Педагогический Альманах
 

[Содержание альманаха] [Предыдущая страница] [Главная страница]
 
подписаться

Комиссия по еврейскому образованию в США и Канаде была создана Объединенными фондами семьи Мандель (Mandel Associated Foundations), Ассоциацией ЕОЦ (JCC Association) и ЕОССА (JESNA) в сотрудничестве с СЕФ (CJF). Идея ее созыва принадлежит Мортону Л. Манделю, а также его братьям Джеку Н. Манделю и Джозефу С. Манделю. Работа Комиссии финансировалась Объединенными фондами семьи Мандель.

Комиссия начала работу в августе 1988 года. Свою главную цель она видела в объединении усилий и поиске нового источника энергии, способного вдохнуть в еврейское образование свежие силы.

Комиссия отражала разнообразие еврейской общины Северной Америки. В ее состав вошли 44 представителя основных течений современного еврейства. Совместно с комиссией работала группа экспертов  — выдающихся педагогов, ученых и общественных лидеров. Помимо этого, Комиссия обращалась за советами к виднейшим специалистам по еврейскому и общему образованию в Северной Америке и Израиле. Комиссия проанализировала доступные данные по еврейскому образованию, однако не удовлетворилась ими: по ее заданию было выполнено 11 специальных научных исследований, позволивших лучше уяснить положение дел.

В период с августа 1988 по июнь 1990 г. Комиссия провела шесть пленарных сессий. Ее постоянный персонал готовил материалы для этих сессий и поддерживал контакты с членами комиссии в перерывах между ними.

Тому, кто по роду своей деятельности связан с еврейским образованием, хорошо известно имя председателя Комиссии, Мортона Л. Манделя. Это имя окружено ореолом уважения, которое, вообще говоря, люди редко испытывают к меценатам. Дело не только в том, что семейный фонд Мандель субсидирует большую часть исследований в сфере еврейской педагогики, финансируя работу таких, например, учреждений, как Институт Манделя в Иерусалиме. Крупный бизнесмен, обладатель огромного состояния, Мандель отдает еврейскому образованию не только свои деньги, но, что не менее важно, талант организатора, менеджера, аналитика  — тот самый талант, который обеспечил его обладателю солидные позиции в мире бизнеса. Безусловно, велика и награда: моральное удовлетворение от такой "квалифицированной" благотворительности огромно. Да и эффективность использования средств возрастает.

Проблемы еврейского образования в США и Канаде возникли не вчера. О положении дел там в шестидесятые годы нашим читателям известно, в частности, из статьи Вальтера Аккермана "Школа имени Стефана Цвейга", опубликованной в "Еврейской школе" №  3 за 1994 год. Впечатляющие достижения и колоссальные масштабы еврейского образования в Северной Америке не должны заслонять от нас того, что от целого ряда проблем, перечисленных в отчете Манделя, мы пока избавлены. Более того: еврейское образование в бывшем СССР обладает даже отдельными преимуществами, касающимися как учителей, так и учеников.

Сегодня мы ждем помощи из-за океана. И эта помощь приходит. Но тот, кто ее оказывает, сам нуждается в помощи. Мы обязаны хотя бы помнить об этом. Может быть, еще придет день, когда мы сумеем хоть в какой-то мере исполнить долг благодарности, отплатив добром за добро.

—————————
JCC Association — The Jewish Community Center Association of North America (в прошлом JWB), Ассоциация Еврейских Общинных Центров (ЕОЦ) — орган, курирующий по всей Северной Америке деятельность еврейских общинных центров. JESNA — The Jewish Educational Service of North America, Еврейская образовательная служба Северной Америки — организованное общиной агентство по планированию, обслуживанию нужд и координации действий в сфере еврейского образования. CJF — The Council of Jewish Federations, Совет еврейских федераций — головная организация еврейских общинных федераций в Северной Америке.
—————————

Мортон Л. Мандель

Время действовать

Отчет Комиссии по еврейскому образованию в США и Канаде

Введение.
ПЕРЕД ЛИЦОМ КРИЗИСА

Может ли еврейское культурное и религиозное наследие и сегодня способствовать раскрытию творческого потенциала личности, помочь ее самореализации в обществе? Многие евреи больше не верят в это. Апатия обедняет общинную жизнь и понемногу размывает еврейскую идентификацию. Где же самоотверженная и жертвенная стойкость, которую евреи всегда противопоставляли силам, пытавшимся оторвать их от дерева жизни, от их еврейства? Сегодня никто не угрожает еврею пытками или изгнанием. Опасность приходит изнутри, и потому нужны совсем другие качества, чтобы бороться с ней.

