Педагогический Альманах
 

[Содержание альманаха] [Предыдущая страница] [Главная страница]
 
подписаться

Софья Ефремова (С.-Петербург)

ДЕТИ ПРИВОДЯТ РОДИТЕЛЕЙ

Еврейское воспитание для взрослых
в детском саду «Хая Мушка»

Национальное воспитание заключается в том, чтобы передавать традиции от отца к сыну, от поколения к поколению. Дети с большим интересом воспринимают все услышанное на занятиях. Естественно, получив в детском саду новые знания, они спешат поделиться ими с родителями. И здесь выясняется, что для родителей все это еще более ново, чем для детей. И потому еврейский детский сад для них  — такое же образовательное учреждение, как и для их малышей.

Родители приходили к нам и говорили: «Надо же, благодаря нашему сыну или дочке мы узнали, что завтра еврейский Новый год». Однако такой «заочной» формы обучения было явно недостаточно. Для того, чтобы пополнить знания взрослых, мы решили организовать «воскресную школу для родителей». Договорились с преподавателями Еврейского университета и с Обществом еврейской культуры.

Каждое воскресенье, в двенадцать часов дня родители стали приходить в детский сад. Кто не мог оставить детей дома, приходили вместе с ними. Пока родители занимались, дети играли.

Темы занятий были самые разнообразные: лекции по истории еврейского народа, рассказы о праздниках, о том, как проводить Шабат, и т. д. Действовал «кулинарный семинар» «Бабушкины рецепты». Здесь мамы, бабушки и даже папы делились опытом приготовления блюд еврейской национальной кухни. Многие приносили уже готовые блюда, и получался большой семейный праздник.

Собираясь, мы обсуждали очередные номера журнала «Лехаим». «Как сервировать стол к празднику еврейской Пасхи»; «Как сделать карнавальный костюм на Пурим». На занятиях мы знакомили родителей с интересными методиками воспитания детей в израильских детских садах, рассказывали о правилах кашрута. Родители проявляли большой интерес к этим занятиям. Мы заметили, что общие интересы сплотили их. Они стали приходить к нам как к хорошим друзьям. Мы почувствовали, что родителям уже не хватает времени для общения друг с другом в выходные дни и в те минуты, когда они встречались, приводя или забирая ребенка. Постепенно многие стали дружить семьями, ходить друг к другу в гости. Мы предложили организовать «женский клуб». Один-два раза в месяц мамы наших детей собираются по очереди у кого-нибудь дома и делятся насущными проблемами, связанными с воспитанием детей.

Родители с детьми собираются и вместе отмечают Шабат, соблюдая традиционные законы. Мы организовали в детском саду вечер еврейской музыки. В нем участвовали мамы Сони (скрипачка) и Иры (пианистка). От этого вечера все получили огромное удовольствие. Родители пришли нарядные, как в театр. Многие были с детьми. Они слушали музыку еврейских композиторов, а затем вместе пели еврейские песни. Получился настоящий праздник.

Родители помогли нам организовать посещение синагоги вместе с детьми. Ведь составной частью национального воспитания является религиозное воспитание.

Интересно прошла беседа на тему «Евреи в искусстве»  — о творчестве Маршака, Бернеса, Утесова, Райкина и других известных артистов и писателей.

Большим событием в жизни нашего детского сада стал пасхальный Седер. В помещении еврейской столовой (это благотворительная столовая для пожилых людей) собрались все родители вместе с детьми. Праздник проводил раввин Певзнер. Здесь впервые все почувствовали себя сопричастными к национальным традициям.

Хочется отметить еще одну форму работы с родителями: распространение среди них популярной еврейской литературы. Нам предоставляет ее Петербургская еврейская община, Джойнт, а также редакция журнала «Лехаим». Родители живо интересуются прочитанным и дают книги и журналы родным, знакомым и друзьям.

Со временем родители стали принимать активное участие в жизни нашего детского сада. На праздник Суккот родители помогали строить сукку. Дети вместе с родителями пели там песни, угощались, как принято в Суккот.

Мы организовали поездку в синагогу, где детям показывали и рассказывали, как изготавливают мацу к празднику Песах. Малышам была предоставлена возможность самим сделать мацу. Потом дети рассказывали, как они вместе с мамами и бабушками пекли мацу, делали субботнюю халу. Многие стали отмечать праздники дома, зажигать свечи на Шабат и в Хануку.

Но самая яркая и интересная форма работы со взрослыми  — это, конечно, детские праздники. И дети и родители ждут их с нетерпением.

Родители принимают самое активное участие в подготовке к праздникам. Они шьют детям костюмы, помогают нам изготовить праздничную атрибутику и вместе с нами украшают залы. Родители принимают активное участие и в самом празднике: участвуют в общих танцах, выступают вместе с детьми в инсценировках. Почти все праздники заканчиваются у нас общим чаепитием за круглыми столами. На празднике Пурим мы устраиваем викторину. Соревнуются команды родителей и детей: кто больше знает об истории праздника, традициях, связанных с ним. Родители так же азартно болели за свою «родительскую» команду, как дети за детскую. В результате обе команды набрали одинаковое количество очков, что обрадовало и тех и других. На празднике всем детям подарили ханукии (восьмисвечник). Дети вместе с родителями зажигали свечи. И во всех домах свет не гас все 8 дней праздника.

У евреев есть обычай  — помогать бедным, жертвовать деньги на добрые дела. С этой целью у нас в детском саду стоит копилка. Родители дают детям монетки, и дети опускают их в копилку. Собранные таким образом деньги идут на нужды детского сада и помощь необеспеченным семьям.

У нас в саду есть «Дерево хороших и плохих дел». Родители пишут о хороших или не очень хороших поступках своих детей; мы вешаем их записочки на это дерево, а затем читаем вместе со всеми детьми и обсуждаем. Это является хорошим стимулом для того, чтобы стать лучше.

Летом на базе нашего детсада устраивается детский лагерь. И здесь родители не забывают нас. Они помогли организовать экскурсии: в Петропавловскую крепость, Этнографический музей. Интересно была организована поездка в Петродворец. Мы вместе с родителями подготовили много игр, аттракционов на воздухе, устраивали соревнования, в которых участвовали родители вместе с детьми по образцу игры: «Мама, папа и я  — спортивная семья». Почти весь год дети делятся впечатлениями и вспоминают прекрасное время.

В процессе работы у нас сложился дружный коллектив детей и родителей. Постоянно приходится слышать от родителей: «Прихожу сюда как к себе домой». И это самая высокая оценка нашей работы. В наш детсад ходят дети из разных районов города. Многие тратят на дорогу до трех часов в день! И все-таки не уходят от нас.

подписаться


[Содержание альманаха] [Предыдущая страница]