Педагогический Альманах
 

[Содержание альманаха] [Предыдущая страница] [Главная страница]
 
подписаться

Анатолий Подольский (Киев)

ИССЛЕДОВАНИЕ И ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ ХОЛОКОСТА НА УКРАИНЕ

Судьба европейского еврейства в годы Второй мировой войны, в первую очередь исторические судьбы евреев на украинских землях, вот уже более девяти лет (1990—1999 гг.) служат объектом академических исследований украинских ученых-историков.

Сегодняшняя ситуация в области исторической науки на Украине, безусловно, качественно отличается от советского периода. Общеизвестный факт, что в советской историографии проблема истории Холокоста всегда рассматривалась (а зачастую просто игнорировалась) только в контексте истории Второй мировой войны. В фундаментальных научных работах того периода (1950—1980-е годы), посвященных истории войны и проблемам нацистского оккупационного режима, события, связанные с геноцидом против евреев, затушевывались или упоминались вскользь, а слово «еврей» было исключено из научной терминологии и заменено пустым эвфемизмом «мирные советские граждане», «мирное население».1 За исключением короткого военного периода и первых послевоенных лет (1945—1948), когда появились работы научно-публицистического характера на языке идиш,2 судьба евреев в годы нацизма никогда не выделялась в отдельную тему исследований. Корни такого явления в советской исторической науке послевоенного периода, безусловно, надо искать в государственной политике тогдашнего советского руководства, с ее антисемитизмом и антисионизмом. Сегодня государственный антисемитизм в СССР, его причины и последствия достаточно хорошо изучены. В израильской, российской, украинской и американской историографии3 этому явлению дана историческая оценка. Поэтому сейчас нет смысла останавливаться на этой проблеме, тем более что отражение истории Холокоста в советской историографии не является темой данной статьи.

Нас интересует ситуация, сложившаяся с изучением и преподаванием темы Катастрофы в сегодняшней Украине. Несмотря на полную перемену политической системы, в исторической науке Украины еще живы стереотипы прошлого, ощущается какая-то осторожность, страх писать объективно. Среди ученых, сформировавшихся в советский период, встречаются беспринципные люди, но есть и ученые, далекие от любой конъюнктуры. Они руководствуются научной методологией исторических исследований, принципами историзма и объективности. То же самое можно сказать и о молодых украинских ученых, занимающихся проблемами истории Второй мировой войны, истории Украины XX в. Историк-исследователь на Украине получил наконец долгожданную возможность публиковать результаты своих исследований, не поступаясь личными убеждениями.

Однако, на мой взгляд, не стереотипы и не наличие различных исторических подходов к проблеме, и уж тем более не личные амбиции историков определяют современную ситуацию с изучением истории Холокоста в украинской историографии. Главное сегодня  — свободный доступ к ранее закрытым архивных документам.4 Результатом стало появление целого ряда научных публикаций и больших исследовательских работ, а также проведение научных конференций и учебных семинаров для преподавателей еврейских и нееврейских школ Украины, создание учебных курсов по истории Холокоста.

В украинской исторической науке идет болезненный процесс становления концепции исторического развития страны, и на этом пути, безусловно, сталкиваются крайние точки зрения. Подобная ситуация характерна и для других стран Восточной Европы (Венгрия, Румыния, Беларусь, страны Балтии и др.).

Концепция истории Украины, которая формируется сейчас в украинской историографии (опирающейся на украинскую историческую мысль XIX в.),  — это концепция эволюции на своих этнических землях украинского народа, который уже в раннее средневековье (IX в.) имел собственную государственность и самобытную культуру. К несомненным достоинствам данной концепции нужно отнести тот факт, что все народы и этнические группы, которые жили и живут на украинских землях, рассматриваются в ней как интегральная часть истории и культуры Украины. В результате такого подхода развиваются научные исследования и образовательные структуры других этносов, в том числе и евреев.

