Педагогический Альманах
 

[Содержание альманаха] [Предыдущая страница] [Главная страница]
 
подписаться

Валерий Столов (С.-Петербург)

Учебник, которого ждали давно

Евреи в Украине. Учебно-методические материалы
(Приложение к курсам «История Украины» и «Всемирная история») / Сост. И. Б. Кабанчик.  - Львов, 2000. Часть  1.

Помню, как в середине 90-х годов, когда у нас появились изданные в Израиле учебники по истории еврейского народа на русском языке, меня охватило чувство эйфории. Прекрасная полиграфия, непривычно структурированный материал, а самое главное  - содержание, подобное которому даже трудно себе было представить в учебниках советской поры! Однако со временем, когда первые восторги улеглись, в глаза стало бросаться явное несоответствие этих учебных изданий тому, к чему приучен наш школьник. Излишняя концентрация на сионистской идеологии, оторванность от отечественной традиции в преподавании предмета, заниженные требования к интеллектуальным усилиям ученика  - все это разительным образом отличалось от тех норм, к которым привыкли наши учителя.

После этого в течение нескольких лет на всех семинарах и конференциях по еврейскому образованию неизменно раздавался даже не крик, а стон учителей: «Нужны отечественные учебные материалы по еврейской истории!» Сегодня можно уверенно сказать  - период стонов закончился, и рецензируемая книга является зримым тому доказательством.

Пособие Ильи Кабанчика, завуча и учителя истории из еврейской школы г. Львова, несмотря на скромный объем, содержит практически все необходимое, что может понадобиться при включении уроков по истории евреев в курсы по отечественной (в данном случае, украинской) и всемирной истории: поурочное планирование, вводящее уроки из пособия в контекст соответствующих тем по всеобщей и украинской истории; тексты для чтения, снабженные иллюстрациями; методический аппарат; карты (позаимствованные из известного атласа М. Гилберта); жизнеописания отдельных деятелей истории и культуры.

В результате получилось вполне самодостаточное и многофункциональное пособие, написанное доступным для учащихся средних классов языком, охватывающее временной период от начала новой эры до конца XIX века. Во вступлении к книге автор выражает готовность к диалогу, к обсуждению спорных положений, содержащихся в книге. Действительно, текст зачастую дает почву для подобных споров. (Например, предложенная версия происхождения знаменитых погромов 1881-1882 годов не разделяется современной историографией). Можно сделать и другие замечания по содержанию и оформлению издания. Так, подбор карт представляется не вполне удачным. Например, карта «Участие евреев в военных действиях, 1794-1967 гг.» откровенно малоинформативна, к тому же 9 из 13 указанных на ней исторических событий произошли за пределами временного интервала, охватываемого текстом. Однако эти, безусловно, частные, недостатки меркнут на фоне достоинств рецензируемого издания, главное из которых  - сам факт появления на просторах СНГ учебного пособия по еврейской истории, концептуально согласованного с традицией преподавания данного предмета в отечественной школе.

Появление пособий, подобных тому, что составил И. Кабанчик, имеет чрезвычайно важное значение для всего еврейского образования на территории бывшего СССР. Оно все более и более вводится в формальные рамки, переставая быть уделом энтузиастов, делая расчет на массового учителя, нуждающегося в программе, типовом пособии и т. д. В то же время выход в свет пособия «Евреи в Украине» должно подтолкнуть авторов в других странах СНГ, и в первую очередь в России, к изданию аналогичных материалов. Нам же остается только поздравить автора с удачным дебютом и с нетерпением ожидать второй части учебных материалов, работа над которой, по нашим сведениям, активно ведется.

подписаться


[Содержание альманаха] [Предыдущая страница]