Педагогический Альманах
 

[Содержание альманаха] [Предыдущая страница] [Главная страница]
 
подписаться

Марина Фалькенштейн (Рига)

Еврейское воспитание через эмоциональное сопереживание

Еврейские праздники

Часть вторая

——————————
Продолжение. Начало см.: Новая еврейская школа. Вып.4.1999. Статья представляет собой фрагмент выпускной работы, написанной по проекту Центра еврейского образования в диаспоре им. С.Мельтона при Еврейском университете в Иерусалиме.
——————————

Рош а-Шана

На Рош а-Шана дети делают поздравления друг другу. Мы традиционно вешаем на доску «новогоднюю яблоньку». На ней  —   поздравления детей классу и учителям.

Поздравительные открытки к Рош а-Шана дети делают каждый год разные, опираясь на новогоднюю символику. Это могут быть яблоки, гранаты, шофары, баночки с медом, халы и т. п.

На празднике каждый «поздравитель» торжественно вручает свою поздравительную открытку адресату под аплодисменты одноклассников.

Накануне учителю очень важно побеседовать с детьми об этом обычае  —   посылать друг другу поздравления на Рош а-Шана, обратить внимание ребят на то, как важно, чтобы никто не остался без внимания, чтобы каждый ребенок получил поздравление.

Я не договариваюсь с ребятами, кто кому будет делать поздравление, это личный выбор каждого ребенка. Но, к моей большой радости и глубокой благодарности этим детям, всегда в классе находится кто-то (один или даже несколько человек!), кто делает поздравления всем своим одноклассникам! Иногда на то, чтобы вручить все новогодние поздравления, требуется несколько дней, т.  к. одна волна поздравлений влечет за собой другую  —   ответную. И это замечательно  —   ведь это говорит о том, что дети почувствовали, что «давать» может быть даже приятнее, чем «брать», дарить другому радость доставляет, быть может, большую радость, чем получать подарок самому.

И, конечно же, как и на всякий праздник, дети делают в классе поздравительные открытки родителям.

Каждый год праздник окрашивается каким-то новым переживанием. Так, в первом классе дети, знакомясь с Рош а-Шана, делали книжки-раскладушки, на страничках которых были аппликации и картинки, посвященные символике, атрибутике и обычаям Рош а-Шана.

В прошлом году мои четвероклассники захотели сделать открытки в виде рыбок. А поздравление учителям ребята приготовили в виде большого панно. Оно изображало море, в котором «плавали» рыбки-поздравления. Кроме того, ощущая себя уже скорыми выпускниками начальной школы, они захотели, так же как старшие, поздравить с Рош а-Шана первоклассников. Каждый ребенок сделал поздравление для «своего» первоклассника. Ребята пришли в первый класс и торжественно поздравили малышей, вручили каждому из них поздравление перед всем классом и родителями.

Нет нужды говорить о том, какое громадное воспитательное значение имеет такая связь старших и младших детей  —   как для тех, так и для других. Это укрепляет старших в ощущении себя внутри еврейской традиции и привлекает к ней младших.

Все праздники мы всегда отмечаем вместе с родителями. И всегда стараемся придумать что-нибудь интересное.

И. Вульфсон, М. Фалькенштейн

НОВОГОДНЯЯ ПОСТАНОВКА «ЯБЛОНЬКА И ЗВЕЗДОЧКА»
(по мотивам мидраша)

Жила в одном лесу маленькая яблонька.

Кругом лежал снег, сияли в небе звезды.

И, глядя на них, яблонька мечтала: «Ах, как бы и мне хотелось иметь такую звездочку...»

Терпеливо яблонька
стала ждать весны.
И снились, снились яблоньке
сладостные сны.

Ей снилось, будто звездочка
уж у нее в ветвях...
И просыпалась яблонька
часто вся в слезах.

Незаметно день за днем
пролетали дни.
И вот уже повеяло
дыханием весны.

Принесла с собой весна
для яблоньки дары —
розовые, нежные,
пахучие цветы.

Бежит ли зверь пушистый,
птица ли летит —
всех аромат чарует.
А яблонька грустит...

Все думает о звездочке,
все думает о ней...
Так дождалась яблонька
уже осенних дней.

А яблонька осенняя —
ах, как же хороша!
Ах, как она красива —
вся в яблочках она.

Кого-то мучит голод,
жажда ли томит,—
всех яблочком накормит
и жажду утолит.

А сама по-прежнему
о звездочке грустит,
о звездочке все думает
и по ночам не спит.

Но как-то ветер бешеный
на лес тот налетел.
И засверкала молния,
и гром вдруг загремел.

Скрипя, деревья гнулись,
вздыхая тяжело.
А маленькую яблоньку
качало и трясло...

