Педагогический Альманах
 

[Содержание альманаха] [Предыдущая страница] [Главная страница]
 
подписаться

Детсадовская пора не забывается никогда. Для детей это время первого знакомства с миром. Для родителей  — время знакомства с собственным ребенком, который начинает превращаться в личность, обзаводится первыми знаниями и суждениями.

Социальная динамика современной семьи такова, что именно на пору младшего возраста детей приходится максимум социальной активности родителей. Надо добиться успеха в избранной профессии, обзавестись собственным жильем, купить массу необходимых в быту предметов. Велики и культурные потребности, потребности в отдыхе.

Все это приводит к тому, что в «детсадовском» возрасте родители очень много работают и дорожат каждым часом свободного времени. Молодые родители, как правило, самая пассивная и малочисленная категория участников еврейских культурных и образовательных мероприятий.

В этом отношении еврейский детский сад действительно располагает бесценной возможностью «дойти» до родителей каждого ребенка. Одно дело  — собственный «культурный облик», на который родители уже махнули рукой, другое  — будущее детей. Сегодня, наблюдая распад общественных и семейных связей, особенно разительный в больших городах, где живет подавляющее большинство евреев, родители невольно задумываются: а что ждет их детей и их самих, когда дети вырастут, а они состарятся? Какие ценности дети понесут во взрослую жизнь? Будет ли среди них такая, как «чти отца своего и мать свою»? Останутся ли дети в лоне своего народа, своей культуры, не приведут ли в дом зятя или невестку, чуждых по воспитанию и культуре? Сохранят ли дети традиционную еврейскую любовь к знаниям и учению, к науке и столь же традиционное отвращение к пьянству и разгулу?

Все это не случайные вопросы. Стереотипы будущего поведения взрослого человека закладываются в нежном возрасте. Это понимают все родители. Еврейский детский сад позволяет им сплотиться в гомогенную культурную среду, с общими идеалами и ценностями. Пусть это не идеалы еврейской образованности; но это идеалы еврейской ментальности, которая выросла из трехтысячелетней религиозной традиции и упорядоченного в нравственном отношении образа жизни.

Работа с родителями в детских образовательных учреждениях  — эта тема кажется нам очень интересной, и мы постараемся еще не раз вернуться к ней на страницах «Новой еврейской школы»,  — особенно если она заинтересует вас, наших читателей, и вы примете участие в разговоре.

Захар Рохлин (С.-Петербург)

ПРАЗДНИК НА БОЛОТНОЙ УЛИЦЕ

Детский сад «Хая Мушка»

Прежде чем зайти в дом, что на Болотной, 3, задержитесь ненадолго на крыльце. Сначала вы удивитесь неожиданной тишине, окружившей вас, а потом услышите, как падает снег с деревьев, уютно обступивших невысокое здание. Но вот вы начинаете различать приглушенные детские голоса, музыку и смех. Теперь можете входить. Маленькая прихожая, маленькие шкафчики, трогательно миниатюрная детская одежда: вы как будто попали в пряничный домик из полузабытой детской сказки.

По лестнице, оформленной стендами и фотографиями, поднимаемся на второй этаж. Там кабинет директора, учебные классы, спальня. Внизу, под нами,  — кухня, из которой доносятся дразнящие запахи, и еще одно учебное помещение. Так, в двух этажах флигеля обычного детсада № 123 расположились обитатели шумной и жизнерадостной семьи, известной в городе как еврейский детский сад «Хая Мушка».

С 1991 года сюда отдают еврейских детей дошкольного возраста. Основанный по инициативе Луизы Бреслер и при активном содействии «Ор Авнер Хабад Любавич», садик на Болотной стал муниципальным образованием, обзавелся связями, друзьями и ныне является «кузницей кадров» для начальных классов еврейских школ Петербурга. Впрочем, не только еврейских. Дети успешно поступают и в другие школы, часто профильные.

В саду функционирует две группы, в которых дети изучают иврит, еврейскую традицию, английский язык, рисование, музыку (в основном еврейскую), физкультуру и ритмику. Сорок воспитанников сада питаются в кошерной столовой, обучаются с помощью современной аудио- и видеоаппаратуры.

Учебно-воспитательный процесс администрация подчинила благородной цели создания атмосферы еврейского дома, в котором дети приобщаются к утраченной в предыдущем поколении традиции и культуре. Воспитатели стараются привить ученикам чувство национальной гордости, сделать их своего рода «проводниками» еврейской идентичности для тех родителей, которые во втором, а то и в третьем поколении оторваны от национальных корней.

Отличительной чертой жизни воспитанников «Хая Мушка» является их двусторонняя связь с еврейским миром города. Они не только принимают поддержку со стороны, но и, в меру своих детских возможностей, стараются сами способствовать процветанию культурной жизни все уменьшающейся еврейской общины Питера. Дети активно участвуют в публичных мероприятиях, посвященных тому или иному национальному празднику, выступают перед ветеранами Великой Отечественной войны. Отдельно стоит упомянуть функционировавшую на протяжении ряда лет адресную программу, когда малыши вместе с воспитателем посещали одиноких пенсионеров, поздравляли их с Пуримом или Ханукой, дарили подарки, пели песни, читали стихи.

Вообще, понятие «праздник» – ключевое, когда речь идет о «Хая Мушка». Вся жизнь садика строится в соответствии с еврейским календарным циклом. На даты еврейского календаря «завязаны» программы по традиции, ивриту, музыке и изобразительному искусству. С самого нежного возраста дети входят в определенный жизненный ритм, без которого невозможно адекватно воспринимать себя частью еврейского народа.

Воспитатели садика, во главе с директором И. М. Разраном, не только стараются привить своим подопечным знания, необходимые для успешного обучения в школе, но и погрузить их в атмосферу еврейской традиции, сделать необычные, с точки зрения самих детей и их родителей, предметы близкими, любимыми и понятными. На этапе дошкольного обучения не стоит гнаться за объемом знаний, полагают учителя, гораздо важнее научить детей воспринимать эти знания, «научить учиться».

подписаться


[Содержание альманаха] [Предыдущая страница]