Педагогический Альманах
 

[Содержание альманаха] [Предыдущая страница] [Главная страница]
 
подписаться

История заселения Эрец Исраэль в новейшее время  — удивительное явление, не имеющее аналогов в современной действительности. Это событие, предсказанное библейскими пророками, можно сравнить только с возрождением иврита в качестве разговорного, «уличного» языка. Оба процесса шли одновременно и дополняли друг друга. Знакомя учеников с историей освоения земли Израиля в недавнем прошлом, важно проследить истоки сионистского движения, которое возникло отнюдь не на пустом месте. Например, редко вспоминают о том, что лишь к началу 30-х гг. ХХ в. «новый ишув» сравнялся по численности с традиционными еврейскими общинами, населявшими к тому времени Иерусалим, Цфат, Тверию и Хеврон. На протяжении всего ХIХ  в. шла интенсивная религиозная алия, предшествовавшая, а затем сопутствовавшая сионистской. Большинство населения в Иерусалиме евреи составляли задолго до появления политического сионизма, а представители различных общин общались между собой на иврите еще до рождения Элиэзера бен Иегуды. Политический сионизм придал еврейскому возвращению в Эрец Исраэль секулярные европейские формы, обеспечив тем самым его эффективность, но одновременно усилив отчуждение от традиционного образа жизни и от ближневосточного окружения. Возникший вследствие этого конфликт  — внутренний и внешний  — до сих пор является главной проблемой израильского общества. Поэтому изучение периода, непосредственно предшествовавшего созданию еврейского государства, можно рассматривать как введение в современную израильскую действительность, с ее вдохновляющими достижениями и болезненными проблемами.

Григорий Кригер (Уфа)

СИОНИЗМ И ПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ

Учебная программа для лекториев и воскресных школ

——————————
Статья написана на основе выпускной работы, выполненной по проекту Центра еврейского образования в диаспоре им. С. Мельтона.
——————————

Введение

Курс состоит из четырех тем, охватывающих большинство аспектов освоения Эрец Исраэль, и включает необходимые исторические и политические экскурсы, что позволяет преподавать его слушателям, не имеющим предварительной подготовки. Курс рассчитан на зрелую аудиторию  — взрослых или старших школьников, умеющих самостоятельно мыслить, отстаивать свою точку зрения и делать выводы из изученного материала.

Помимо своей главной цели  — ознакомления с историей освоения Эрец Исраэль, курс стремится выявить религиозно-исторические корни сионистской деятельности. Связать прошлое с настоящим поможет дискуссионное сопоставление недавнего прошлого с современными проблемами внешне- и внутриполитического положения Израиля. Для этого можно использовать материалы последней, четвертой темы. По этой теме полезно также обсудить реферативные работы учеников.

В качестве введения в курс можно предложить обсуждение вопроса:

?

«Что такое еврейство?»

Актуальность данной темы объясняется тем, что теория и практика сионизма постоянно ищут ответ на этот вопрос.

Предлагаются следующие варианты ответа:

  1. еврейство  — это религия;

  2. еврейство  — это социально-экономическое явление;

  3. евреи  — это раса;

  4. различные универсалистские определения евреев;

  5. евреи  — народ, нация.

Последний тезис необходимо разобрать подробней.

Еврейский народ, особенно во второй половине XIX века, не вполне подходил под определение нации, так как у него отсутствовали два существенных фактора национальной жизни: наличие собственной территории и единого общего языка. Это, кстати, отличало еврейское национальное движение от современных ему национальных движений XIX века (Хиршфельд. С. 17).

Представление о евреях как о народе поможет создать понятие «национальной идеи», которую, по М. Буберу, мы рассматриваем как осознание народом своего единства, внутренней связи, своего национального характера, совокупности своих традиций (Бубер. С. 259).

В качестве иллюстрации стоит привести пример роста национальных чувств евреев разных стран в связи с так называемым «Дамасским делом».

