Педагогический Альманах
 

[Содержание альманаха] [Предыдущая страница] [Главная страница]
 
подписаться
[НЕШ в Красноярске] [НЕШ на книжной ярмарке]

НЕШ В КРАСНОЯРСКЕ

С 17 по 24 августа 1999 г. Педагогический клуб проводил семинар для преподавателей еврейских школ Сибири и Дальнего Востока. На этот раз мы не приглашали участников семинара в Петербург, а сами приняли приглашение еврейской общины Красноярска и с огромным удовольствием провели неделю в городе на Енисее.

В семинаре приняли участие преподаватели воскресных школ и сотрудники еврейских общинных учреждений из Екатеринбурга, Омска, Иркутска, Биробиджана, Улан-Удэ и, конечно же, Красноярска. В их числе были как опытные преподаватели с большим стажем работы в еврейской школе, так и начинающие.

Программа занятий была построена вокруг изучения еврейских классических текстов. В соответствии с этим принципом участники распределились по рабочим группам:

  • Введение в Устную Тору (вводный систематический курс и чтение фрагментов из еврейских классических текстов);

  • Йосеф и его братья (целью курса стало создание методической разработки по тексту книги Берешит);

  • Преподавание Мишны Сукка (создание методической разработки по интегрированному преподаванию иврита и Мишны).

Участники третьей группы приняли участие в разработке нового методического пособия, предназначенного для изучения еврейских классических текстов на уроках традиции.

Кроме лекционных занятий, большое внимание было уделено обмену опытом между участниками семинара. Еще при подготовке семинара его будущим участникам было предложено «домашнее задание»;  — мы просили их привезти на семинар свои проекты, методические разработки, материалы к урокам, планы уроков и просто рассказ о своей школе, классе, уроке.

Не все участники (как и полагается ученикам) выполнили задание. Но, рассказывая о своей работе, каждый загорался желанием поделиться с коллегами своими мыслями и идеями: о проведении урока, о подготовке праздников, о работе самих школ, о себе и своей работе в школе, в общине… Исключительно полезным оказалось профессиональное общение между опытными педагогами и новичками. Для одних важно было перенять опыт работы в еврейской школе; другим полезно было взглянуть на знакомые приемы и методы работы с новой точки зрения. Надо отметить, что основной материал для обмена опытом был подготовлен самими участниками, а не преподавателям. Во время занятий слушатели часто брали инициативу в свои руки, заостряя внимание на наиболее актуальных, по их мнению, вопросах.

В свободные от занятий часы мы знакомились с красноярской еврейской общиной и городом. Член Педклуба, преподаватель Талмуда и Торы Дмитрий Баргман выступил в местной синагоге в качестве «баал-криа», прочтя недельный раздел по свитку Торы. А Александр Львов прочел в синагоге лекцию «Легенда о раввине». В пятницу, отложив в сторону книжки и тетрадки, мы на целый день отправились гулять по Красноярску. Наши радушные хозяева;  — председатель еврейской общины Яков Бриль и директор воскресной школы Юрий Лившиц;  — представили нас сотрудникам местных еврейских организаций, работникам и членами общины. Они же помогли организовать интересную экскурсию по Красноярску.

Мы побывали в синагоге и на еврейском кладбище, протрубили в шофар на высокой смотровой площадке между Красноярском и Дивногорском. Купаться в Енисее никто не отважился (все же Сибирь есть Сибирь), но побродить босиком по мелководью некоторые решились. Чудесно прошла суббота: чтение Торы отлично разнообразило лазание по крутым прибрежным горам.

Участники семинара проявили удивительное долготерпение, снося бесконечные опросы и интервью, за что социологическое бюро Педклуба выражает им благодарность.

Грандиозные пейзажи горного края оставили в памяти неизгладимый след. Но самые яркие впечатления все же связаны с людьми, с которыми мы познакомились в Красноярске. Сибирский еврей;  — это удивительный сплав сибиряка и еврея, сочетание душевности и ума, смелости и застенчивости, открытости и деликатности. Юра и Яков, наши гостеприимные хозяева, и все-все-все! Привет вам из Питера и огромное спасибо!

