Педагогический Альманах
 

[Содержание альманаха] [Предыдущая страница] [Главная страница]
 
подписаться

Раби Моше бен Маймон (РАМБАМ)

Законы чуждого служения

Фрагменты

Глава первая

  1. В дни Эноша люди впали в грубое заблуждение, и совет мудрых людей в этом поколении стал глупым. Сам Энош был в числе (заблуждавшихся). Вот в чем состояло их заблуждение. Поскольку Бог, рассуждали они, сотворил эти звезды и (небесные) сферы, дабы править миром, поместил их в выси и почтил их, и поскольку они    — слуги, (прислуживающие) перед Ним, то они достойны восхваления и прославления, и им должно воздавать честь. И такова воля Бога, да будет Он благословен, чтобы человеки превозносили и почитали тех, кто превозносит и почитает Его, так же, как царь желает, чтобы проявляли почтение к прислужникам, стоящим перед ним, и тем самым честь воздается самому царю. Когда эта мысль пришла им на ум, они начали возводить храмы звездам, приносить им жертвы, прославлять и восхвалять их в речах и простираться перед ними, чтобы, согласно их извращенным понятиям, снискать милость Творца. Такова была основа идолопоклонства, и так говорили идолопоклонники, которые знали эту основу. Они, однако, не утверждали, что нет Бога, кроме некоей звезды (служившей им предметом поклонения). Так, Иеремия говорил: "Кто не убоится Тебя, царь народов? Ибо Тебе единому принадлежит это: потому что между всеми мудрецами народов и во всех царствах их нет подобного Тебе. Все до единого они бессмысленны и глупы: пустое учение это дерево" (Иеремия, 10:7—8). Это означает, что все знают, что только Ты один Бог: их заблуждение и безумство в том, что они вообразили, будто это пустое поклонение угодно Тебе.

  2. Со временем среди людей появились лжепророки, которые утверждали, что Господь заповедал и сказал им: "Поклоняйтесь такой-то и такой-то звезде или всем звездам. Приносите ей такие-то и такие-то жертвы. Делайте ей такие-то и такие-то возлияния. Возведите ей храм. Изготовьте идола, которому все люди     — мужчины, женщины, дети    — должны поклоняться". Лжепророк показывал им идола, которого он сам выдумал, и утверждал, что это образ некоей звезды, явленный ему в пророческом видении. И так они стали воздвигать истуканов в храмах, под деревьями, на вершинах гор и холмов. Там они собирались, поклонялись и рассказывали всем людям, что этот идол милует и казнит, и что ему подобает поклоняться и бояться его. Их жрецы обычно говорили им: "Посредством этого поклонения вы приумножитесь и преуспеете. Делайте то-то и не делайте того-то". Потом появились другие самозванцы, которые утверждали, что некая звезда, (небесная) сфера или ангел являлись им и говорили: "Поклоняйтесь мне таким-то и таким-то образом". И обучали их определенному ритуалу и наставляли их: "Делайте то и не делайте этого". Так постепенно этот обычай поклоняться истуканам, исполняя разные ритуалы, и приносить им жертвы распространился по всему миру.

    С течением времени чтимое и страшное имя Божье было забыто людьми, исчезло из их душ и перестало быть известно им. Весь простой народ, женщины и дети знали только идола из дерева и камня да здание храма, в котором они с малолетства были научены падать ниц перед истуканом, поклоняться ему, и служить ему, и клясться его именем. Даже мудрецы, бывшие среди них, такие, как жрецы и им подобные люди, тоже полагали, что нет другого бога, кроме звезд и (небесных) сфер, ради которых и по подобию которых были изготовлены эти истуканы. Но Творец Вечный не был никому ведом и не был признан никем, кроме нескольких людей, таких как Ханох, Мафусаил, Ной, Сим (Шим) и Эвер. И этим путем шел мир, пока не родился столп мира, праотец Авраам.