Интересно было бы провозгласить, вслед за Ахад-Гаамом, главенствующим принципом наличие особой «национальной этики» как основного организующего компонента (Ахад-ха-Ам. С.  116—139).

Естественно, соотношение «национальной компоненты» и других составляющих в структуре понятия «еврейство» весьма неоднозначно.

Отрицание определения евреев как нации мы можем проследить с двух противоположных позиций: религиозных (в особенности реформистских) и ассимиляторских.

В заключение введения в данную тему уместен будет рассказ о наименованиях евреев по Ф. Канделю.

ТЕМА 1:

РЕЛИГИОЗНО-ГАЛАХИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ О НЕОБХОДИМОСТИ ЗАСЕЛЕНИЯ ЗЕМЛИ ИЗРАИЛЯ

Прежде всего отметим, что, в отличие от многих других религиозных систем, в иудаизме более выражена, так сказать, «пространственная компонента». Эта идея реализована уже в концепции союза Б-га и народа Израиля.

Основой еврейского вероучения является договор (завет) между Б-гом и еврейским народом, согласно которому еврейский народ должен соблюдать Тору, а Б-г дает ему Землю Израиля. Таким образом, проживание в Эрец Исраэль лежит в основе еврейских религиозных представлений.

Следует подчеркнуть для учеников важный момент: останавливаясь на досинайской истории еврейского народа, можно сказать, что еврейский народ потенциально существовал и до Откровения, в лице трех поколений праотцев (Авраам, Ицхак, Иаков). Но лишь после получения Завета  — Откровения  — еврейский народ стал тем, чем должен быть  — «народом священников и народом святым».

Также и Эрец Исраэль только при появлении на ней еврейского народа получает свой смысл. Содержанием еврейской истории, таким образом, является это взаимодействие народа и его земли.

Краеугольным камнем иудаизма является наличие трех компонентов религиозного сознания: Б-га, Еврейского народа и Земли Израиля. В иудаизме оба «пласта», истории и географии, тянутся параллельно. Проиллюстрировать это можно с помощью приведенной ниже схемы (по Нееру).

Таким образом, можно сказать, что в понятиях иудаизма происходит движение истории и движение географии.

Надо подчеркнуть два важных для учеников момента:

  • понятие Земли Израиля (Эрец Исраэль) входит в основную («глубинную») структуру иудаизма;

    Иудаизм
    Развитие в истории Развитие в географии
    Сотворение Создание пространства
    Откровение Создание Эрец Исраэль
    (освящение части пространства)
    Избавление Освящение всего пространства

  • иудаизм как религия во всей полноте может существовать только в Эрец Исраэль.

Доказательство второго положения позволяет углубиться в рамках данного курса в вопросы еврейской традиции. Прежде всего это еврейский календарь, который создает структуру еврейской жизни, ориентированную на Эрец Исраэль. Жизнь еврея, где бы он ни находился, протекает в соответствии с природно-климатическими условиями его исторической родины.

Показательным в этом отношении является современная история праздника Ту-би-шват, который в настоящее время превратился в подлинный праздник израильской природы и именно так воспринимается значительной частью диаспоры.

Рассказывая о еврейской традиции, следует показать, что полное выполнение заповедей возможно только в условиях Эрец Исраэль. Это, образно говоря, единственная часть Земли, празднующая Субботу. Именно этим объясняется тот факт, что Земля Израиля плотно воткана в ткань иудаизма. В качестве иллюстрации можно привести законы о плодах седьмого года, имеющие большое символическое значение (Залер. Ч. 2. С.  185).

Изучение традиции, таким образом, показывает нам «особость» Земли Израиля. Любой еврей, занимавшийся традиционным еврейским делом  — изучением Писания, проникался идеей о святости Эрец Исраэль. Если для него было значимо соблюдение мицвот, то он приходил к мысли о необходимости жизни на этой Земле.

