Еврейский Мир

[Фотографии]
[Всяк сущий в нем язык] [Первый рыбинский Абрам, живой или мертвый?] [Так есть евреи в городе, или нет?] [Центр духовной жизни евреев Верхневолжья] [Как закрывали синагогу] [Новая история общины]

[Предыдущая страница] [Еврейский мир] [Главная страница]

Рыбинская еврейская община имеет многолетнюю историю. Был период, в конце XIX века, когда деятельность общины не вмещалась в границы губернии. Рыбинская еврейская община, синагога в революционное и послереволюционное время пыталась сохраниться сама и сохранить сам национальный дух и менталитет своих прихожан. И это ей удавалось. Религиозная и этническая жизнедеятельность не умирала в самые сложные годы. С 1994 года община вновь возродилась к жизни.

Теперь пришло время рассказать об уникальном и вдохновляющем опыте Рыбинской религиозной еврейской общины, ее истории, ее сегодняшнем дне, насыщенном заботами о пожилых и больных людях, проблемах национальной идентификации, культурном саморазвитии и самосохранении, стремлении жить в гармонии с окружающим миром, представителями других наций и национальностей. Но мы вынуждены констатировать, что без помощи и поддержки нам не осилить нелегкую задачу издания уже написанной книги "Рыбинские евреи в отечественной истории", фрагменты и некоторые фотографии которой помещены на сайте. Мы с надеждой и благодарностью ждем материальной помощи от наших братьев, всех, кто интересуется судьбами евреев в России. Имя каждого жертвователя будет указано на страницах книги.

Банковские реквизиты:

Рыбинский филиал Ярсоцбанка
152903, г. Рыбинск, ул. Кирова 16,
тел.: (0855)21-97-55, факс: (0855)21-45-73.
БИК 047885746.
Кор счет 30101810200000000746,
ИНН 7606002866,
ОКПО 09288451,
ОКНХ 96120,
р/с 40703810800000000099.

Наш адрес: 152912, Россия, Ярославская обл., г.Рыбинск, а/я 37
телефон: (0855) 21-25-02,
e-mail: lehaim@Yaroslavl.ru

Рыбинские евреи в отечественной истории

Владимир Рябой

(Фрагменты книги)

ВСЯК СУЩИЙ В НЕМ ЯЗЫК

История Рыбинска и края была бы сильно усечена, их значение принижено, если из нее выкинуть имена француза Мариуса Петипа-хореографа; американца Айры Олдриджа-театрального актера; поляка Андрея Сигзона-фотографа и ученого; немца Генриха Людвига-архитектора и изобретателя; наконец, еврея Исаака Маркона-ученого ориенталиста.

В начале века путешественник, посетивший Рыбинск и забредший на Пушкинскую улицу, словно бы попадал в уголок, где по воле творца разом разрешились проблемы межнациональных, межрелигиозных отношений. Словно бы на всемирном празднике человеческого взаимопонимания и расовой гармонии стояли здесь рядом в десятках метров друг от друга католический костел, православная Спасская церковь, лютеранская кирха, иудейская синагога. В то время всерьез рассматривался вопрос о строительстве здесь мусульманской мечети.

Вряд ли кто осмелится сказать, что эти здания были только декоративными элементами в архитектуре города. Отнюдь, они обслуживали интересы конкретных людей, живших в городе постоянно, или приезжавших сюда на долгое время.

Мы не говорим об идиллии, царившей в области межнациональных взаимоотношений в дореволюционном Рыбинске. Было всякое. К примеру, в 1913 году во время строительства шлюза здесь между рабочими – русскими и татарами – произошла кровавая драка. Об этом написала тогда газета «Правда».

Но мы говорим о воле, позиции властей (именно местных), если не помогавших активно, то хотя бы не противодействовавших объективным процессам, развивавшимся в обществе.

Эта книга посвящена вкладу рыбинской еврейской общины в экономику, культуру, науку края, страны и мира, той роли, которую сыграли евреи, родившиеся здесь в мировой истории, как и роли евреев, тесно связанных с нашим краем в отечественной истории.

Попробуем вглядеться в эти факты, общие и частные. Без предубеждения и без экзальтации.

Первый рыбинский Абрам, живой или мертвый?

Безымянный автор «Описания города Рыбинска» 1811г., изданного ровно через 100 лет ученым-этнографом и географом Давидом Золотаревым, среди всего населения города мужского пола числом в 1498 человек, отыскал 2-х евреев.

Судя по всему, эти два легендарных еврея должны были быть постоянными жителями Рыбинска, а не «челноками», посетившими город на непродолжительное время.