  3. После того, как Авраама отняли от груди, он начал размышлять. Хотя он был еще ребенком, днем и ночью думал он и удивлялся: "Как это возможно, чтобы эта небесная сфера правила миром, и чтобы не было никого, кто бы правил ею и побуждал вращаться; ибо невозможно, чтобы она вращалась сама по себе". У него не было учителя, никого, кто наставлял бы его в чем-нибудь. Он пребывал в Уре Халдейском среди неразумных язычников. Его отец и мать и весь народ поклонялись звездам, и он поклонялся им вместе со всеми. Но он не переставал доискиваться и размышлять, пока не встал на путь истины, не постиг своим разумом, куда надо устремлять свою мысль, и не познал, что есть один Бог, что Он правит (небесной) сферой и создал все, и что среди всего сущего нет иного бога, кроме Него. Он понял, что люди повсюду заблуждаются, и что их заблуждение вызвано тем, что они поклонялись звездам и идолам, и что истина исчезла из их умов. Аврааму было сорок лет, когда он познал своего Творца. Обретя это знание, он начал пристрастно расспрашивать жителей Ура Халдейского, спорить с ними и говорить: "Путь, коим вы ходите, не путь истины". Он сокрушил идолов и принялся наставлять людей, что неверно служить кому бы то ни было, кроме вечного Бога, и только Ему одному надо поклоняться, приносить жертвы и делать возлияния, дабы все человеческие создания могли в будущем познать Его, и что надобно сокрушить и уничтожить всех идолов, дабы народ не заблуждался, как те, что воображали, что нет иного бога, кроме идолов. Когда он одержал верх над ними посредством своих доводов, царь (этой страны) порешил убить его. Он спасся чудесным образом и ушел в Харан. И начал утверждать, возглашать всему миру с великой силой и наставлять людей, что есть один Бог и Ему надо поклоняться. Он ходил из города в город и из царства в царство, созывая и собирая жителей, пока не прибыл в Страну Ханаанскую. Здесь он тоже возглашал, ибо сказано: "И призвал там имя Господа Бога вечного" (Бытие, 21:33). Когда народ, сбегавшийся к нему, сомневался в его утверждениях, он наставлял каждого по его способности, пока не приводил его на путь истины, и таким образом тысячи и десятки тысяч присоединились к нему. Они были теми, кого называют "сынами дома Авраамова".

    Авраам насадил в их сердца это великое учение, сочинил книги об этом и учил этому Исаака, сына своего. Исаак жил в Ханаане, поучал и наставлял. Исаак передал учение Иакову и предписал учить ему. Тот тоже жил (в стране), учил и наставлял всех, кто был с ним. Праотец Иаков наставлял всех сыновей своих, не считая Леви, назначенного им главой (учителем) академии (иешивы), дабы учить путям Господним и хранить заветы Авраама. Он наказал своим сыновьям назначать из колена Леви одного наставника за другим в непрерывной последовательности, дабы учение (никогда) не было забыто. Так это (учение) продолжалось и крепло среди сынов Иакова и присоединившихся к ним, пока они не стали народом, который познал Бога. (Так было) до тех пор, пока сыны Израиля надолго не остались в Египте и не вернулись к прежнему: переняли обычаи своих соседей и, подобно им, стали поклоняться идолам, за исключением колена Леви, которое было верно повелениям праотцев. Колено Леви никогда не поклонялось идолам. Учение, насажденное Авраамом, очень скоро было искоренено, и потомки Иакова впали в заблуждение и ошибки народов.

    Но вследствие любви Бога к нам и Его верности клятве, данной нашему праотцу Аврааму, Он послал (нам) Моисея, нашего учителя и учителя всех пророков. Когда Моисей начал пророчествовать, и Израиль был избран Всемогущим быть Его наследием, Он увенчал их заповедями и возвестил им, как служить Ему и как поступать с идолопоклонством и всеми теми, кого оно ввело в заблуждение <...>

Глава одиннадцатая

  1. Нельзя следовать обычаям других народов и подражать им в одежде или в том, как они подстригают волосы, ибо сказано: "Не поступайте по обычаям народа, который Я прогоню от вас" (Левит, 20:23); "...по установлениям их не ходите" (Там же, 18:3); "Берегись, чтобы ты не попал в сеть, последуя им" (Второзаконие, 12:30). Все эти (предписания) требуют, чтобы сыны Израиля не походили на другие народы, а отличались от них и опознавались по своей одежде и остальным своим действиям, как они отличаются от них своим знанием и своими нравственными склонностями. И сказано поэтому: "Я отделил вас от народов" (Левит, 20:26). Они не должны носить особую одежду (других народов), или отращивать волосы, как это делают те. Сын Израиля также не должен сбривать своих волос на голове с обоих боков, оставляя волосы посередине нетронутыми, как делают они. Также он не должен сбривать волосы спереди от уха до уха, давая им расти сзади, как это делают те. Он не должен воздвигать сооружения, напоминающие языческие храмы, куда стекались бы толпы, как это делают те. Тот, кто совершит любую из этих или подобных вещей, будет наказан бичеванием.

Рамбам (Маймонид). Избранное. Т. 1. Иерусалим, Библиотека Алия, 1990.

Перевод с английского Н. Бартмана.

подписаться


[Содержание альманаха] [Предыдущая страница]