Важно, что Эрец Исраэль  — вполне конкретное понятие с весьма четко очерченными границами. В Торе они указаны, и рассказ о границах страны можно сопроводить рассказом о еврейской государственности в разные исторические периоды. Рассказ должен включать историю расселения евреев в Ханаане в периоды:

  • Судей;
  • Объединенного царства;
  • Иудейского и Израильского царств;
  • государства Хасмонеев.

Далее, отталкиваясь от этой тематики, можно разобрать понятие «галут»  — изгнание, поскольку каждое из вышеперечисленных еврейских государств давало начало каким-то «своим» видам галута.

Естественно предложить ученикам задуматься над комплексом возникающих в связи с этим вопросов:

?
  1. Что такое галут?

  2. Естественно ли такое состояние с точки зрения иудаизма?

  3. В чем видит Витте решение еврейского вопроса?

  4. Является ли это явление «легитимным» или это совершенно чуждое еврейству явление?

Разбор этих вопросов, весьма актуальных для каждого еврея, проживающего в диаспоре, конечно, приведет к появлению различных, полярных точек зрения. Можно, для иллюстрации крайних ответов на подобные вопросы, рассказать о взглядах «идишистов» и «ханаанеян» и предложить ученикам разобрать их.

Поскольку до этого момента мы дали подробное обоснование «сионистской» компоненты иудаизма, здесь достаточно ограничиться цитатой, приведя слова знаменитого Маараля из Праги, р. Йехуды Ливы бен Бецалеля: «Состояние изгнания  — это изменение и отклонение от порядка, ибо Всевышний поместил каждый народ на соответствующее ему место».

Можно предложить ученикам поразмышлять о том, почему так долго не могли увенчаться успехом попытки евреев вернуться на землю своих предков. Ученики должны подумать о соотношении религиозно-идеологических (опасение «торопить дни Машиаха»), национальных (неразвитость идеи национального государства, опасение обвинений в нелояльности, надежды на эмансипацию) и практических (трудности переезда, небезопасность жизни в Палестине) причин.

ТЕМА 2:

ТЕОРИЯ СИОНИЗМА

Сионизм, появившийся как ответ на многие вопросы, о которых шла речь выше, также порождает терминологические трудности в своем определении. Как и в самом понятии «еврейство», в сионизме присутствуют национальная и религиозная компоненты. Большой интерес представляет их соотношение на разных этапах развития современной еврейской государственности.

«Сионистская» постановка вопроса лежит в основе деятельности трех великих мужей еврейской истории: Авраама-авину, Моше-рабейну и Эзры-сойфера. Для каждого из них главным событием и делом всей жизни была «алия» в Эрец Исраэль.

Авраам совершает алию как акт исповедания монотеизма, покидая языческую цивилизацию. Алия входит в контекст его новой религии, занимая в ней одно из центральных мест.

Моше ведет свой народ в страну, где только и могут быть решены национальные задачи  — «быть народом священников и народом святым». Казалось бы, мы видим здесь превалирование национальных задач, но дело в том, что сама по себе национальная задача приобретает религиозное содержание. В алие Моше уже предсуществует вся «диалектика» сионизма, которая разворачивается и в современном сионизме.

В этой невозможности отделить национальное от религиозного и заключается парадоксальность сионизма, вырывающая его из всего общего строя «национально-освободительных движений».

Алия Эзры должна быть духовно близка учащимся еврейских школ диаспоры. Это алия еврейской государственности, алия меньшинства (большинство остается в Вавилоне), наконец, это переход из благополучной, многочисленной еврейской общины в общину малочисленную, пребывающую в несравненно более тяжелом положении. Алия Эзры сопровождается определенной конфликтностью с появившимися галутными настроениями.

Эзра борется с теми евреями, которые отстроили собственные дома и забыли о восстановлении Храма, смирились с ситуацией. Здесь можно увидеть прообраз дискуссий, должны ли евреи быть как все народы, а их государство  — подобным другим странам.

