Недельный раздел Торы
 


[назад] [Недельный раздел Торы] [Вопросы к главе Шмот] [Главная страница]

Комментарий к главе Шмот

перевод Д.Баргман

К главе Шмот мы предлагаем ещё один хасидский комментарий, взятый из книги рабби Авраама Вокса из Ториска "Маген Авраам".

"И вот имена сыновей Израиля, пришедших в Египет…" Шмот 1:1.

Человек постоянно должен помнить о необходимости молить Всевышнего, чтобы избавил его от ецер hа-ра*,… и главным образом, чтобы хранил Всевышний от ецер hа-ра пять чувств человека.

Намёк на это содержится в именах колен. Так имя Рэувен (корень роэ, видеть) указывает на зрение, и человек должен помнить в момент, когда его взору открывается что-либо запрещённое, что следует прятать глаза от неподобающих зрелищ. Имя Шимон (корень шомеа, слышать) указывает на слух, что следует работать над этим чувством и закрывать уши, чтобы не услышать того, что нельзя слушать. И опасность, таящаяся в слухе превосходит ту, что таится в зрении, ибо зрение может воспринимать лишь то, что пред нами, в отличие от слуха, которым человек может воспринять и услышать сплетни о человеке, находящемся от него на огромном расстоянии. Смысл имени Леви, объединение, как написано: "Соединится (илаве) мой муж со мной…" (Берешит 29:34) и связано с обонянием, так как оно объединяет зрение и слух. Ведь нос находится между двух глаз и между двух ушей, и за ним в связи с этим нужно постоянно следить. Имя Йеhуда отражает аспект малхут (царство), выраженный устами и связано со вкусом. И уста одновременно являются органом речи и вкуса, ведь ими произносятся слова Торы, которые сладостны и приятны, как написано: "Попробуйте и взгляните, сколь добр Господь" (Теhилим 34:9). И посредством произнесения этих слов испытываешь вкус сладости, приятности и благодати, несомый светом Всевышнего, и убеждаешься, насколько благ Всевышний. Имя Йосеф связано с осязанием, ибо он олицетворяет собой аспект йесод (основание), и должен человек постоянно помнить о необходимости соблюдения святого завета во всей его подлинности.

Человек должен помнить и следить за пятью чувствами, чтобы пользоваться ими во имя Всевышнего. И тогда имя Иссахар предстаёт сложившимся из двух слов, еш сахар (есть награда), о чём написано: "Есть награда за дела твои" ( Еремияhу 31:15), что именно за это (правильное использование пяти чувств) вознаграждает Всевышний исполняющих Его волю как в этом мире, так и в будущем. Имя Звулун  -- присоединение, "присоединится ко мне (избелени) муж мой", ибо за это же удостоит Всевышний истинного воссоединения, как написано: "Господь, муж битвы" (Шмот 15:3). И это указывает на воссоединение и освящение до полного слияния со Всевышним согласно сказанному: "Назовёшь Меня муж мой, и не будешь называть Меня больше хозяин мой" (hошеа 2:18). А воссоединение достигается молитвой, ведь слово тфила (молитва) тоже связано с воссоединением. И в Торе в имени Биньямина содержатся слова бен ямин (сын правой руки). И в Торе же написано: "От правой руки Его пламя закона им" (Дваримм 33:2). Имена Дан (судить) и Нафтали (нифталь - искривление) напоминают человеку, чтобы он постоянно судил себя сам, каждую минуту взвешивая на весах своей совести все свои дела, нет ли в них какого-либо искривления. И, наконец, Гад и Ашер. Имя Гад означает судьба, то есть этим (правильным использованием пяти чувств) можно удостоиться возвышения своей судьбы, и вознесёт Всевышний луч нашей судьбы ввысь, и прольёт на нас все блага и благословения. А намёк на благосостояние содержится в имени Ашер, как написано: "От Ашера  -- тучен хлеб его" (Берешит. 49:20).

* Ецер hа-ра, злое начало в человеке, одно из двух начал, олицетворяющее собой природные, низменные устремления. назад


[назад] [Вопросы к главе Шмот] [Недельный раздел Торы]