Евреи Запада живут в открытом обществе, предоставляющем человеку почти необъятный спектр возможностей. Именно это многообразие заставляет задуматься над исторической дилеммой: неограниченная индивидуальная свобода, которой мы так дорожим, бросает вызов существованию еврейских ценностей  — не потому, что противоречит им, а в силу необходимости сделать выбор. Когда на душу человека претендует так много идеологий и религий, принадлежность к еврейству все больше становится плодом свободного выбора. Причем выбор этот неявный, так как никто не требует отказа от еврейства, а лишь предлагает заманчивые возможности, на практике несовместимые с еврейским отношением к жизни.

Из унаследованного достояния, альтернатива которому была слишком позорна или страшна, чтобы всерьез помышлять о ней, еврейство превратилось в результат свободного выбора. Такова непреложная данность нашего времени. Бесполезно оспаривать ее; то, что действительно в наших силах,  — это подготовить каждого юношу и девушку к принятию выбора. Именно такая задача стоит перед еврейским образованием в плюралистическом обществе. Оно, это образование, призвано помочь молодому человеку найти свое место в мире еврейских ценностей и решить, устраивает ли оно его, готов ли он, подобно своим предкам, оставаться сыном Израиля.

Этот вызов еврейское образование принимает в нелегких условиях, когда молодежь потеряла уверенность и в своих корнях, и в еврейском будущем. Чтобы справиться с поставленными задачами, система еврейского образования в Северной Америке нуждается в коренных преобразованиях, в притоке свежих сил и средств. Эта система должна быть существенно расширена и кардинально улучшена. Будущее еврейского образования зависит от того, сумеет ли оно донести духовный опыт тысячелетий до сегодняшнего еврея  — разумеется, если тот проявит готовность принять этот опыт.

ИСПЫТАНИЕ НА ПРОЧНОСТЬ

Трудности, с которыми сталкивается еврейское образование в США и Канаде, в известной мере аналогичны трудностям всей системы просвещения в этих странах. В числе главных проблем официальные отчеты называют нехватку талантливых преподавателей и снижение требований к уровню образования. Дефицит ресурсов  — человеческих и материальных, отсутствие перспектив, снижение социального статуса педагога  — все это проблемы, общие для еврейской и государственной систем образования в Северной Америке.

Разумеется, нет правил без исключений. Некоторые еврейские общины сумели создать современную, эффективную и гибкую систему образования, охватывающую не только детей, но и взрослых. Сюда входят иешивы, средние школы, семинары и кружки для взрослых. Однако в таких общинах (чаще всего там, где сохранился традиционный уклад), проживает меньшинство евреев. Большая же часть принадлежит к общинам, в которых еврейское образование влачит довольно жалкое существование. Обычно оно сводится к поверхностному изучению основных исторических фактов, праздников и робким попыткам изучения иврита. Если понимать еврейское образование как приобщение к миссии Израиля, этого совершенно недостаточно. Необходимо проникнуться вечными ценностями Торы, осознать ответственность за будущее своей общины и всего еврейского народа, за характер и судьбу государства Израиль; надо понять свое отношение к Богу и научиться молиться Ему; наконец, каждый еврей должен нести часть общего бремени в одном из общинных социальных институтов. Еврейское образование сегодня никак не может ограничиться чисто информативными функциями, оно должно играть формирующую роль. Иудаизм на протяжении тысячелетий давал ответы на коренные вопросы человеческого бытия, но сегодня ему грозит летаргия. Если смириться с существующим положением, следующему поколению евреев Северной Америки будет очень сложно сохранить свое духовное наследие, как и саму еврейскую идентификацию.