Таким образом, современный политический сионизм имеет своих предшественников; можно даже сказать, что многие идеологические и политические проблемы возрождения Государства Израиль, в том или ином виде, были близки героям Танаха.

Дидактически полезна открывающаяся благодаря этому возможность, отталкиваясь от современного материала, ввести в курс элементы еврейской истории.

Говоря о современном политическом сионизме, следует прежде всего сказать, что еврейская политическая мысль весьма многообразна именно по отношению к вопросам «сионистской направленности». Присутствие в сионизме религиозной и национальной составляющих позволяет предположить, что распределение взглядов пройдет именно по вопросам «религиозности» и «сионистичности».

Можно предложить ученикам рассмотреть схему, построенную на данных рассуждениях (которая, как все схемы, весьма упрощает ситуацию). Термин «сионисты» в нашей схеме характеризует движения, признающие необходимость еврейской государственности.

Религиозные течения
религиозные сионисты религиозные несионисты
"Мизрахи" рав Кук (Гуш Эмуним) Агудат Исраэль (харейдим),Нетурей карта

Нерелигиозные течения
территориалисты, сионисты, сионисты Сиона (общие)

Национальные течения
кнааним («хананейцы»), автономисты, идишисты

Далее можно перейти к характеристике собственно политического сионизма, основанного Теодором Герцлем. Возникший как весьма прагматичное явление, ставящее перед собой исключительно практические цели, как движение с налетом некоторой «катастрофальности», сионизм развился в целую систему взглядов, в «дерево» со сложно переплетенными «ветвями» и «корнями», многие из которых скрыты от взгляда стороннего наблюдателя.

Пожалуй, можно выделить три основных «ветви» сионистского «древа»:

  • Общий сионизм герцлианского толка, продолжением и развитием которого можно считать ревизионистское движение З.  Жаботинского;

  • Различные течения социалистического сионизма;

  • Религиозный сионизм.

Два последних течения являют собой соединение представлений о «правоохраненном убежище» евреев в Палестине с различными взглядами на то, каким должно быть это убежище.

Анализ соотношения между различными течениями представляет большой интерес для учеников. Им может быть предложено изучение данного вопроса в форме «сравнительного жизнеописания». К примеру, анализ взаимоотношений между ревизионистским и социалистическим (лейбористским) направлениями в сионистском движении интересно провести в форме биографического сопоставления деятельности Зеева Жаботинского и Давида Бен-Гуриона. Данный анализ проведен в книге Моше Шамира (Шамир. С. 118—123).

ТЕМА 3:

ЭТАПЫ ЗАСЕЛЕНИЯ ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ

Следует прежде всего сказать, что речь идет о периоде после разрушения Второго Храма. Наиболее принятым является подразделение этого времени на:

  • «досионистский» период  — до 1882 года, т. е. до начала собственно сионистской алии;

  • период сионистского освоения страны.

В рамках данного курса наибольший интерес представляет именно второй период. Можно в свою очередь предложить его разделение на три этапа:

  • до образования Государства Израиль в 1948 г.;

  • от образования Государства Израиль до Шестидневной войны (1948—1967 гг.);

  • от Шестидневной войны 1967 г. по настоящее время.

Рассказ о досионистском периоде алии погружает учащихся в мир еврейской истории и позволяет рассказать о великих еврейских мудрецах прошлого. Речь прежде всего идет о тех, кто совершил алию (Нахманид, р. Йехуда ха-Хасид, Йехуда Галеви), и о тех, чья деятельность протекала в Эрец Исраэль (Йосеф Каро, Ицхак Лурия).

Связь между еврейскими общинами Эрец Исраэль и диаспоры существовала всегда. Более того, практически никогда не прекращалась алия, то более, то менее интенсивная. В прошлом, как и теперь, по-разному смотрели на необходимость алии. Известна резкая критика, которой Йехуда Галеви подверг своих современников, противившихся переселению в Палестину. Он подчеркивал святость древней родины, считал, что переселение в Палестину является обязанностью каждого еврея (Очерк. С. 370).

