Педагогический Альманах
 

[Содержание альманаха] [Предыдущая страница] [Главная страница]
 
подписаться

Захар Рохлин (Санкт-Петербург)

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
преподавателей еврейских школ и методические семинары по разработке учебных программ

В мае и июне 2002 г. в Москве, в здании школы № 1311, были проведены семинары, посвященные созданию учебных программ по основным предметам еврейского цикла: истории, традиции и ивриту. Почти одновременно там же действовали курсы повышения квалификации преподавателей этих предметов.

Такое совпадение неслучайно. Одним из главных принципов работы «Новой еврейской школы» является сочетание профессионального роста учителей с педагогическим творчеством.

Важно было гармонично выстроить программу, чтобы элементы учебы и творчества не мешали друг другу. Поэтому семинарам предшествовала долгая и тщательная подготовка. Зимой 2001/2002 г. идея о разработке комплексных программ по еврейским дисциплинам, долго витавшая в воздухе, наконец нашла свое реальное воплощение в виде договора между НПРО «Новая еврейская школа», «Ассоциацией директоров еврейских школ СНГ и стран Балтии» и АНО РЦМ.

Новый триумвират совместными усилиями начал готовить семинар, на котором в творческой и непринужденной обстановке педагоги-практики совместно с экспертами в сфере еврейского образования могли бы написать программы и, что немаловажно, утвердить их в Московском институте открытого образования. Наряду с организационной подготовкой (отбором участников, составлением бюджетов и прочими обычными для организации международного семинара хлопотами), аналитическая группа НЕШ проводила опросы, консультировалась с экспертами и готовила необходимую информацию для будущих авторов программ. Кроме того, был проведен полномасштабный анализ состояния учебно-методического комплекса предметов «еврейского цикла» в школах бывшего СССР. Материалы этого исследования опубликованы отдельной брошюрой . Методические рекомендации, сформулированные на ее основе, пригодились участникам-разработчикам программ и в значительной мере определили будущую концепцию деятельности НЕШ.

Первый семинар, посвященный в основном работе над программами, открылся первого мая. На нем было сформировано три группы педагогов-методистов: по еврейской истории, традиции и ивриту. У каждой группы был свой научный руководитель, следивший за соответствием академическим стандартам, и модератор, координировавший усилия. В каждую группу приглашались также эксперты по проблемам преподавания той или иной дисциплины.

Благотворно сказалось на семинаре участие представителей Института им. Мельтона, ассоциации «Ламед» и Центра академической иудаики Чейза. Оказалось, что и в Иерусалиме, где расположены все три организации, ведутся поиски в сходных направлениях, и нам есть что сказать друг другу.

Все пять дней семинара прошли в напряженной работе. Большую часть дня каждая группа работала над своей программой — дискутировала, решала и фиксировала окончательный вариант.

Первоначально предполагалось разработать методическое обоснование программ и составить основную часть текста. Однако вышло иначе. Несмотря на продолжительную подготовку и многократные предварительные консультации с участниками (многие из которых имели собственный опыт программных разработок), проблем и вопросов, требующих детального и продолжительного обсуждения, оказалось слишком много. Это касалось и соответствия программ по еврейским предметам общеобразовательному циклу, и межпредметной координации собственно еврейских программ.

На базе предварительных исследований НЕШ и практического опыта методистов был сформулирован ряд требований к новым программам.

Во-первых, программы должны учитывать специфику различных типов еврейских школ (условно говоря, религиозных и нерелигиозных, хотя типология здесь гораздо сложнее и этим делением не исчерпывается), а также специфику учебных планов разных школ.

Во-вторых, необходимо обеспечить интеграцию курсов всего еврейского цикла, вывести предметы из изоляции друг от друга. С одной стороны, программы должны быть достаточно унифицированными — как ради соблюдения образовательных стандартов, так и для облегчения перехода учеников из одной еврейской школы в другую. Вместе с тем, они не вправе лишать педагогов творческого простора, а школу — собственного лица.

В-третьих, важно учесть реально применяющиеся в школе учебники и учебные пособия по каждому предмету. Но в то же время программа не должна следовать ни одному из них, она не вправе навязывать учителю какой-то конкретный учебник или пособие, чтобы не лишать его права выбора и возможности пользоваться разными источниками.