И яблочки посыпались
с ветвей к ее ногам...
Глядела на них яблонька —
не верила глазам:

ведь в каждом, каждом яблочке
горит, дрожит звезда,
та, о которой яблонька
грезила всегда.

И слышит голос яблонька:
«Удивлена? Молчишь?
Так знай, что в сердце звездочку
никак не утаишь!

Как странно, что ты этим
так удивлена.
Ведь звездочку носила
ты в яблочке всегда».

И так же, как у яблоньки,
в нас есть своя звезда.
Но только вот находим
ее мы не всегда.

В себе пусть каждый звездочку
найдет и сбережет.
С собой по жизни звездочку
пусть каждый пронесет!

Готовя с детьми постановку, обсуждаем:

  • Что олицетворяет собой звездочка?

  • Почему яблоньке так хотелось иметь звездочку?

  • Какая была яблонька? Почему оказалось, что в каждом ее яблочке «горит, дрожит звезда»? О чем это говорит?

  • Какая главная мысль этой сказки?

Дети приходят к выводу, что яблонька тянулась к свету, к добру. Что не надо ждать, что свет придет к тебе откуда-то извне. Надо суметь найти в себе самом искорку и трудиться, чтобы эта искорка разгорелась и стала огоньком-звездочкой. В каждом человеке есть доброе и хорошее, главное  —   увидеть его и сберечь. Человек должен стремиться к хорошему, стремиться нести добро в окружающий его мир. Тогда звездочка его души будет ярко гореть, и этот свет будет освещать жизнь и этому человеку, и другим людям.

В четвертом классе дети сами сочинили и поставили спектакль «Сотворение мира». «За кадром» ведущий читал текст из книги Берешит, участники спектакля изображали сцены, соответствующие каждому дню Творения. Ребята сами придумали костюмы (их все вместе обсуждали в классе) и на уроках труда изготовили их. Родители помогли подобрать музыкальное оформление спектакля.

СУККОТ

Поскольку здание начальной школы находится в центре города и не имеет двора, к сожалению, нет возможности построить на праздник сукку по всем правилам.

На Суккот школа совместно с синагогой организует для школьников посещение большой сукки во дворе синагоги, где ребят принимает главный раввин Латвии и Риги и где ребят ждет угощение.

Ну, а мы с детьми строим «условную» сукку в классе. Когда ребята были в 1    —    3 классах, мы строили сукку из парт. Парты мы драпировали тканью с растительным орнаментом. Дети украшали сукку гирляндами, бумажными фонариками и другими украшениями, которые мы делали на уроках рисования и ручного труда. А если у кого-то из детей была возможность принести ветки, то мы делали из них крышу сукки. (Конечно, необходимо оговорить с детьми, что ветки не надо ломать с деревьев, а можно взять только упавшие или спиленные.) При строительстве такой сукки есть большой простор для фантазии детей, их творчества. А какое удовольствие потом забраться в тесную, но зато «нашу!» сукку, посидеть там, съесть принесенный из дома завтрак.

Сукка, в которую «вложена» частичка сердца и души каждого ребенка, его труд и фантазия, становится «воротами» вхождения ребенка в духовный мир праздника Суккот.

В четвертом классе ребята ощущают себя взрослее, им нужно выходить уже на новый уровень восприятия праздника. У них более развито абстрактное мышление, поэтому сукку делаем уже «совсем символическую»: выкладываем ее из бумажных веток на стене класса    —     на ковролиновом полотне (прикрепляем булавками). Стараемся сделать нашу «сукку» пошире, чтобы «вместить» почти весь класс. Договариваемся, что мы как бы сидим в сукке (т. е. в воображении делаем ее объемной, охватывающей весь класс).

Как всегда, подготовительная работа к празднику начинается заранее. Учитель беседует с ребятами, мы читаем рассказы, посвященные празднику Суккот. На уроках рисования и ручного труда делаем модели суккот, усложняющиеся по мере взросления детей: от простых бумажных в первом классе до флористики и использования стаканчиков из-под йогурта, что дает детям большой простор для фантазии и творчества.

На праздник дети всегда приносят фрукты, к нам приходят гости    —     родители, братья и сестры, бабушки и дедушки.

Обычно ребята сами готовят викторину на тему обычаев и традиций праздника Суккот.

ХАНУКА

Ханука    —     любимый детьми праздник. Подготовку к нему начинаем задолго до его прихода. Делаем украшения для класса, которые могут быть самыми разнообразными. На уроках рисования несколько часов уделяется теме еврейского орнамента.

Мы с ребятами храним сделанные ими праздничные украшения, и потому с каждым годом оформление класса к празднику становится наряднее и разнообразнее. А детям очень приятно снова встретиться со своими поделками и рисунками.