ПРОБЛЕМЫ ВЧЕРАШНИЕ И СЕГОДНЯШНИЕ

Кризис образования во многом предопределен социально-историческими факторами, обусловливавшими в двадцатом столетии приоритеты еврейских общин США и Канады. В начале века все силы были брошены на абсорбцию миллионов иммигрантов из Восточной Европы. Затем в центре внимания еврейских общин оказались проблемы здравоохранения и социального обеспечения; одновременно пришлось отражать атаки растущего антисемитизма. Во время Второй мировой войны все заслонила необходимость спасти как можно больше людских жизней. Затем пришлось мобилизовать человеческие и материальные ресурсы на залечивание ужасных ран, нанесенных Катастрофой. С момента образования Израиля американское еврейство оказывало еврейскому государству всемерную поддержку и затратило колоссальные средства, помогая ему встать на ноги. В последнее время все общины поднялись на борьбу за права советских евреев и в значительной мере финансировали их исход из распавшегося СССР, одновременно заботясь об остающихся, поддерживая развитие социальных институтов и сети еврейского образования. И вот, на исходе столетия оказалось, что евреи Северной Америки сами нуждаются в помощи. Эту помощь они должны оказать себе сами, ибо больше ее неоткуда ждать.

В прошлом, перед лицом вопросов жизни и смерти, проблемы еврейского образования утрачивали остроту. Казалось, их решение можно отложить до лучших времен, когда будет покончено с неотложными проблемами. Лучшие времена настали, но не для евреев Северной Америки. Им грозит упадок сил, истощение духовных ресурсов, потеря ощущения общности. В настоящее время 28% евреев в возрасте до 40 лет состоят в смешанных браках, тогда как у их родителей доля смешанных браков почти вдвое ниже. Хотя почти все дети получают то или иное еврейское образование, оно отличается бессистемностью и нерегулярностью, мало влияет на дальнейшую жизнь. Недавние исследования показали, что в настоящий момент больше половины еврейских детей школьного возраста в США не охвачены никакими специальными образовательными программами.

Повод для беспокойства дает и убывающая солидарность американских евреев с Израилем. Если экстраполировать существующие тенденции в недалекое будущее, они произведут удручающее впечатление. Кризис живо ощущается в повседневной, семейной жизни. Рушатся традиционные устои, ослабевают родственные узы, уходят в прошлое большие разветвленные еврейские семьи, разрушаются крепко спаянные общины, исчезают с карты больших городов еврейские улицы и кварталы.

Все это побудило лидеров еврейских общин направить главное внимание на состояние системы образования. Насущная необходимость реформ в этой области привела к созданию Комиссии по еврейскому образованию в США и Канаде, которую я имею честь возглавлять.

ЕВРЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ

Комиссия исходила из предпосылки, что еврейская община Северной Америки в состоянии мобилизовать силы и средства для решения проблемы образования  — точно так же, как сумела мобилизовать их для создания государства Израиль, спасения евреев диаспоры, борьбы с дискриминацией. Решение новой масштабной задачи потребует координации усилий и объединения ресурсов всех еврейских общин. Прежде, чем говорить о будущем, бросим взгляд на нынешнее состояние еврейского образования. Каковы его главные особенности, какие конкретные трудности стоят на его пути?

МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ

Сеть еврейского образования в Северной Америке охватывает сотни тысяч детей и взрослых. В нее входят многочисленные организации, специализирующиеся на тех или иных видах образовательной деятельности. Значительная часть их принадлежит еврейской религиозной общине традиционного толка, другие основаны реформистским и либеральным ("консервативным") движениями. Существует также немало независимых и местных, общинных организаций. В целом получить еврейское образование американцу помогают дневные школы и иешивы, вечерне-воскресные школы, синагоги, сочетающие формальное и неформальное образование, еврейские общинные центры, специальные программы в университетах и колледжах, молодежные движения и летние лагеря, образовательные поездки в Израиль, центры отдыха и музеи, а также дошкольные учреждения. 30 000 человек непосредственно участвует в разных видах просветительской деятельности: это педагоги, раввины, лекторы, экскурсоводы и т. п. Помимо этого есть и иные возможности донести до евреев содержание основных идей иудаизма: через прессу, радио и телевидение, культурные мероприятия, книги. Разнообразие форм обогащает еврейское образование и открывает широкие возможности каждому, кто желает приобщиться к своему наследию. По оценкам экспертов, на нужды еврейского образования в США ежегодно расходуется свыше миллиарда долларов.

ПРОБЛЕМЫ ЕВРЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Несмотря на впечатляющее многообразие, система еврейского образования не справляется со своими задачами. Образовательные программы оставляют многих евреев равнодушными к традиционным ценностям, не побуждают к участию в жизни общины. Почему это происходит?

В своей повседневной деятельности еврейские образовательные учреждения сталкиваются со множеством проблем.