Предпринимались и попытки возрождения еврейской государственности совершенно в сионистском духе. Наиболее известной было попытка Йосефа Наси в середине XVI века отстроить Тверию и заселить ее еврейскими репатриантами, создав там мануфактурное производство.

Наиболее яркими (и самыми трагическими) проявлениями стремления евреев к Земле Израиля были лжемессианские движения, в особенности саббатианское. Несомненно, что основой ошеломляющего успеха Шабтая Цви у евреев было их страстное стремление к Эрец Исраэль. Это «священное нетерпение» вело к тому, что еврейские массы не могли воспринимать галутное состояние как вечное. Неугасающие мессианские чаяния трансформировались в готовность евреев, особенно Восточной Европы, воспринять сионизм.

Немаловажной особенностью является то, что почти всегда (за исключением государства крестоносцев) евреи не находили в Палестине единого государства или даже административной единицы, какого-то одного народа-насельника. Кроме того, возвращавшиеся в Эрец Исраэль евреи встречали уже живущих в Стране соплеменников (Шамир. С.  83—84).

Период сионистского заселения хорошо освещен в литературе. Первый этап этого заселения традиционно делится на пять волн алии. Можно предложить ученикам изучить и сравнить каждую алию по схеме:

  • состав новоприбывших;

  • основные движущие мотивы (религиозные, национальные или экономические);

  • основные достижения алии.

Данное исследование интересно еще и тем, что позволяет рассмотреть ситуацию еврейства в диаспоре. Каждая алия была вызвана двумя побудительными мотивами  — внешним, исходящим от нееврейского окружения (антисемитизм, экономические проблемы и т. д.), и внутренним  — религиозные, национальные чувства или их сочетание. Эти мотивы определяют состояние алии на каждом этапе строительства еврейского государства.

Предлагая учащимся проанализировать два последующих этапа (от образования государства до наших дней), мы вторгаемся в сферу современных политических проблем.

Прежде всего необходимо ответить на вопрос: какие цели сионизма были достигнуты с образованием государства Израиль, а какие нет. Был ли политический сионизм исчерпан или перешел в какое-то иное качество?

Весьма интересно рассмотреть в этой связи концепцию «Большого Израиля».

Насколько согласны ученики (это можно выяснить, предложив дать развернутый ответ в виде домашнего задания) с констатацией делегатов 23-го Сионистского конгресса в 1951 году, заявивших, что «задача сионизма состоит в консолидации государства Израиль, возвращении изгнанников в Эрец Исраэль и укреплении единства еврейского народа» (Фишман. С. 152)?

Для евреев диаспоры назвать себя сейчас сионистом означает принять на себя «заповеди сионизма»; они могут несколько отличаться у различных людей, но, как правило, сионисты диаспоры едины в том, что эти «заповеди» непременно включают в себя необходимость изучать иврит и готовиться к алие в Государство Израиль. Таким образом, мы солидаризуемся с участниками «Герцлианского» Сионистского конгресса 1983 года.

Рассказывая о войне 1967 г., мы вновь обращаем внимание на переплетение в еврейской истории национальных и религиозных мотивов. Так, итоги войны можно оценить с чисто национальных позиций; в то же время многие религиозные сионисты рассматривают это событие с мессианских позиций. То есть, идеи р.  Кука приобретают новый смысл и вдохновляют новых поселенцев, главным образом группирующихся в Гуш Эмуним.

Любопытно, что поселенческие идеи разрабатывались движением «Киббуц а-меухад» и, в частности, его идеологом Ицхаком Табенкиным. Руководствовался, правда, он в основном национально-прагматическими соображениями. Итак, в сионистском движении продолжается диалог религиозного и национального начал.

