Педагогический Альманах
 

[Содержание альманаха] [Предыдущая страница] [Главная страница]
 
подписаться

Хана и Арье Ротман (С.-Петербург)

С ДНЕМ УЧИТЕЛЯ!

По традиции в первое воскресенье октября отмечается День учителя. Приблизительно к этому времени попадет в руки читателей очередной номер нашего альманаха  — к кому-то чуть раньше, а кто-то, мы надеемся, будет пользоваться им и позднее, в своей повседневной работе. Дело не в совпадении дат, и не только в день официального праздника, но и в любой будний день не лишним будет высказать слова благодарности в адрес учителей, без самоотверженной работы которых никакие самые лучшие педагогические идеи не найдут своего воплощения.

Учитель  — главное действующее лицо в любой школе. Чем полнее учебно-методический комплекс, имеющийся в его распоряжении, тем легче учителю работать. С другой стороны, чем скудней научно-методическая база, хуже учебники, меньше пособий  — тем большую роль играют талант, знания и опыт педагога. От учителя еврейской школы сегодня зависит, будет ли еврейское образование развиваться дальше, или застынет в тех незрелых формах, какие оно успело принять за первое десятилетие своего развития.

Обеспеченность еврейских предметов учебниками и пособиями все еще оставляет желать лучшего. Об этом много говорилось, и эту проблему вряд ли удастся решить в одночасье. В настоящее время учебно-методический комплекс еврейского цикла комплектуется в основном учебниками, выпущенными в Израиле. При всех их достоинствах, это переводные, не адаптированные к местным условиям издания. Исключением является учебник по истории эпохи Пророков д-ра Ионы Шнайдера, написанный на русском языке опытным специалистом, репатриантом из Петербурга.

В России и других странах СНГ, несмотря на отчаянные экономические трудности, продолжаются образовательные реформы. Ведутся поиски в общем русле гуманизации образования  — именно эта тенденция преобладает сейчас в мировой педагогике. Эксперименты ставятся на фоне сложившейся системы народного образования, обладающей, при всех своих недостатках, необходимым запасом прочности.

У еврейского образования такого фона нет, и потому его "развитие" подразумевает в первую очередь нормализацию, решение элементарных проблем, вроде снабжения учебниками. Главное преимущество преподавателя российской истории перед коллегой, преподавателем истории Израиля, в том, что к услугам первого широкий выбор пособий, программ и методик, как традиционных, так и новаторских. В то же время еврейский учитель, стесненный отсутствием выбора, вынужден комбинировать существующие пособия, составлять авторские программы, т. е. заниматься работой методиста, самому становиться новатором и искать новые пути. Что же, нужда, как известно, хороший учитель. Жаль только, что плоды творческого поиска чаще всего достаются лишь нескольким десяткам учеников.

Еврейские школы разбросаны на огромной территории. Учителя, среди которых есть как опытные педагоги, проработавшие в еврейском образовании около десяти лет, так и начинающие, обычно ничего не знают о методических находках коллег и вынуждены изобретать велосипед.

Почему это происходит? Нормально функционирующая система образования обладает эффективными средствами сбора и распространения педагогического опыта. Этим занимается штат методистов, чью работу координируют руководящие педагогические органы, от министерства образования до местных управлений. Что же мешает создать сеть методических центров в системе еврейского образования? Ведь попытки такого рода предпринимались в Петербурге, Киеве и Москве, но ни одна из них не увенчалась успехом. Виной тому ряд объективных причин, из которых три главные.

  • Во-первых, методический центр должен представлять управляющую структуру (как, например, методический кабинет при РОНО), иначе он не сможет внедрять свои рекомендации. При раздробленности и разбросанности еврейского образования это невозможно.

  • Во-вторых, методист  — это человек, имеющий педагогическое образование, солидный стаж, а главное  — умеющий обобщить чужой опыт в той форме, в какой этот опыт может стать достоянием каждого. Не всякий учитель способен быть методистом. Кроме того, методисту надо создать условия для профессиональной специализации, т. е. попросту платить зарплату, а где ее взять?