В прошлом большая часть детей посещала вечерне-воскресные (дополнительные) школы. Сегодня эти школы испытывают возрастающие трудности, связанные с недостатком мотивации учащихся. Днем дети учатся в обычной школе; затем они должны приготовить домашнее задание. Остающиеся часы досуга приходится делить между телевидением, играми, спортом, музыкой и другими увлекательными занятиями. Недостаток мотивации больно бьет по вечерне-воскресным школам. Несмотря на ряд отрадных исключений, они приходят в упадок, и число их сокращается. Одновременно падает и уровень преподавания. По словам одного из членов Комиссии, "до тех пор, пока посещение вечерне-воскресной школы из обязанности не превратится в радость, дополнительное образование не сможет выполнять свою задачу. К сожалению, для многих соприкосновение с еврейской традицией ограничилось тем обедненным опытом, который они получили в вечерне-воскресной школе".

Число дневных еврейских школ, напротив, возрастает. В этих школах учатся, главным образом, дети из религиозных семей. Однако количество учащихся в этих школах не превышает 12% от общего числа. Большинство родителей по прежнему опасается замкнутости, которой чревато национальное образование, ведущее, по их мнению, к нежелательной изоляции от американского общества. Главной проблемой дневных школ является непомерная плата за обучение (ведь все эти школы  — частные). Возрастающие расходы на образование становятся обременительными даже для семей со средним достатком. Несмотря на высокую плату, многие школы испытывают дефицит квалифицированных преподавателей и учебных материалов.

Еврейские общинные центры сознают важность совершенствования еврейского образования. Они стремятся сделать его важнейшим элементом своих программ. Оставаясь местами общения и отдыха, общинные центры должны сыграть важную роль в улучшении еврейского образования.

Вместе с числом молодых семей, где работают оба родителя, возрастает также число дошкольных учреждений и программ, курируемых общиной. Однако для них еврейское образование не является главной целью, в частности  — из-за острой нехватки квалифицированных воспитателей.

Примерно четверть всех еврейских студентов охвачена теми или иными образовательными программами по иудаике. При этом в большинстве высших учебных заведений эти программы оказывают лишь незначительное влияние на студентов.

Известно, какое глубокое впечатление на ум и чувства каждого еврея производит поездка в Израиль. Однако как образовательный фактор такие поездки используются совершенно недостаточно. Не только большинство американских евреев, но даже большая часть работников сферы образования никогда не бывала в Израиле. Мало используется мощный образовательный потенциал историко-культурного наследия, с которым еврей соприкасается в Земле Обетованной.

Программы семейного образования и образования для взрослых завоевывают популярность, число их участников растет. На повестке дня стоит вопрос, как сделать эти программы по-настоящему эффективными. Сегодня встречи их участников происходят редко и нерегулярно, ощущается дефицит пособий и учебного материала.

В прошлом ведущую роль в формировании общинных лидеров играли молодежные движения, питомцами которых были многие представители интеллигентных профессий. Сейчас молодежные движения переживают спад, число их членов сокращается.

Впечатляющих результатов на ниве просвещения порой достигают летние лагеря. Но пребывание в них становится менее доступным из-за дороговизны, к тому же во многих лагерях образование не является главной целью.

Не вызывает сомнений, что новые средства обучения с помощью компьютеров, выставок, видеофильмов, средств массовой информации и глобальных коммуникационных сетей таят в себе огромные возможности, которые еще только предстоит освоить. До сих пор в этой сфере создано лишь несколько качественных программ.

Помимо частных, существует ряд проблем, общих для всех форм еврейского образования. Это нерегулярность посещения занятий, трудности с конкретным содержанием учебных программ, недостаточная поддержка общины, отсутствие надежных статистических данных и трудности в подборе кадров. Последнее в значительной мере обусловлено тем, что до сих пор не разработана концепция профессиональной пригодности еврейского педагога, и потому неясно, какие требования следует к нему предъявлять.

СПОРАДИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ

Еврейское образование  — дело добровольное. Меру участия в нем определяет сам человек, либо родители ребенка. Учитывая реалии современной жизни, с ее мобильностью и широким спектром возможностей, продолжительное участие в той или иной программе требует настоящей преданности еврейству и свидетельствует о глубоком интересе к своему духовному наследию. Невозможно требовать этого от всех; поэтому типичным стало спорадическое (время от времени) участие в образовательных мероприятиях. Однако такое положение противоречит одному из главных принципов иудаизма: учиться всю жизнь.