ТЕМА 4:

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОСЕЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ

Естественно, что в зависимости от понимания современного сионизма по-разному будут складываться ответы на ранее предложенные вопросы. В частности, это относится к поселенческой деятельности за пределами «зеленой черты». Закончилась ли собственно сионистская деятельность с образованием еврейского государства, или государство по-прежнему остается «государством в пути» и продолжает освоение Эрец Исраэль?

Преподавание данного раздела можно вести в форме дискуссии, предложив ученикам рассмотреть различные взгляды на существо вопроса. Можно предложить ученикам ответить на вопрос: почему активное поселенческое движение представлено сегодня в основном религиозными сионистами? Исчерпал ли себя сионизм как секулярное национальное движение, предстоит решить любому, изучающему данный предмет.

Мне представляется возможным предположить наличие кризиса в сионистском движении. Но такая ситуация скорее всего временная, поскольку сохраняются побудительные мотивы политического сионизма: по-прежнему существует антисемитизм, часто приобретающий форму антисионизма. Кроме того, нет надежды на «эмансипацию»  — если понимать под этим не эмансипацию отдельных евреев диаспоры, а эмансипацию государства Израиль как субъекта международных отношений. Хорошо это или плохо, но Израиль не стал государством «как все», и ему не дают забыть о своем еврействе. Сохраняющаяся обособленность евреев и их страны позволяет надеяться на появление новых идей в политическом сионизме.

Заключение

В заключение курса можно напомнить учащимся известное определение сионизма как идеи «создания для евреев правоохраненного убежища в Палестине». Придется признать, что эта задача далеко не решена, ибо «правоохраненность» самого государства Израиль признается далеко не всеми...

Не решена и проблема «Большого Израиля», то есть страны в признанных и безопасных границах. Это позволяет сделать вывод, что цели сионизма не достигнуты полностью. В свете мирного процесса на Ближнем Востоке учащимся будет интересно рассмотреть конкретные проекты территориального компромисса: «план Алона», «план Шарона» и другие. Изучение этого вопроса позволит им попутно познакомиться с экономической жизнью современного Израиля.

Использованная литература:

  1. Арарат Н. Еврейство и сионизм. Иерусалим, 1992.
  2. Ахад-ха-Ам. Избранные сочинения. 1991. С. 116—139.
  3. Бубер М. Избранные произведения. Алия, 1989. С. 259.
  4. Герцль Т. Избранное. 1990.
  5. Гесс М. Рим и Иерусалим. 1991.
  6. Дубнов С. М. и Динур Б.-Ц. Две концепции еврейского национального возрождения. 1990.
  7. Жаботинский В.(З.) Избранное. 1978.
  8. 3алер И. Иудаизм. В 2-х частях. Иерусалим, 1977, 1981.
  9. Зив-Ав И. Говорят, есть страна... 1989.
  10. Идем И. От мечты к были. 1991.
  11. Кандель Ф. Очерки времен и событий. Кн. 1. Тарбут, 1994. С. 4—5.
  12. Кац Ш. Земля раздора. Тель-Авив, 1992.
  13. Луз Э. Пересекающиеся параллели. 1991.
  14. Маор И. Сионистское движение в России. Иерусалим, Библиотека Алия, 1977. Вып. № 47.
  15. Неер А. Ключи к иудаизму. 1988.
  16. Очерк истории еврейского народа. В 2-х частях /Ред. Ш. Эттингер. Иерусалим, Библиотека Алия, 1990.
  17. Сионизм в контексте истории. Кн. 1—2 /Ред. А. Херцберг. 1993.
  18. Телушкин Й., р. Еврейский мир. 1992.
  19. Фишман Г. Быть или не быть: евреи перед выбором. Иерусалим, 1994.
  20. Хиршфельд А. Сионизм в контексте истории. Кн. 1. С. 17
  21. Шамир М. Народ Израиля и Страна Израиля. Тель-Авив, 1993.

подписаться


[Содержание альманаха] [Предыдущая страница]