Недельный раздел Торы
 


[назад] [Недельный раздел Торы] [Главная страница]

Комментарий к главе Пекудей

перевод Д.Баргман

Р. Александр Зуся Фридман
“Маэйана шель Тора” (Источник Торы)

“И увидел Моше…” (Шмот, 39.43) – что же он увидел? Увидел Моше ангелов, рождающихся в результате исполняемой евреями заповеди, когда они приносили пожертвования для Мишкана (Мидраш)

Мой учитель р. Зуся, благословенна память его, говорил: никогда я не видел целостного ангела, появившегося в результате греха, совершённого, не дай Б-г, религиозным евреем. У таких ангелов всегда чего-либо недостаёт. Иногда головы, иногда руки или ноги. Ведь такой еврей, даже если ему, не дай Б-г, довелось согрешить, наверняка немедленно раскается в содеянном, издав вздох сожаления и скорби. И в результате этого вот скорбного вздоха будет отсечена какая либо часть ангела-обвинителя, созданного грехом…

В Талмуде говорится: “Израиль – свят. Есть (среди них такие), кто хочет (благодетельствовать), но у него (ничего) нет, а есть (такие), у кого есть, но не хочет (благодетельствовать)” (Хулин, 7б) . И спрашивается – что же это за такая святость, если у него есть, а он не хочет поделиться, за что же его называть святым? Отвечают на это Тосафот, что он всё-таки делится из приличия. Но это не ответ, ведь если он делает это только из приличия, то разве это основание называть его святым?

Но сказал Р. Зуся, что когда еврей выполняет заповедь, образуется ангел. Ангел этот обладает обликом и душой, внешнее одеяние и внутренняя Б-жественная сила. И таким образом тот, кто “хочет, но у него нет” , обладает лишь добрыми намерениями, но к действию оно не приводит. От его добрых помыслов образуется внутренняя душа ангела. Напротив, тот “у кого есть, но не хочет”, но всё-таки он благодетельствует из приличия, ему принадлежат лишь добрые дела, но добрые помыслы отсутствуют. Его действия рождают лишь внешний облик ангела. Так или иначе, оба вместе порождают целостного ангела , потому и называются святыми, поскольку в результате их совместных усилий рождаются святые ангелы. И хотя каждый из них в отдельности не может назваться святым, так как недостаёт ему либо помысла, либо действия, “Израиль” в целом – “свят”.

И тогда становятся понятны слова Тосафот: “Несмотря на это названы святыми, поскольку приглашают людей угоститься из приличия”. И не упоминает слово святой в единственном числе, хотя текст Талмуда использует единственное число. Использует он множественное число, поскольку лишь объединившись вместе, оба становятся святы…


[назад] [Недельный раздел Торы]