Педагогический Альманах
 

[Содержание альманаха] [Предыдущая страница] [Главная страница]
 
подписаться

Алёна Дуве (Эрфурт)

ЭРФУРТ  — ОЧАГ АНТИСЕМИТСКОЙ ПРОПАГАНДЫ
в период с 1924 по 1945 гг.

——————————
Исследование проведено в рамках проекта «Жизнь и гибель тюрингских евреев». Алёна Дуве  — научный сотрудник Европейского культурного центра Тюрингии: 42 Robert-Koch Strasse, Erfurt D-99096, тел.: 3460634.
——————————

Не только гостям Эрфурта, но и иному жителю, едущему из бетонной новостройки в «город», не останется незамеченным: Эрфурт переживает свое второе рождение. Там, где еще пять лет назад росли из земли, как гнилые зубы, старые, серые дома, возникают фасады, сияющие новым великолепием. Старые заброшенные лавочки заселяются торговым народом, повсюду открываются уютные кафе, ресторанчики, бистро. Старый город становится туристической экзотикой. Чего, однако, не может знать каждый турист  — так это того, что улицы и переулочки Эрфурта полны воспоминаний о том времени, когда маленькие лавочки и мастерские были неотъемлемой частью жизни и снабжали жителей всем необходимым. Они пользовались огромной популярностью из-за низких цен и честного ведения торговли. «У евреев мы покупали охотно», — вспоминает иной старожил. Что ж, он будет прав. Еврейские лавочки и мастерские еще шестьдесят лет назад доминировали в торговой жизни города. Не столько шикарный универмаг «Римский император» и другие «гиганты отрасли», бывшие в «еврейских руках», сколько сапожники, портные, розничные продавцы и торговцы скотом заботились о хорошей репутации среди эрфуртского населения. Сколько же десятилетий понадобилось сапожникам и портным, чтобы добиться в обществе «положения», часто ненадежного? Позволить себе оступиться они не могли, большинству из них хотелось слыть «добропорядочными немецкими гражданами»; отсюда и низкие цены, и уступчивость, и готовность отпустить товар в кредит. Как оказалось позже, как раз «хорошая репутация» обернулась для многих злым роком. Не только лозунги «Немцы, бойкотируйте еврейские магазины, не покупайте у евреев», сразу же после прихода к власти нацистов запестревшие во всех городах и весях, отпугивали старых покупателей. Огромной силы рычагом государственной машины, запущенной на «окончательное решение еврейского вопроса», то есть на физическое уничтожение, являлись средства массовой информации. По образцу Штрайхеровского «Штурмовика» выпускались десятки региональных газетенок неприкрыто шовинистического, антисемитского толка. Одна из них, «Эхо Германии», в течение многих лет выходила в Эрфурте. Газета именовала себя органом «Великогерманского союза свободы». Ее основатель и издатель, Адольф Шмаликс, заслуживает отдельной статьи как личность наделенная невероятным умением приспосабливаться к быстро меняющейся обстановке. Начав свою карьеру в армии, он был уволен с военной службы за растрату. Неудавшийся вояка направляет свои стопы в Мюнхен и пробует себя на политическом поприще. Это были времена Веймарской республики, когда демократические партии задавали тон. Шмаликс вступает в социал-демократическую партию.

Стараясь придать себе вес, он берется организовать Республиканский государственный союз». Средства для создания местной ячейки союза он помышляет добыть у еврейских банкиров и промышленников. Отрывок из просительного письма, одного из многих, написанных Шмаликсом, дает представление о его изворотливой натуре политического хамелеона: «...Основание такого рода организации является, ввиду шовинистической и антисемитской травли, жизненно необходимой потребностью для республики и всех свободных граждан  — и евреев, и христиан...»

Таким образом ему удается сколотить солидную сумму из пожертвований и займов богатых евреев. Часть он использовал на ведение «дел» своего «союза», а часть попросту прикарманил. Руководство СДПГ решительно протестовало против такого метода добывания средств и отклонило услуги Шмаликса. К окончательному концу карьеры Шмаликса как «красного политика» привели его многочисленные столкновения с полицией и судебный приговор за распространение венерических болезней. Шмаликс пытался выступить в роли мученика и жертвы клеветы. Это и было в дальнейшем его излюбленным маневром для выхода из затруднительных положений. В поисках нового поля деятельности он перебирается в тюрингский город Йена и пробует себя в ораторском искусстве.