Обзор последних исследований в области истории Холокоста, а также состояния преподавания этой темы в учебных заведениях Украины я хотел бы начать с ряда публикаций, появившихся в 1996—1997 годах на Украине и в Израиле.5 Их автор критикует Украину за уклончивую позицию в оценке Катастрофы:

«Современное государство Украина представляет собой нераскаявшееся общество, т.к. Украина упорно не желает обнародовать свое отношение к проблеме еврейского геноцида в период оккупации».6

По мнению автора, об этом свидетельствуют:

«...упорное уклонение высших законодательных органов Украины от юридического признания Холокоста, отказ от обсуждения более чем актуальных для Украины проблем антисемитизма и ксенофобии и от включения в учебные планы учреждений всех уровней образования сведений о Холокосте».7

Чтобы исправить это положение, необходимо:

«признать и осудить заведомо преступное попустительство тогдашних украинских властей, виновных в гибели оставшегося еврейского населения; признать и осудить активную коллаборацию с оккупантами украинских национально-ориентированных структур; признать и осудить 50-летнее замалчивание украинским советским режимом правды об этой трагедии и политику неприятия ее сегодняшним украинским государственным истеблишментом и, к сожалению, народом; внедрить в украинскую юриспруденцию всегда отсутствовавшую в ней норму о преступлениях против человечества, отнеся к ним геноцид против евреев Украины, участие в нем украинских граждан, и возбудив против них уголовное преследование без срока давности и безотносительно к отбытию ими наказания за неопределенное пособничество врагу; продемонстрировать еврейскому населению намерение украинского государства решительно противостоять антисемитизму как идеологии неофашизма. Но на это нераскаявшееся общество не способно. Следовательно, правду по-прежнему можно скрывать, хотя бы с помощью заказных исследований.8

Оценка, даваемая Ю. Ляховицким положению дел на Украине, представляется мне пристрастной и лишенной оснований, и это я намереваюсь доказать. Ради справедливости и к чести моего оппонента нужно отметить, что он является автором нескольких серьезных работ по истории Холокоста, изданных на Украине и уже вошедших в анналы современной украинской историографии,9 которую он считает полностью «заказной».

Итак, я хотел бы сделать краткий обзор научных работ по истории Шоа, которые появились на Украине за последние несколько лет. Уже достаточно хорошо известны, как на Украине, так и в Израиле, США, Западной Европе, исследования украинских историков и публицистические работы по данной проблеме, которые увидели свет в 1991—1995 гг. Это книги С. Елисаветского, Ф. Левитаса, Я. Хонигсмана, Д. Стародинского, Ю. Ляховицкого, Д. Гошкиса, А. Деко, В. Кучера, Л. Рожецкина, С. Полищука, Я. Каминского, М. Коваля, В. Коваля, И. Пилата, Э. Губенко, М. Попович.10 В этих работах рассматривается проблема нацистского геноцида против евреев на оккупированных украинских землях. В большинстве своем эти работы основываются на архивных материалах и раскрывают события Холокоста в различных регионах Украины (Киев, Харьков, Днепропетровск, Львов, Галиция, Буковина, Транснистрия). В этих исследованиях освещены многочисленные аспекты нацистского геноцида евреев на украинских землях, в том числе и аспекты, которые, как считает мой оппонент, украинская историография тщательно скрывает. А именно: взаимоотношения между украинцами и евреями в период оккупации Украины, антисемитизм, коллаборация, сотрудничество украинцев с нацистами и участие их в массовых убийствах евреев на украинских землях. Данная проблема исследуется в работах Д. Стародинского, Ю. Ляховицкого, Д. Гошкиса, А. Деко, М. Коваля, И. Пилата, Э. Губенко, М. Поповича. Также во всех исследованиях этого периода (1991—1995) рассматриваются причины и механизм реализации «окончательного решения еврейского вопроса» на оккупированных украинских землях, система гетто, еврейское сопротивление нацистам  — восстания в лагерях и гетто, участие в партизанском и подпольном движениях на Украине,11 спасение украинцами евреев от нацистского геноцида и т.д. Некоторых из новых работ я хотел бы коснуться.