Много рассказываю детям об истории ханукии, о главных принципах ее проектирования. Рассматриваем старинные ханукии в книге «Шедевры еврейского искусства». На основе статей и иллюстраций журналов «Лехаим» и ханукальных выпусков Министерства абсорбции Израиля (1994 г.) в классе сделаны праздничные стенды, посвященные собранию старинных ханукиет в музеях Израиля. Каков же был восторг детей, когда на празднование Хануки в классе девочка принесла бабушкину старинную ханукию, и ребята нашли такую же на нашем стенде! Так история оживает и входит в жизнь сегодняшних детей.

В первом классе для того, чтобы дети почувствовали атмосферу праздника Хануки, мы делали с ними на уроках ручного труда «ханукальный домик». В картонной коробке из-под обуви прорезывались окошечки и дверь (это делал учитель или родители)  —   это был домик. На пол дети стелили «ковер» (кусочек ткани или вязаного трикотажа), на окна делали занавески из гофрированной или папиросной бумаги. Из пластилина лепили стол, на нем традиционное праздничное угощение  —   блюда с латкес и пончиками. У дверей дома ставили вылепленную ханукию, а в доме лепные человечки, конечно же, играли в дрейдл. Кое-кто из ребят ввел туда и домашних животных, и любимых героев мультфильмов. На праздник мы сделали выставку «ханукальных домиков».

Эта работа очень захватила ребят, они хорошо прочувствовали и атрибутику праздника, и его уютную, домашнюю атмосферу. Замечу, что со следующего года (со 2 класса), когда ритуальная часть праздника уже детьми «прожита», стала для них близкой и знакомой, акцент смещается уже в сторону истории и национального характера праздника.

Так, в третьем классе мы с ребятами решили поставить на Хануку спектакль. В сказочной форме в нем рассказывалась история праздника, происхождение его обычаев и традиции. Сказку сочиняла я, но в процессе сочинительства шло интенсивное обсуждение с ребятами сюжета и его развития. В работу над спектаклем были вовлечены не только дети, но и их родители. Мама Дианы Б. сочинила песни и подобрала музыку к постановке, папа Элины Р. играл роль Главного Министра царя Антиоха, мама Насти В. и папа Сони Ф. рисовали декорации, родители приходили в школу на уроки труда и рисования и вместе с детьми делали костюмы, папа Димы С. ставил сцену сражения Маккавеев с греками...

Дети были и сорежиссерами. Сколько интересных предложений, неожиданных идей возникало у них по ходу постановки! Это остроумной режиссерской находке Андрюши Р. (царь Антиох) обязана своим сногсшибательным успехом сцена побега Пончика из царского дворца. И сколько было других замечательных решений, предложенных детьми. Совместная работа объединила всех в дружный коллектив. Вырезали, клеили, репетировали вместе. Вместе пережили не одну минуту творчества... А потом, после спектакля, на празднике в классе зажигать ханукальные свечи торжественно были вызваны папы, участвовавшие в подготовке спектакля. Как были горды их дети!

Работа над постановкой оказала очень сильное влияние на детей. В ней участвовали абсолютно все  —   никто не остался без роли. Выбор актеров на роли тоже обсуждался всем классом, при этом не было обид или недоразумений. Такая совместная деятельность очень важна  —   она учит детей бережно и уважительно относиться друг к другу, щадить чувства другого человека. Это также требует от детей адекватной оценки других и себя. И, конечно, умная, тонкая помощь учителя в этом крайне необходима детям. Успех постановки вызвал желание продолжить такую деятельность. И не только у детей, но и у их родителей! На родительских собраниях «дежурным» вопросом стало: «А спектакль делать будем?» Более того, родители настолько «загорелись» этой идеей, что к празднику Пурим сами сочинили пуримшпиль и хотели показать его, как праздничный сюрприз, детям. К сожалению, в тот год (1996) Пурим был трагическим (террористические акты в Тель-Авиве, унесшие многие жизни), пуримшпиль не состоялся...

Герои нашей ханукальной постановки прочно заняли место в сердцах детей. В классе появился веселый Ханукальный Пончик, сделанный Дианой Л.

На окончание третьего класса все главные герои сказки сошлись на традиционных поздравительных открытках, которые были вручены каждому ребенку...

Послесловие от редакции:

Завершается праздничный цикл еврейского года. Уходит год, начинается следующий  —   и вновь повторяются Рош а-Шана, Суккот, Пурим, Песах… Праздники повторяются, но не должен повторяться учитель. Если рассказ Марины Фалькенштейн, творческого, одаренного педагога, поможет кому-то из наших читателей сделать свою работу интересней, профессиональней, и мы, и автор будем рады узнать об этом из ваших писем. Каждая крупица опыта, каждая находка  —   все это содержимое той общей методической копилки, которую мы должны наполнять. И именно потому, что накоплено пока немного, мы призываем наших читателей делиться своими удачами  —   а порой и проблемами  —   с коллегами, читателями нашего альманаха.

подписаться


[Содержание альманаха] [Предыдущая страница]