Педагогический Альманах
 

[Содержание альманаха] [Предыдущая страница] [Главная страница]
 
подписаться

КЛИМАТ ДОВЕРИЯ  — СЕВЕРО-ЗАПАД РОССИИ

1999 год оказался для нашего Клуба плодотворным на организацию и участие в самых различных программах и мероприятиях.

Мы уже рассказывали вам о Летней Педагогической студии в С.-Петербурге (см. НЕШ №5), замечательном семинаре в Красноярске и «приключениях НЕШ на фестивале еврейской книги» (см. НЕШ № 6). Но на этом наша семинарская деятельность отнюдь не была исчерпана.

В прошедшем году члены Педклуба приняли участие в программе Центра правовой помощи имени Гарольда и Сельмы Лайт (Лайт-Центр, С.-Петербург) — «Климат доверия — Северо-запад России». Эта программа стимулирует борьбу с пропагандой шовинизма, ксенофобии, национал-экстремизма в российском обществе и, в первую очередь, среди учащихся общеобразовательных школ и молодежи.

В рамках программы члены Педклуба участвовали в подготовке и проведении ряда семинаров для преподавателей государственных образовательных учебных заведений, представителей самых различных общественных организаций и движений, а также сотрудников правоохранительных органов:

  • «Профилактика экстремизма в межнациональных отношениях» — семинар для преподавателей общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений, сотрудников правоохранительных органов и членов молодежных организаций (г. Боровичи Новгородской области, 13—14 апреля 1999 г.);

  • «Мы — разные, но мы  — вместе» (межнациональные отношения и российская школа сегодня)  — семинар для преподавателей средней и начальной школы (г. Петрозаводск, 4—6 октября 1999г.);

  • «Профилактика экстремизма в молодежной среде»  — семинар для сотрудников правоохранительных органов и участников различных общественных и национальных организаций (г. Боровичи Новгородской области, 29—30 ноября 1999 г.);

  • «Профилактика экстремизма в молодежной среде»  — семинар для сотрудников правоохранительных органов (г. Петрозаводск, 20—21 декабря 1999 г.).

К подготовке и проведению семинаров в качестве организаторов и преподавателей были приглашены представители самых различных образовательных учреждений и общественных организаций С.-Петербурга:

  • Европейского университета,

  • Института этнографии РАН,

  • Университета МВД РФ

  • и нашего Педагогического клуба.

Кроме того, к проведению семинаров были привлечены:

  • Городской комитет по образованию г. Петрозаводска

  • Карельский институт повышения квалификации работников образования (г. Петрозаводск);

  • сотрудники Комитета по работе с молодежью г. Боровичи;

  • представители национальных организаций г. Петрозаводска и г. Боровичи.

Участие в семинарах приняли около 230 человек. В том числе: преподаватели средних общеобразовательных школ и высших учебных заведений, представители Комитетов и отделов по работе с молодежью, сотрудники правоохранительных органов и охранных предприятий, сотрудники различных учреждений городских и районных администраций г. Петрозаводска, г. Боровичи и граничащих с ними районных центров, представители национальных организаций и Общества беженцев и вынужденных переселенцев, а также представители других общественных движений и организаций.

Учебные программы семинаров были построены таким образом, чтобы их слушатели смогли познакомиться и, например, с «Национализмом как историческим явлением» (так называлась лекция В. Столова, директора петербургской еврейской школы «Бейт-Менахем»), и с новым взглядом на преподавание истории России в государственных общеобразовательных школах (лекция «История объединяющая и разъединяющая», Д. Дубровский, Европейский университет, С.-Петербург), и с возможностями преподавания еврейской литературы в нееврейских школах («Из недруга в друга»  — пути разрешения конфликтов по произведениям еврейской литературы, А. Молчанова, Педклуб НЕШ, школа «Бейт-Менахем»). Участники семинаров могли также принять участие в практикуме по конфликтологии («Технологии разрешения конфликтов в отечественной и зарубежной практике», А. Липницкий, Университет МВД) и в других практических занятиях.

На каждом семинаре были проведены «круглые столы», на которых участники семинара и организаторы программы «Климат доверия» обсуждали самые различные вопросы, связанные с заявленной темой семинара, или же возникающие у самих участников и преподавателей по ходу занятий.

Как показывают отзывы участников семинаров, во время их проведения были затронуты важнейшие вопросы, с которыми в равной мере сталкиваются и преподаватели школы, и сотрудники правоохранительных органов, и работники различных досуговых учреждений и учреждений культуры, и, несомненно, представители самых разных национальных объединений и организаций. Это:

  • рост националистических, экстремистских, шовинистических настроений, как среди всего населения, так и в подростковой и молодежной среде;

  • усиление нетерпимости по отношению к представителям самых разных национальностей и этнических групп;

  • проблемы, связанные с ростом количества беженцев и вынужденных переселенцев и многие другие.

Кроме того, во время работы семинаров его участники получили возможность познакомится с работой представителей самых разных государственных и общественных организаций, противостоящих пропаганде насилия и нетерпимости в обществе, и высказать свое мнение по проблемам, заявленным на семинарах.

Об успехе семинаров свидетельствуют отзывы, полученные от их участников. Главным достижением оказалось переосмысление участниками собственной позиции и роли в воспитании молодежи. Это хорошо выразил один из участников семинара в г. Петрозаводске: «…более четко представляю теперь место школы в решении межнациональных отношений, ту ответственность, которую должен нести учитель истории…» (из анкеты).

Еще одним достижением проделанной работы является объединение усилий представителей различных профессий в борьбе с национализмом, экстремизмом, ксенофобией в современном российском обществе. В рядах борцов с этими явлениями педагоги, сотрудники правоохранительных органов, представители национальных и общественных объединений…

Участвуя в семинарах, мы могли убедиться в том, как вырос авторитет еврейского национального образования. Его все чаще рассматривают как образец для других дисперсных национальных меньшинств России. Программы, разрабатываемые участниками Педклуба, были представлены педагогам нееврейских школ и наглядно продемонстрировали возможность использования национальной литературы для знакомства детей с культурой других народов. Учителя увидели в этом средство профилактики шовинизма. Об этом говорит, например, отзыв одного из участников семинара в г.Боровичи: «В еврейскую библиотеку г. Боровичи стали приходить очень много учителей начальных классов. Они берут детскую еврейскую литературу и используют ее на уроках, приучая и знакомя с ней детей с раннего возраста». Об этом же свидетельствуют отзывы участников семинаров на занятия, проведенные Анной Молчановой. Возможность познакомиться с совершенно новым для большинства педагогов материалом и, одновременно, получить методические указания опытного педагога по практическому применению этого материала в классе была высоко оценена слушателями наших семинаров. Мы надеемся также, что опыт творческой работы преподавателей еврейских школ по разработке учебных программ послужит примером для наших коллег-преподавателей общих государственных школ. Ведь оказалось, что многие из них точно так же сталкиваются с недостатком (или несоответствием) учебных программ по своим предметам.

В заключение можно отметить, что в начале февраля 2000 года Лайт-центр провел в городе Олонец (республика Карелия) очередной семинар в рамках программы «Климат доверия  — Северо-запад России», в котором снова приняли участие и члены Педагогического клуба.

Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество с Лайт-центром и другими организациями, заинтересованными в воспитании толерантности и взаимопонимания в многонациональном российском обществе.

Марина Карпова

подписаться


[Содержание альманаха] [Предыдущая страница]