Не отступаясь от своих планов, сделаться значительной фигурой в политике, Шмаликс собирает большую сумму денег на основание боевой организации «Отечество». Из Йены он едет в соседний Веймар и даже занимает там на короткое время официальный пост в Тюрингском министерстве юстиции, который в 1923 году вынужден освободить из-за падения своего покровителя, Бранденштайна. В этом же году он выходит из рядов СДПГ, так как, по его словам, «...социал-демократия, не говоря о ее социальных стремлениях, является организацией, где евреи, тайно и открыто, играют главную роль».

Из красного лагеря Шмаликс попадает прямиком в националистический. Оказавшись снова в Мюнхене, он втирается в круги национал-социалистской рабочей партии Германии. От Гитлера он получает денежные пособия и даже берется на свой страх и риск руководить партией во время мюнхенского путча, после того, как Гитлер был арестован. Но и в Мюнхене он долго не задерживается. Вскоре его арестовывают, затем следует двухмесячное тюремное заключение.

Очевидно, его скандальная репутация приходится не по вкусу верхушке НСРПГ, и по указанию Геринга Шмаликсу дают понять, что его дальнейшее пребывание в Баварии крайне нежелательно. В 1924 году Шмаликс окончательно перебирается в Тюрингию и поселяется в Эрфурте, надеясь сделать здесь политическую карьеру. Почва для этого здесь созрела. В период с 1925-го по 1930 год Шмаликсу удается в значительной степени повлиять на общественную и культурную жизнь города. Безработица, ухудшение материального положения средних слоев населения как следствие послевоенного экономического кризиса  — все это создавало идеальную питательную среду для различных идеологий националистического, антисемитского, монархического толка.

Группировки и партии росли, как грибы после дождя. Этой ситуацией и пользуется Шмаликс, образуя свой Великогерманский союз свободы.

Как и другие партии подобного рода, «союз» выступает за лучшее будущее, за обновление Германии. Всю вину за плачевное положение страны, за инфляцию, нужду, безработицу он сваливает на Веймарскую конституцию и, прежде всего, на «еврейскую расу».

По своей идеологии «союз» мало чем отличался от других подобных организаций, особенно близка ему была НСРПГ. Агрессивный стиль, в котором Шмаликс атаковал правительство и влиятельных лиц, заставлял националистические организации держаться на расстоянии от него. Шмаликс объявляет себя «адвокатом среднего сословия». В своих речах он затрагивает местные проблемы и вызывает горячий отклик публики, состоящей в основном из недовольных обывателей. В это время средние слои буржуазии в большинстве своем отворачиваются от крупных буржуазных партий и создают свои политические группировки, пытаясь с их помощью отстаивать собственные интересы.

С июня 1925 года в Эрфурте начинает выходить еженедельный листок «Эхо Германии», рупор Великогерманского союза свободы.

По словам Шмаликса, «это не скандальный листок, а газета, говорящая на очень резком языке». Насколько резок был язык, свидетельствуют заголовки статей: «Дерзость евреев», «Господствуют ли евреи над нами?» и так далее. Как раз в это время Шмаликс являет себя в роли неистового антисемита. Он утверждает, что экономическая и культурная жизнь Эрфурта находится всецело в руках евреев. В статье «Господствуют ли евреи над нами?» он пытается доказать это на примере швейной промышленности, в то же время обвиняя еврейских промышленников в плачевном состоянии экономики и обнищании населения. Разорение немецких розничных торговцев он приписывает их еврейским конкурентам, якобы умышленно продающим товар по заниженным ценам и таким образом устраняющим конкурентов. Он устраивает публичные выступления, оповещая о них в многочисленных листовках. В одной из них, от 8 октября 1925 года, он призывает бойкотировать универмаг «Римский император»: «Сколько можно просить обходить универмаг стороной? Что вы там ищете?.. И прошу вас, запоминайте женщин, выходящих из универмага. Следуйте за ними, выясните их имена. Если не хотите сами, скажите мне. И я уж намылю их мужьям голову. Ох уж эта ходьба в этот еврейский ”храм“! Ей нужно положить конец!» За семь с половиной лет до прихода к власти национал-социалистов и за тринадцать до ноябрьского погрома Шмаликс призывает к бойкоту еврейских торговых заведений и террору против их клиентуры. Завидное рвение!

