Педагогический Альманах
 

[Содержание альманаха] [Предыдущая страница] [Главная страница]
 
подписаться

ОТ РЕДАКЦИИ

Если какое-то событие последних веков еврейской истории имеет общечеловеческий смысл, то это прежде всего Катастрофа. Вновь и вновь оглядываясь назад, евреи и неевреи задают один и тот же вопрос: как это могло произойти? Как одни люди смогли причинить подобное другим людям?

Вторая мировая война унесла десятки миллионов жизней. Боевые действия велись на трех континентах, в конфликт были втянуты самые многонаселенные страны мира. И все же Катастрофа поставила еврейский народ лицом к лицу со своим одиночеством. Случайно или нет это произошло как раз в тот момент, когда ярмо исторической избранности казалось сброшенным навсегда?

Не заметить своего одиночества перед лицом Катастрофы не смогли даже самые ярые поборники ассимиляции. Но была у Катастрофы и иная сторона, напоминающая нам о нашем месте в мире: Эли Визель как-то заметил, что враги евреев  — это также враги всех людей. И Катастрофа доказала это. Гитлер и его пособники заняли свое место не только в древнем списке палачей и гонителей Израиля, но и в относительно новом перечне врагов всего человечества. Само понятие «преступление против человечности» родилось из огня Освенцима и Треблинки. И постольку, поскольку сами народы мира осознают это, у евреев появилась надежда: несмотря на свое одиночество, мы не одни в мире.

Наш педагогический альманах обращается к теме Катастрофы не потому, что этого требует та или иная круглая дата. По решению ЮНЕСКО, преподавание Катастрофы рекомендовано во всех странах Запада. В прошлом году Россия подписала соглашение, обязывающее ее ввести эту тему в школьный курс истории. Однако исполнить обязательство оказалось нелегко. Мы не будем указывать на причины трудностей: они разные и, увы, — не только объективные. Вместо того, чтобы сетовать, попытаемся внести свою лепту. Сделаем первый шаг, начнем преподавать историю Катастрофы в еврейских школах (пока это делается лишь в отдельных местах)  — и посмотрим, последуют ли нашему примеру другие...

Трудно решить, кому нужнее уроки Катастрофы: евреям или неевреям. Вероятно, они одинаково важны для каждого человека. Поэтому преподавание Катастрофы не может ограничиваться еврейской аудиторией. Мы предлагаем сделать эту тему отправной точкой межкультурного диалога, в ходе которого взрослые и дети, евреи и неевреи, смогут убедиться в том, насколько глубокий смысл имеют слова Эли Визеля. И вот еще о чем мы не должны забывать: если у человечества общие враги, то и ценности, на которые эти враги посягают, тоже общие.

Когда-нибудь человечество оценит жертвы, которые принес еврейский народ во имя этих ценностей, сохраненных в самые темные и мрачные эпохи. Когда-нибудь и сами евреи лучше поймут, насколько универсальна и общечеловечна их миссия и как много у них друзей и союзников в мире  — в том числе и среди тех, кому укоренившиеся столетиями предрассудки или просто ложь-однодневка мешают это понять.

В Катастрофе нельзя видеть только трагедию еврейского народа. Фашизм  — трагедия всего человечества. Не случайно в борьбе именно с этим злом сложилась Организация Объединенных Наций. Не случайно также, что одним из первых актов этой организации, призванной говорить от лица всего человечества, стало возвращение Израиля в семью народов.

Катастрофа, подобно главной еврейской молитве «Шма», стала символом единства и одиночества. Единства мира, объединенного неприятием зла, и одиночества евреев перед лицом этого зла в мире.

В номере, посвященном изучению Катастрофы, читатель найдет подробный исторический очерк, рассуждения выдающегося еврейского теолога, литературоведческую статью, посвященную художественному раскрытию темы Катастрофы. Подборку дополняют сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной Янушу Корчаку, статья немецкой исследовательницы, рисующая портреты «рядовых» идеологов антисемитизма, очерк о проблемах преподавания Катастрофы в российской школе и другие материалы.

Хотя статьи из разделов «История еврейского образования» и «Педагогический университет» прямо не связаны с трагическими событиями двадцатого века, вдумчивый читатель без труда увидит их связь с Катастрофой. Беда обрушилась на еврейский народ не внезапно. Как ни горько это сознавать, мы сделали несколько шагов ей навстречу. По своим апокалиптическим масштабам Катастрофа стоит в одном ряду с величайшими событиями еврейской истории. Для ее осознания требуется высочайшее духовное измерение, вынесенное из тысячелетнего религиозного опыта. В этом номере мы начинаем разговор об истоках еврейского исторического сознания, который собираемся продолжить.

Полвека или немного больше  — всего лишь миг на фоне трех с половиной тысячелетий еврейской истории. Но как много он успел в себя вместить! Разрушение и созидание, бегство и возращение, забвение и обретение памяти. Если посмотреть на события минувших десятилетий, покажется, что столкнулись два противоположных исторических процесса. Гибель и возрождение еврейского народа происходят одновременно, у нас на глазах, происходят с нами. Поэтому изучение Катастрофы в школе  — это нечто гораздо большее, чем уроки истории. Это уроки прошлого, которые должны стать уроками будущего.

подписаться


[Содержание альманаха] [Предыдущая страница]