Но это свидетельство никак не согласуется с юридическими нормами того времени, во времена царствования Екатерины II и Александра I, касающимися евреев. Екатерина Великая своим указом от 23 декабря 1791 года запретила евреям селиться во внутренних российских городах.

«…А только дозволено им пользоваться правом гражданства и мещанства в Белоруссии, а также в Новороссийском крае».

Так была проведена на российской политической карте т.н. «черта оседлости».

Александр I указом от 1 января 1808 года еще раз напомнил евреям, какое место в тогдашней России отводит им высшая российская власть.

«…Никто из евреев ни в какой деревне или селе не может содержать никаких аренд, шинков, кабаков и постоялых дворов… и даже жить в них».

И все было бы просто и понятно в статусе 2-х мужчин еврейской национальности, якобы поселившихся в Рыбинске в начале XIX века, если бы не брат Давида Золотарева, Алексей, писатель и краевед.

Авторитетность его краеведческих оценок и высказываний редко подвергалась сомнению. А он в своей рукописной работе «Некрополь» (Исторический словарь г. Щербакова) написал буквально следующее:

«Старое еврейское кладбище находится к западу от старого староверческого. Еще и сейчас можно видеть его остатки. Основано д.б., еще в XVIII веке. А. Золотарев, 4/10 – 1949г.».

До последнего времени никак не удавалось отыскать в архивах города и области документальных подтверждений даже временного проживания в Рыбинске евреев в начале XIX, не говоря уже о постоянном проживании.

И вот буквально в самый последний момент, когда книга уже была написана, но не были пройдены стадии макетирования и рецензирования, нам удалось отыскать «следы пребывания» в городе 1-го еврея. Причем, речь идет о человеке, который жил здесь постоянно, в течение 4-5 лет.

В первом десятилетии XIX века в Рыбинске насчитывалось около 3000 тысяч жителей.

Причем, число женщин и мужчин было приблизительно равным – около 1500. В городе функционировали заводы и фабрики: 2 кожевенных, два маслобойных, четыре свечных, три канатных, пять крупяных, четыре крашенинных, 11 кирпичных. За пределами городской черты – два солодовенных и гончарный.

В городе насчитывалось 243 купца, 816 мещан, 23 церковнослужителя, 27 дворян, 39 приказных, 67 солдат, 4 иностранца и 34 цыгана.

Современник отмечает:

«Рыбинцы живут довольно хорошо и трезво, но без роскоши, пищу употребляют здоровую, но нелокомую. В домах наблюдают чистоту и опрятность, а паче богатые, кои еще тем один против другого и щеголяют, так что есть дома внутри очень хорошо расписаны, а у многих и мебель красного дерева; да и у бедных у редкого чтоб не была горница общекотурена или бумажками цветными обита… Рыбинцы в рассуждении материи одеваются не без щегольства, у редкого, не говоря о богатых, из среднего состояния нет лисьей или волчьей шубы, покрытой английским сукном, и таковой же сибирки или кафтана; летом все почти насчет вседневного платья, кроме фраков и сюртуков, употребляют английские и русские нанки кто на сибирку, кто на халат; бедные же люди, занимающиеся работою, носят платье во всех частях русское… Что же касается женского пола, то он опрятностью своею не только праздничною, но и повседневного, а паче летнего платья, едва ли не чище одевается других городов Ярославской губернии».

Одним из портных, одевавших рыбинских модниц того времени в течение 4-5 лет и был еврей Ловаль Ошерович Гинзбург.

Вероятно, он появился в Рыбинске не раньше 1809 года, ибо именно в этот год, а не раньше в «Книге купцов и посадских – портных, сапожников, столяров разных уездов и сел из крестьян и дворовых людей» среди сотни русский фамилий встречается имя «еврея, портного, Витебского мещанина» Ловаля Ошеровича Гинзбурга. И далее в книгах ремесленной управы 1810, 1812 гг. он получает свидетельство портного не как приезжий, а как житель г. Рыбинска.

И если в Рыбинске когда-нибудь встанет вопрос об установке памятника первому еврею, то это должен будет памятник портному, как и допустим, в Нью-Йорке в районе Бруклина.

ТАК ЕСТЬ ЕВРЕИ В ГОРОДЕ, ИЛИ НЕТ?

Судя по ведомости Рыбинского полицейского управления, составленной для Всеподданнейшего отчета в 1852 году в городе проживало 10 иностранцев, не принявших подданства, 58 католиков, 10 лютеран и реформистов.

« Армян, татар, евреев, постоянно жительствующих в городе нет, кроме сих последних состоящих на службе в разных воинских командах – 7 человек мужского и 3 женского пола. А в летнее время хотя и приезжает таковых для отправления разного мастерства и хлебной торговли, но не в значительном количестве и на весьма короткие сроки».