В Харькове вышел один из лучших сборников документов по истории Холокоста на Украине, который, на мой взгляд, может успешно конкурировать с изданиями Института Яд ва-Шем.12 Историк А. Круглов проделал поистине титаническую работу  — перевел с немецкого языка 204 документа, дал им научную характеристику и снабдил комментариями. В книге помещены подробные статистические данные о нацистском геноциде против евреев буквально по всем регионам Украины, приказы и распоряжения немецкого командования, нацистские директивы и многое другое.

Совсем недавно вышла на Украине научная монография Ф. Левитаса «Евреи Украины в годы Второй мировой войны».13 Эта работа  — по сути первая попытка на фундаментальной источниковедческой базе обобщить фактический материал по проблеме Холокоста на Украине, а также показать сопротивление украинского еврейства нацизму в годы войны. В книге освещаются такие вопросы, как сталинский антисемитизм накануне и в годы войны, его влияние на украинское руководство и на народ; отсутствие организованной эвакуации, преступное бездействие властей, отсутствие реальной помощи евреям с их стороны  — как один из факторов, способствовавших геноциду; коллаборация, спасение евреев, организованное и стихийное сопротивление еврейского народа и др.

Необходимо сказать о плодотворной работе в области изучения истории Холокоста на Украине С. Елисаветского. Ему принадлежат исследования о трагедии еврейской общины Бердичева, многочисленные публикации о движении сопротивления евреев на украинских землях в годы Второй мировой войны.14 Под руководством д-ра С. Елисаветского сегодня на Украине готовится к изданию фундаментальное академическое исследование  — коллективная монография по истории Катастрофы на Украине. К участию в этой работе приглашены ученые-историки, специалисты в различных областях истории Второй мировой войны.

В конце 1997 г. в Киеве вышел 2-й том «Очерков еврейского героизма» под редакцией С. Авербуха. Это 2-х томное издание посвящено евреям: участникам Второй мировой войны, солдатам Советской армии, партизанам и подпольщикам.15

Хотелось бы упомянуть еще о двух новых работах. Это архивоведческое исследование Ф. Винокуровой,16 которое основано исключительно на документах и посвящено судьбе евреев Винницкой области в период оккупации (эта область в годы Второй мировой войны находилась на особом положении, от которого напрямую зависела судьба евреев Подолии), сравнительно небольшое исследование профессора Я. Хонигсмана о еврейской общине Дрогобыча в годы войны.17 Кроме специальных научных исследований, на Украине увидели свет академические сборники научных статей Института истории Национальной академии наук Украины и Киевского педагогического университета имени М. Драгоманова. Эти сборники были подготовлены по материалам научных конференций, посвященных 50-летию освобождения Украины и 50-летию окончания Второй мировой войны.18 В них также есть богатый материал по истории Холокоста на украинских землях. Нельзя не сказать о двух коллективных сборниках научных публикаций, выпущенных Институтом политических и этнонациональных исследований Национальной академии наук Украины. Это «Евреи в Украине»19 и «Научные записки (№4) Института политических и этнонациональных исследований НАН Украины». В этих трудах содержится аналитический материал, посвященный проблемам преподавания Холокоста в школах Украины. И, наконец, в 1998 г. вышел очередной номер культурологического альманаха «Хроника  — 2000», который называется «Украина-Израиль», там также есть материалы по истории Катастрофы на Украине.20 Во всех этих исследованиях, опубликованных за последние годы на Украине, ученые не уходят от обсуждения острых проблем  — в первую очередь коллаборации, пособничества украинцев нацистскому режиму, украинско-еврейских отношений в период Второй мировой войны. Налицо стремление дать объективную историческую картину взаимоотношений двух народов в годы гитлеризма.