НЕШ НА КНИЖНОЙ ЯРМАРКЕ

IV ежегодный Фестиваль еврейской книги в С.-Петербурге проходил в помещении Дома актера, с 17 по 19 октября. Как всегда, в дни фестиваля работала книжная ярмарка. Вниманию посетителей был предложен достойный выбор художественной литературы, книг по истории, традиции, иудаизму и т. п.

В этом году среди книгоиздательств Москвы, С.-Петербурга, Израиля, Украины и Беларуси занял скромное место стенд Педагогического клуба «Новая еврейская школа». На стенде экспонировалась литература, адресованная педагогам и всем, кому не безразлично настоящее и будущее еврейского образования.

Понятно, что за первый год своего существования Педагогический клуб не успел выпустить сотни фолиантов. Вся его продукция не заняла бы и одной полки книжного шкафа. Однако все выпущенные книги и брошюры нашли своего читателя, и спрос на них уже превысил предложение, так что на повестке дня выпуск переизданий.

Почетное место на стенде занимал знакомый нашим читателям педагогический альманах «Новая еврейская школа» (№№ 1—3 за 1998 г. и №№ 4, 5 за 1999 г.). При этом первые три номера уже стали библиографической редкостью и потому продавались по антикварным ценам.

Украшением нашего стенда и всей ярмарки стал сборник стихов «Овцы Иакова» также хорошо знакомого нашим читателям Арье Ротмана; скоро выйдет его вторая книга, которую можно уже сейчас заказать по почте.

Приятно было взять в руки красивый графический альбом «Мишна, трактат Сукка» (из серии «Еврейские классические тексты на уроках традиции»). Альбом, составленный и иллюстрированный Мариной Лекомцевой, включает фрагменты из мишнаитского трактата Сукка, русский перевод и комментарии, иллюстрации и задания. Марина Лекомцева  — член Педклуба и преподаватель традиции петербургской еврейской гимназии «Мигдаль Ор».

В этом году вышли первые брошюры, которые должны будут составить Книгу для чтения в младших классах еврейских школ, — «Три желания», «Настоящее прощение», «Я и мама» (из серии «Книга для чтения в еврейской школе»). Сборники включают произведения Шолом-Алейхема, Исаака Башевиса-Зингера, Льва Квитко, Овсея Дриза и других авторов. Составитель антологий  — член редколлегии нашего альманаха Анна Молчанова, преподаватель еврейской литературы в школе «Бейт Менахем» (С.-Петербург).

Интерес для преподавателей представила первая российская «Программа по еврейской литературе для учащихся 8—11 классов еврейских школ». Составители  — Я. Либерман, сотрудник Учебно-научной лаборатории иудаики Уральского государственного университета (Екатеринбург), и А. Голухова, методист из Киева.

Те наши читатели, которым не посчастливилось побывать на Фестивале еврейской книги, могут заказать издания Педклуба по любому из наших адресов.

Приятным для членов Клуба стало то обстоятельство, что наши книги (особенно педагогический альманах) знакомы не только преподавателям и сотрудникам еврейских школ и еврейских библиотек, но и многим другим посетителям ярмарки, напрямую не связанным с еврейским образованием. Достаточно часто покупатели, подходившие к нашему столику, демонстрировали хорошее знакомство с содержанием наших журналов, интересовались дальнейшими издательскими планами…

За время проведения ярмарки представители Клуба старались не только реализовать готовую продукцию, но и знакомили посетителей с планом работы Клуба на этот учебный год, приглашали их «посетить» наш сайт в Интернете

http://www.ort.spb.ru/nesh/njschool.htm,

стараясь привлечь не только покупателей, но и будущих участников Клуба.

В заключение этого обзора мы обращаемся к нашим читателям  — работникам еврейских школ, сотрудникам еврейских учебных заведений и всем тем, кто интересуется еврейским образованием: пишите нам, присылайте свои статьи, свои разработки и материалы. Мы постараемся опубликовать их на страницах Альманаха и/или помочь в издании отдельными выпусками. И тогда «ба-шана а-баа» на следующей книжной ярмарке мы с удовольствием сможем представить вниманию самых широких слоев читателей и вашу работу.

Марина Карпова, член Педклуба НЕШ

подписаться


[НЕШ в Красноярске] [НЕШ на книжной ярмарке]
[Содержание альманаха] [Предыдущая страница]