В 50-е годах начинается процесс постепенного закрепления евреев в Рыбинске. Не имея права постоянной прописки, еврейские переселенцы тем не менее, находили способы продлить свое пребывание в городе сверх положенного, оговоренного временным свидетельством.

И уже в 1856 гуду, в первый год царствования Александра II в статистической отчетности полицейского управления появляются два документа, противоречащих друг другу.

По одному из них - «Число жителей по вероисповеданиям в 1856 году» - в Рыбинске на тот момент проживало 59 евреев – 39 мужчин и 20 женщин. По другому – «Наличное население евреев по разрядам в 1856 г.» - таковых в городе не было.

Подобные факты могли свидетельствовать, с одной стороны о плохом знании местными чиновниками российских законов, касающихся евреев или плохом их исполнении (так скажем – сознательной или не сознательной «вялости» исполнения законов); а с другой стороны – о том, что к этому времени в городе жили евреи, которых можно было отнести к старожилам.

И только недреманное око высшего начальства из губернии и столицы следило за неукоснительным исполнением законов империи в этой части и чуть ли не ежегодно напоминало своим подчиненным на местах о строгом соблюдении положения о черте оседлости для еврейского «племени».

В 1857 году в экономической жизни России произошло событие, которое оказало большое влияние на развитие промышленности Рыбинска второй половины XIX века.

В этом году банкирский дом еврея Евзеля Гинцбурга, проживавшего в Германии, учредил «Общество судоходства по реке Шексне».

Гинцбурги и Ротшильды – две знаменитых на весь мир еврейских династии, банкиры и промышленники, сыгравшие особую роль в развитии экономики России и в частности, промышленности в нашем регионе. О Ротшильдах чуть позже, а вот благодаря инициативе Гинцбургов, возникло Шекснинское цепное пароходство, конторой которой долгое время руководил Илья Осипович Авербах. В этом пароходстве работали многие евреи переселенцы из других западных и южных губерний России. По сути, эта фирма было своего рода «патронажной» организацией, где находили прибежище люди, лишенные возможности работать по профессии, отслужившие в царской армии, не сумевшие проявить себя как ремесленники и торговцы. Эта фирма предоставляла рабочие места и многим русским.

ЦЕНТР ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЕВРЕЕВ ВЕРХНЕВОЛЖЬЯ

К концу 70-х годов XIX века в Рыбинске официально проживало 45 еврейских семей. Одним из верных признаков укоренения на верхневолжской земле еврейских переселенцев был тот факт, что число женщин среди еврейского населения города превысило 50%. Из 233 человек женщин было 118.

На тот момент среди 45 глав еврейских семейств 23 числились отставными и отпущенными в запас военнослужащими нижних званий, 4 – портными, 4 – часовых дел мастерами, 2 – перчаточниками, 2 – водочными мастерами, а также были купцы, юристы, матрасники и обойщики, золотых дел мастера, точильщики, пивовары, резчики печатей, машинисты и красильщики.

Словом, несмотря на пестрый профессиональный состав рыбинцев-евреев, можно заметить что эти переселенцы не были бездельниками и «торговцами» в нарицательном смысле этого слова и какими их рисуют и пытаются выставить иные ревнители этнической и расовой чистоты. Многие из представителей этих нужных и редких профессий конца XIX века, стали виртуозами своего дела, остались частичкой славной истории дореволюционного времени.

Доказательством оседлого проживания евреев в Рыбинске служат два факта. Один из них, это то, что уже в конце 70-х годов XIX века в Рыбинске была синагога, общественный раввин, эту должность исполнял Лейба Абрамович Миранский.

А второй – это решение думы о выделении земельного участка в 1886 году под новое еврейское кладбище.

Самым поразительным фактом из истории рыбинской еврейской общины является то, что в еврейских метрических книгах, сохранившихся в Рыбинском архиве с 1883 года ( а были и утерянные – более раннего периода) можно обнаружить записи фактов рождения и смерти евреев, проживавших в Ярославле., Угличе, Пошехонье, Данилове, Некоузе, Мологе, Ростове, Романове-Борисоглебске, Макарьеве, Красном Холме; Грязовце, Костроме, Кинешме, Бежецке, Лебедине, Владимире (!), Кашино, Сонково; селах Яковлевском, Вятском Даниловского уезда, Ильинско-Хованском Ростовского уезда, Макарьеве Костромской губернии, Карпунино и т.д.

Посмотрите на карту севера России – это получается целый северный регион России, который обслуживали рыбинские раввины.

Но это не все. Есть вещи еще более удивительные.