В следующей листовке от 8 ноября 1925 года он призывает «немецких женщин и мужчин не вкладывать сбережения и прочие ценности в еврейские банки и делать покупки только в немецких магазинах, не продавать евреям продукты сельского хозяйства и скот и не выбирать евреев в парламент. Если народ последует этим и подобным указаниям, то оздоровление экономики, эмиграция евреев и экономический подъем нашего народа наступят сами собой!» Он публикует в своей газете дилетантские «экономические анализы» с неизменным заключением: во всем виноваты евреи! Кроме «Римского императора», объектом его нападок стало множество других еврейских фирм, а также адвокатов, врачей, деятелей культуры. Многие пытались протестовать и даже подавали в суд. Шмаликсу это играло на руку: он печатал хроники бесконечных судебных процессов, неизменно выставляя себя «жертвой еврейства». Более того, как истинный провокатор, он с помощью своих шпионов копался в грязном белье истцов, отыскивал скандальные истории или попросту выдумывал их сам. Не все были способны выдержать психологический террор. Множество еврейских семей покинули Эрфурт, были даже случаи самоубийства. Не удовлетворяясь ролью «эксперта по экономике», Шмаликс пробует себя как «историк-аналитик» и публикует в своем листке серию статей «Еврейский вопрос в историческом развитии». Эту серию он заключает словами: «Единственным решением еврейского вопроса является полное исключение евреев из всех областей жизни». Не оставляет Шмаликс также планов выбиться в «большую» политику, причем средства к этому выбирает самые неприглядные. На муниципальных выборах 1929 года он выступает со списком кандидатов своего Великогерманского союза свободы. Его предвыборная кампания основывалась на клевете и оскорблениях, однако он добился поста заместителя председателя местного собрания депутатов. Кроме того, он был выбран в театральную комиссию. Позже, в 1930 году, Шмаликс даже выставляет свою кандидатуру в Рейхстаг, но не набирает нужного числа голосов.

Человек без совести и морали, неудачник и клеветник, ярый антисемит становится значительной политической фигурой в городе. Но все же находятся в Эрфурте люди, решительно вступившие в борьбу с «неистовым» Шмаликсом. Известны две эрфуртские газеты, поставившие себе целью разоблачать публицистическую стряпню Шмаликса, — это «Эрфуртская замедленная съемка» и «Метла». Последняя была создана ее редактором Калиновским специально для борьбы с «бесчестным клеветником Шмаликсом и его сбродом». Кроме того, вышла разоблачительная брошюра Карла Дойча «Адольф Шмаликс, общественный подстрекатель, как оратор и ”писатель“ в будничном облачении». Какая судьба ожидала всех этих поборников справедливости после прихода к власти Гитлера, догадаться не трудно. Уже в 30-м номере «Эха Германии» за 1933 год слышатся неприкрытые угрозы: «При прежней власти эти типы действовали безнаказанно, размахивая особыми постановлениями, защищающими евреев, как дубинкой, над головами передовых бойцов национал-социалистической революции. Этого нельзя забывать и нужно постоянно напоминать об этом». Что касается самого Шмаликса, то приход к власти национал-социалистов знаменует перелом в его политической карьере. Его избиратели предпочли НСРПГ. Он пробовал предложить свои услуги победившей партии, но, очевидно, его запятнанная репутация заставляла даже нацистов держаться от него подальше. Шмаликсу удается недолго занимать незначительные должности при новом режиме  — и только. Позже, после падения нацистского режима, он, как и следовало ожидать, объявляет себя «жертвой фашизма»! Какой сочный, красочный экземпляр лицемерия и бесстыдства. Следы его теряются впоследствии в Баварии.