В заключение хотелось бы сказать и о преподавании истории Катастрофы на Украине. Сегодня оно ощутимо отстает от академических научных исследований. Однако первые шаги в этой области уже делаются. Кроме научно-публицистических статей о необходимости и важности преподавания Холокоста, есть уже и конкретные дела. Во-первых, в Международном Соломоновом университете в Киеве читается для студентов факультета иудаики отдельный спецкурс по истории Холокоста, а в еврейских школах Киева, Черновцов, Харькова и Львова в 1997/98 учебном году читался курс «История Холокоста на Украине». Для студентов вузов Украины вышла хрестоматия «Украина в годы Второй мировой войны»,21 где помещен материал по теме Холокоста. Отдел еврейской истории и культуры Института политических и этнонациональных исследований НАН Украины подготовил к печати две книги: «История Холокоста на Украине. Пособие для учителя» и «Преподавание истории евреев Украины: проблемы, концепции, тематика». В 1997 г. в Киеве в три этапа прошел учебно-методический семинар по преподаванию истории Катастрофы для учителей украинских школ и гимназий из разных областей Украины, после которого во многих учебных заведениях Украины началось преподавание этой темы в виде факультатива. Сегодня значение Холокоста переросло рамки еврейской истории. Понимание причин Холокоста и его последствий очень важно не только для евреев, но и для всех народов Европы и мира.

1 История городов и сел Украинской ССР. Т. 1—26. К., 1967—1974; Украинская ССР в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941—1945. Т. 1—3. К., 1975; Украинская ССР в Великой Отечественной войне Советского Союза 1941—1945. Т. 1—3. К., 1984. назад

2 Эренбург И. Война. М., 1942—1944; Гроссман В. Годы войны. М., 1945; Смоляр Г. Мстители гетто. М., 1947 и др. назад

3 Напр., работы Д. Волкогонова, Р. Медведева, А. Ваксберга, М. Дугласа и др. назад

4  Напр., архивные фонды Центральных государственных архивов Украины и Службы безопасности Украины. назад

5 Ляховицкий Ю. Банкет в честь Холокоста // Бенсиах, 1996; Он же. Катастрофа после Катастрофы // Новости недели, 5.12.1997; Он же. Катастрофа: как ее хотят представить на Украине // «22». № 106, 1997. назад

6 Ляховицкий Ю. Катастрофа: как ее хотят представить на Украине. С. 180. назад

7 Там же. назад

8 Там же. назад

9 Ляховицкий Ю. Попранная мезуза. Харьков, 1992; Он. же. Желтая книга. Харьков, 1994. назад

10 Стародинский Д. Одесское гетто. Одесса, 1991; Хонигсман Я. Катастрофа львовского еврейства. Львов, 1993; Губенко Э. Книга печали. Симферополь, 1995 и др. назад

11 Эта тема очень глубоко и документально отражена в работе Елисаветский С. Евреи в антифашистском сопротивлении и советском партизанском и подпольном движении в Украине. назад

12 Еврейский геноцид на Украине в период оккупации в немецкой документалистике 1941—1944 / Сост. А. Круглов, Ю. Ляховицкий. Харьков; Иерусалим, 1995. назад

13 Левитас Ф. Евреи Украины в годы второй мировой войны. К., 1997. назад

14 Елисаветский С. Бердичевская трагедия. К., 1991; Он же. Еврейское сопротивление на Украине. Иерусалим, 1997. назад

15 Очерки еврейского героизма. Т. 2. К.—Тель-Авив, 1997. назад

16 Винокурова Ф. Евреи Винничины в 1941—1944. Винница, 1997. назад

17 Хонигсман Я. Еврейская община Дрогобыча в 1941—1944. Львов, 1997. назад

18 Украина и Вторая мировая война. К., 1996. назад

19 Евреи в Украине. К., 1997. назад

20 Хроника—2000. К., 1998. назад

21 Украина в годы Второй мировой войны. Хрестоматия. К., 1997. назад

подписаться


[Содержание альманаха] [Предыдущая страница]