На рыбинском еврейском кладбище похоронены многие евреи, умершие в других городах и селах губернии: Евзор Борухов Бейлин, умерший в 1913 году в Пошехонье; провизор Авриель Меер Бениаминович Брауде, умерший в том же году в Угличе; велижский мещанин Мендель Берков Гитцович, умерший в 1914г. в селе Копорье, Мологского уезда; мещанин Могилевской губернии и уезда, Белыничского еврейского общества Хаим-Мовша Залман-Нотов Литвин, умерший от удавления в г. Пошехонье в 1914 г.; Оршанская мещанка Могилевской губернии Глика Абрамовна Модель, умершая в 1914 г. в Ярославле; Новогрудская мещанка, девица Анна Овсеевна Спевак, покончившая жизнь самоубийством в с. Карпушине вследствие расстройства нервной системы; Мологская мещанка Софья Самуиловна Мархилевич, умершая в г. Мологе в 1916 г.; мещанин Абрам Лейба Месрович Жук, умерший в Романове-Борисоглебске в 1916 году и т.д.

КАК ЗАКРЫВАЛИ СИНАГОГУ

Весь 1918 год Рыбинск пребывал то на военном, то на осадном положении. В коротких промежутках слабые ростки мирной жизни лишь подчеркивали бессмысленность и неестественность происходящего, и выглядели как нелепые и надуманные кем-то вещи.

Вот городская газета печатает объявление:

«В дни еврейской Пасхи, начиная с 23 по 31 марта включительно, лицам еврейской национальности разрешается появление на улицах во всякое время, имея при себе документ, свидетельствующий о их национальности. Милиция должна предоставлять им по предъявлении указанных документов беспрепятственный пропуск»

Вот «вновь открыта еврейская народная библиотека имени Х.Н. Бялика с большим выбором еврейской и русской литературы, книг по еврейской истории и литературе» на углу Волжской набережной и Пушкинской улицы.

9 июня торжественно открыт еврейский рабочий клуб имени Бронислава Гроссера по Мышкинской ул., дом 30.

6 июля еврейский культурно-просветительский кружок объявляет об открытии молодежного рабочего клуба «в память известного еврейского писателя И.Л. Переца на углу Ивановской и Угличской, в доме № 30».

Но основной поток новостей и событий не столь оптимистичен:

Как выяснится позже, в январе 1918 года рыбинский казенный раввин В.Я. Пинус последний раз отсылает городской власти 4 метрические книги с записями родившихся, умерших, бракосочетавшихся и разведенных евреев.

В сентябре ликвидируются национальные советы беженцев.

Экспроприируют имущество, как например, у Авербаха, сына почетного гражданина города, так много для него сделавшего, Ю. Маркона, отца ученого-ориенталиста.

С 20-го года начинается долгий в 10 лет и мучительный для еврейской общины процесс закрытия синагоги и прекращения деятельности общины.

Члены общины решаются даже обратиться в Москву, в Наркомнац. Следует запрос в Рыбинский Совет. Ответ поражает своей логикой: «…среди темных масс носятся слухи, что синагогу якобы, возвращают евреям и решение этого вопроса в утвердительном смысле, в смысле возвращения приведет к нежелательным последствиям». И с этой логикой наверху вынуждены согласиться.

НОВАЯ ИСТОРИЯ ОБЩИНЫ

С января 1994 года начинается новая история общины. Связана она прежде всего с именем ее формального и неформального лидера Леонида Хаимовича Берковского.

Началось все с предложения от ярославского координатора Сохнута – организовать рыбинских евреев в культурное общество. Около года Леонид Хаймович был официальным представителем Сохнута – помогал репатриантам.

Теперь же главные усилия актива общины направлены на то, чтобы оказывать посильную помощь старикам, инвалидам.

И наверху российской еврейской религиозной иерархической лестницы и внизу – в общинах, понимают – еврейские общины в России сохранятся. И значит, работа предстоит большая.

Наша благодарность за помощь Зафранскому Льву Абрамовичу - Иерусалим; Михаилу Азбелю и Белле Кунно; Вадиму и Татьяне Азбель; Марку Азбелю; Марине Кунно и Эле Зафранской, Михаилу и Этлане Островским; Ирине Радчик - все США; Сергею Аркадьевичу Лебедеву; Майе Иосифовне Потеминой - все Россия.

Выражаем благодарность за помощь в изготовлении макета книги рыбинцам: Юрию Даниловичу Жаботинскому, Михаилу Ефимовичу Кану, директору фирмы "Продукты оптом".


[Фотографии]
[Всяк сущий в нем язык] [Первый рыбинский Абрам, живой или мертвый?] [Так есть евреи в городе, или нет?] [Центр духовной жизни евреев Верхневолжья] [Как закрывали синагогу] [Новая история общины]

[Предыдущая страница] [Еврейский мир]