные хронологические лакуны; к тому же она зачастую откровенно тенденциозна.

Второй вывод, логически вытекающий из первого,  - специалистам по еврейской истории (и еврейскому образованию в целом) надлежит уделить самое пристальное внимание этой проблеме. Пришло время обрисовать круг тем, которые целесообразно включить в перечень обязательных для изучения в школе. По мнению автора, таковыми являются:

  1. Представление о древнееврейской цивилизации как родине монотеизма;
  2. Возникновение христианства в контексте еврейской истории;
  3. Евреи в средневековой Европе, ашкеназийская ветвь еврейства;
  4. Русско-хазарские связи;
  5. Эмансипация евреев; евреи в составе Российской империи;
  6. Катастрофа европейского еврейства и Государство Израиль.

Разумеется, этот перечень является приблизительным. Его уточнение и конкретное содержание учебных тем могло бы быть осуществлено в ходе специальной дискуссии. Провести такую дискуссию было бы удобно либо на специальном семинаре преподавателей-историков, либо в рамках очередной Международной конференции по еврейскому образованию в Петербурге.


[ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ]
[Древний мир] [ Средние века] [ Новое время] [ Новейшая история]
[ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ]
[ Средние века ] [Новое время] [ Современная история ]
[ЗАКЛЮЧЕНИЕ] [ПРИМЕЧАНИЯ]

[Содержание альманаха] [Главная страница]

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Вигасин и др. История Древнего мира. Учебник для 5-го класса средней школы. М.: Просвещение, 1994. назад

2 Г.  И.  Годер. История Древнего мира в задачах и заданиях. Преподавание истории в школе. № 1/96. назад

3 Т.  П.  Андреевская. Методические рекомендации по изучению Древнего Востока. Преподавание истории в школе. № 5/96. назад

4 Е.  В.  Агибалова, Г.  М.  Донской. История Средних веков. Учебник для 7-го класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1994. назад

5 История. Мир в Новое время. 1640-1870. Под ред. Юдовской А.  Я. СПб.: Специальная литература, 1996. назад

6 Новейшая история, 1917-1939. Учебник для 10-го класса средней школы под ред. В.  К.  Фураева. 3-е изд., переработанное и дополненное. М.: Просвещение, 1991. назад

7 Новейшая история, 1939-1992. Учебная книга для 11-го класса средней школы под ред. В.  К.  Фураева. М.: Просвещение, 1993. назад

8 Катастрофа европейского еврейства в советской историографии. Холокауст. Катастрофа европейского еврейства 1933-1945. Иерусалим: Яд Ва-Шем, 1990. С.154. назад

9 Кредер А.  А. Новейшая история. XX век. Учебник для основной школы. М.: ЦГО, 1995. назад

10 Кацва Л.  А., Юрганов А.  Л. История России VIII-XV  вв. Учебник для 8-го класса средних учебных заведений. М.: МИРОС, 1995. назад

11 Сахаров А.  Н., Буганов В.  И. История России с древнейших времен до конца XVII в. М.: Просвещение, 1995. назад

12 История Отечества. Учебник для 8-го класса средней школы. Рыбаков Б.  А. и др. 5-е изд., переработанное и дополненное. М.: Просвещение, 1993. назад

13 Буганов В.  И., Зырянов П.  Н. История России, конец XVII-XIX вв. Учебник для 10-го класса общеобразовательных учреждений под ред. А.  Н.  Сахарова. М.: Просвещение, 1995. назад

14 История России. 1682-1861. Экспериментальное учебное пособие для средних школ под общей ред. В.  В.  Шелохаева. М.: Терра, 1996. назад

15 История России. 1861-1917. Экспериментальное учебное пособие для средних школ под общей ред. В.  В.  Шелохаева. М.: Терра, 1996. назад

16 Жарова Л.  Н., Мишина И.  А. История отечества. 1900-1940 гг. Учебная книга для старших классов средних учебных заведений. М.: Просвещение, 1992. назад

17 История отечества. Учебник для 11-го класса средней школы. В.  П.  Островский и др. М.: Просвещение, 1992. назад

18 Данилов А.  А., Косулина Л.  Г. История России, XX в. Учебная книга для 9-го класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1995. назад



[ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ]
[Древний мир] [ Средние века] [ Новое время] [ Новейшая история]
[ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ]
[ Средние века ] [Новое время] [ Современная история ]
[ЗАКЛЮЧЕНИЕ] [ПРИМЕЧАНИЯ]

[Содержание альманаха]