Эти критерии были единодушно поддержаны участниками семинара. Однако чтобы взять заданную самим себе планку, пришлось приложить немало усилий. Работа в группах и регулярно собиравшихся межгрупповых секциях дала свои результаты — в основном к концу семинара принципиальные вопросы были решены, а тексты программ написаны. Однако о том, чтобы немедленно приступить к их лицензированию в официальных органах не могло быть и речи, требовалась основательная доработка. Семинар пришлось «продлить» — с Ленинского проспекта Москвы он переместился во Всемирную сеть. На виртуальных встречах участники сверяли списки литературы, добавляли (или наоборот, сокращали) темы, еще раз обговаривали основные тезисы пояснительных записок.

Май закончился, наступил июнь. Работа над программами продолжалась, а тем временем подошло время для нового семинара: первых из серии запланированных Ассоциацией директоров и НЕШ курсов повышения квалификации. Преподавателями курсов стали лекторы ведущих российских еврейских вузов (особая благодарность Центру научных работников и преподавателям иудаики в вузах «Сефер»), а также из университетов Израиля и Германии. Проводились также практические занятия по повышению уровня компьютерной грамотности, причем основной упор делался на приобретение навыков работы с сетью Интернет, а также лекции и тренинги по прикладной психологии.

По окончании занятий все участники получили сертификаты государственного образца, подтверждающие прохождение курсов.

Кроме того, присутствие ряда «ветеранов» майского семинара позволило продолжить доработку программ. Новые участники активно включились в работу. В результате к концу семинара практически все программы были готовы.

Важнейшим достижением июньских курсов стало не только успешное прохождение обязательной учебной программы, но и активная работа участников в рамках групповых творческих проектов. Это в первую очередь проекты «Иона» и «Рут». Последний знаком многим нашим читателям — он начался задолго до открытия курсов, с виртуальных конференций. Когда же наиболее активные их участники встретились в реальном пространстве, стало возможным подвести итоги, отобрать необходимый для издания пособий материал и т. п. Сборник методических пособий по преподаванию Книги Рут уже готов, и в самое ближайшее время выйдет в издательстве НЕШ.

Другой проект, «Иона», наоборот, нашел на семинаре свое начало. Он продолжит развиваться в течение этого учебного года в сети. В дальнейшем планируется работа по созданию методических пособий ко всем Мегилот.

Стоит отметить и проекты по ивриту. В частности — сотрудничество между преподавателями в рамках нового листа рассылки НЕШ.

Группа историков помимо плодотворной работы над программой вплотную подошла к идее разработки нового учебного пособия. Участники группы работают также над факультативными и дополнительными курсами по различной тематике.

Говоря о работе на курсах повышения квалификации, нельзя и не отметить такую становящуюся уже привычной форму работы, как лекции on-line. Несмотря на недостаточную надежность российской телефонной сети, досадных накладок не случилось, и участникам семинара удалось посетить занятия в Иерусалимском университете и университете Бар Илан.

Возможность встреч в Интернете по-настоящему еще не оценена. Учитель, как и врач, — профессия «диаспорная». Не существует центров концентрации учителей, как, например, ученых. Между тем Интернет-конференции и форумы снимают проблему расстояний, позволяют продолжать творческое общение и совместную деятельность в течение учебного года, дают возможность немедленно обмениваться опытом и дискутировать на животрепещущие темы. И все это, не говоря о том, что кого-то просто избавляют от интеллектуального одиночества…

Мы постарались обучить участников семинара технологиям виртуальной коммуникации, и намерены продолжать эту работу. Ведь потенциал виртуального общения очень высок. Оно помогает сделать процесс повышения квалификации непрерывным и тем самым положительно сказывается на его эффективности. Другой немаловажный аспект: учителя могут получать консультации специалистов безотлагательно, в тот момент, когда в этом возникает необходимость.

Завершая краткий обзор, хочется выразить горячую признательность «Новой еврейской школы» всем участникам семинаров. Трудно кого-то выделить — каждый из приехавших в Москву внес свою долю в творческий процесс, который втягивал в орбиту семинара все больше и больше участников. Отдельно хочется поблагодарить наших московских партнеров АНО РЦМ. Мы работаем с ними уже не первый год и очень рады, что нашли не только компетентных коллег, но и душевных друзей.


обсудить статью на форуме

подписаться


[Содержание альманаха] [Предыдущая страница]