Следующая фигура  — подполковник Флайшхауер  — выходит далеко за рамки «паноптикума антисемитизма местного значения». Это был специалист в области масонства и «еврейского мирового заговора». В Эрфурте он обосновался в 1924 году. Сюда же подполковник переводит свое издательство «Бодунг», выпустившее около 50 антисемитских книг и брошюр. В исторических источниках найдется совсем немного о личности Флайшхауэра. Он известен как поклонник и почитатель Сергея Нилуса, этого неутомимого «разоблачителя еврейского мирового заговора» и первого издателя «Протоколов сионских мудрецов». Свою лепту в «благородное дело» Флайшхауэр вносит изданием «Настоящих протоколов сионских мудрецов». Предисловие посвящается «тернистому пути» Сергея Нилуса, с публикацией любовно подобранных фотографий «ученого» в кругу семьи, за работой и т. д. Свой вариант «Протоколов» Флайшхауэр строит на сравнении брошюры французского публициста Мориса Жоли «Диалог в аду между Монтескье и Макиавелли» с изданием Сергея Нилуса. Текст обоих изданий совпадает почти слово в слово, что еще раз подтверждает версию фабрикации «Протоколов» по материалам брошюры Жоли. Но такие мелочи подполковника не волнуют. Его труды рассчитаны на обывателя, а не на искушенного, внимательного читателя. Примечательна роль Флайшхауэра в судьбе «Протоколов». На бернском судебном процессе над швейцарскими издателями «Протоколов» в 1934 году он выступал в качестве эксперта от лица ответчиков. Упорно настаивая на подлинности «Протоколов», он приводил в доказательство историю десятилетий. Евреи, по его мнению, были виноваты в развязывании Первой мировой войны, они же породили большевизм, создали Лигу наций, стремящуюся унифицировать мир по единому «еврейскому» образцу. В заключение он обещает довести борьбу с еврейством в Германии до конца. С большой охотой публикует издательство «Бодунг» и других русских черносотенных авторов  — Николая Маркова («Лик Израиля», «Избранный народ», «Борьба темных сил»), Григория Бостунича («Таинственные знаки…»). Чтобы публикации скорее доходили до читателя, они выпускаются в виде так называемых двадцати-пфенниговых брошюр «просветительного» характера, доступных любому кошельку. Обывателю старались, и с успехом, открыть глаза на источник всех его бед и страданий  — на мировое еврейство в целом и германское в частности. Основанная Флайшхауэром в 1919 году антисемитская организация «Мировая служба» переросла при нацистском режиме в настоящий антисемитский интернационал. По словам Флайшхауэра, связь была налажена со всеми странами мира, кроме Гренландии. Организация выпускала свои брошюры с декабря 1933 года на трех, а с июля 1939 года уже на восьми языках. Издавались брошюры под грифом «Интернациональная корреспонденция по просвещению в еврейском вопросе» вплоть до 1945 года. Во времена Третьего Рейха на антисемитском поприще продвизалось множество других организаций, которые имели до тридцати тысяч агентов по всему миру. Эрфуртская контора, таким образом, была лишь одним из «колесиков» в пропагандистской машине Геббельса. Несмотря на огромную разницу в общественном положении, политических устремлениях, наконец, в интеллекте, этих двух эрфуртских «публицистов» объединяла жгучая ненависть к евреям, и здесь их цели полностью совпадали. Не случайно, по-видимому, в 41-м номере «Эха Германии» за 1934 г. публикуется реклама новой книги издательства «Бодунг», «Красавица Сими Симон», о еврейском шпионаже. Книга ставила целью «показать арийцам, как они делаются жертвами бесстыдства и коварства по причине своей доверчивости и безобидности». Насколько же подобные антисемиты облегчили задачу отрядам СС, угонявшим в концентрационные лагеря тысячи невинных после ноябрьской «хрустальной ночи»!

Ошельмованным, заклейменным, лишенным почти всех гражданских прав, ненавистным  — туда им и дорога!

Протестов со стороны бывших соседей, покупателей, клиентов, добрых знакомых нигде не наблюдалось.

«Политический клоун» Шмаликс, как насмешливо называли его современники, и подобные ему проложили в сердцах людей путь страшнейшей из диктатур.

подписаться


[Содержание альманаха] [Предыдущая страница]