  • В-третьих, сами учителя, с симпатичной интеллигентской скромностью, утаивают свои находки, стесняясь предать их гласности. "Если даже я способен на это,  — рассуждает скромный провинциальный учитель, быть может, загубивший в себе Песталоцци,  — то уж тем более там, в столицах, любой дурак на это способен. Зачем я буду лезть со своими предложениями, курам на смех".

В результате система еврейского образования не имеет собственных методистов. Не надо объяснять, как плачевно это сказывается на развитии образования в целом.

Как же быть? Попробуем решить свои проблемы иначе, чем это делалось до сих пор.

Нормальная система управления образованием устроена по иерархическому принципу: низовые структуры замыкаются на вышестоящие, и те координируют и направляют их деятельность. Все мы привыкли к такой системе и, несмотря на то, что живем в эпоху интернета, склонны считать ее единственной. Что же происходит с иерархической системой, если с нее срезан "верхний слой"? Она распадается до самого низу, ибо обмен (в нашем случае  — обмен педагогической информацией) между низовыми структурами осуществляется по вертикали, через вышестоящие. Нельзя ли применить другой принцип  — сетевой, при котором все ячейки связаны друг с другом напрямую? Конечно, сеть отличается от иерархии тем, что она неуправляема из какой-то одной точки (поэтому, кстати, ее невозможно обезглавить). Однако для развивающегося еврейского образования информационная сеть может оказаться благодатной средой обитания.

По сетевому принципу построим и методическую работу. Методистов нет, но зато каждый учитель  — немного методист. Не существует педагогических органов управления, спускающих директивы. Но зато каждый учитель в состоянии отобрать из общей копилки то, что нужно и полезно ему.

Еврейскому образованию в СНГ необходим сборный пункт педагогической информации, снабженный минимальным "фильтром" защиты от халтуры и располагающий средствами распространения накопленного педагогического опыта.

Если иерархическая структура обычно ассоциируется с многоэтажным управленческим зданием, то сетевая  — с творческим содружеством, добровольным объединением, клубом.

Первым примером подобного педагогического объединения стал стихийно возникший в Петербурге осенью 1998 г. педагогический клуб "Новая еврейская школа". В настоящий момент клуб располагает всеми техническими возможностями, необходимыми для обмена педагогической информацией, как электронными, так и обычными. У клуба есть средства для издания и распространения методических пособий, необходимые связи и опыт для фондрейзинга на индивидуальные и групповые педагогические проекты, и т. д. и т. п. Клуб ведет в интернете дискуссионную группу и поддерживает собственный сайт http://www.ort.spb.ru/nesh/njschool.htm. Развивается и издательская деятельность клуба. Помимо альманаха клуб издает методические пособия ("Преподавание мишны ”Сукка“", серия "Книга для чтения в младших классах", серия "В помощь учителю еврейской истории" и др.), проводит семинары (летняя студия 1999 г. в Петербурге, выездные семинары в Красноярске, Петрозаводске, Боровичах), организует учебу своих членов, рецензирует педагогические проекты, дает рекомендации по их внедрению, а в случае необходимости частично спонсирует их.

Педклуб "Новая еврейская школа"  — это творческая ассоциация учителей во имя развития еврейского образования. Мы будем рады каждому новому члену, и в то же время надеемся на сотрудничество с другими творческими ассоциациями. Пока это необходимо, педклуб "Новая еврейская школа" возьмет на себя роль "системного администратора" и "модератора" педагогической информационной сети. Мы обеспечим размещение в интернете, рецензирование, редактирование, публикацию и распространение готовых педагогических проектов.

Отзовитесь! Обращайтесь со своими проектами, заявками, идеями, пожеланиями, просьбами и вопросами по всем нашим адресам  — почтовому, факсимильному, электронному. Мы обещаем не оставлять ни одного письма без ответа.

подписаться


[Содержание альманаха] [Предыдущая страница]