В США и Канаде около миллиона еврейских детей школьного возраста. Три четверти из них посещали еврейские школы, но как правило недолго и нерегулярно. В настоящий момент около шестисот тысяч детей не охвачено никакими формами еврейского школьного обучения, хотя, возможно, участвуют в других образовательных программах. Число учащихся в еврейских школах (дневных и вечерних) резко сокращается после бар-мицвы (или бат-мицвы): посещаемость падает сразу на 60%.

ВОЗРАСТ УЧЕНИКОВ

За двадцать лет, с 1962 до 1982 года, число учеников еврейских школ сократилось на 35%. Отчасти это объясняется демографическими причинами: после "беби-бума" послевоенной поры наступил спад рождаемости. Но он виновен лишь наполовину: уменьшение интереса к еврейскому образованию сыграло не меньшую роль, чем изменение демографической ситуации. Особенно губительно оно сказалось на вечерне-воскресной школе: здесь количество учащихся сократилось вдвое  — с 540 до 280 тысяч. А ведь речь идет о самом распространенном типе еврейского образования! Прорехи в сети дополнительного образования отчасти компенсировал рост числа учащихся в дневных школах. За указанный период он составил 80%  — с 60 до 110 тысяч. Однако и здесь не все благополучно: чем старше дети, тем меньше их привлекает еврейская школа, так что по мере перехода из класса в класс ряды учеников заметно редеют.

Одна из главных трудностей, стоящих на пути еврейского образования  — особенно дополнительного,  — обусловлена расхождением теории и практики. Школа прививает еврейские традиции и ценности, которые должны реализоваться в семье. Если этого не происходит, если дома ребенок сталкивается с равнодушием взрослых, его интерес к еврейскому образованию угасает. Исследования показывают, что между мотивацией к учебе и культивированием традиционных ценностей существует прямая связь. Вот что пишет об этом Давид Шоэм: "...родители, а вслед за ними и дети, считают, что обучение в еврейской школе не принесет гарантированного вознаграждения. Когда двенадцатилетний ребенок с важным видом заявляет, что ”еврейская школа  — это неважно“, он просто повторяет то, что привык слышать дома. Его слова свидетельствуют о том, какие взгляды и стиль поведения ценятся в семье и общине в целом. В подобной системе ценностей поступление в Гарвард идет ”в зачет“ жизненного успеха, а изучение Торы  — нет".1 Статистические данные демонстрируют неуклонное снижение доли учащихся, охваченных тем или иным видом еврейского образования, по мере взросления. Этот процесс резко усиливается после бар-мицвы. Только четверть еврейских студентов и десятая часть взрослых продолжает пополнять свои знания с помощью еврейских образовательных программ.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ

Учебный материал, преподаваемый в еврейских учебных заведениях, по большей части организован неудачно, и его изучение лишь расхолаживает учащихся. Система отбора и подачи учебного материала недостаточно продумана, в этом направлении предстоит проделать большую работу.

С проблемой организации учебных программ сталкивается и государственная система образования. Однако там в ее решение вкладываются немалые средства. Создаются методические центры, специализирующиеся на усовершенствовании старых и создании новых методик преподавания различных дисциплин и иностранных языков. В то же время в сфере еврейского образования развитию методики уделяется мало внимания, и это один из наших главных недостатков. Существует несколько центров, сотрудники которых заняты разработкой эффективных методов преподавания иврита, еврейских классических текстов и наследия еврейской мысли. Однако число методистов, работающих в этих центрах и призванных играть лидирующую роль во внедрении прогрессивных методов преподавания, ничтожно мало. Широкие учительские массы не вовлечены в деятельность методических центров, хотя именно учителя больше всех заинтересованы в их успехе. Не встречают поддержки усилия методистов, направленные на разработку новых учебных материалов, особенно тех, которые рассчитаны на применение в области неформального образования. Ощущается острый дефицит методических пособий и указаний для дошкольных учреждений, дневных и вечерне-воскресных школ, семинаров и курсов для взрослых, неформального образования.

Все это приводит к тому, что большинство еврейских детей в США и Канаде вырастает, так и не испытав глубокого воздействия нравственных, культурных и интеллектуальных ценностей, заключенных в традиционном наследии. Не приобретя в школьные годы нужного духовного опыта, дети, став взрослыми, не испытывают потребности в постоянном изучении Торы, без которого еврейская идентификация теряет смысл.

НЕДОСТАТОЧНАЯ ПОДДЕРЖКА ОБЩИНЫ

Большинство еврейских общин Северной Америки до сих пор не осознали своей ответственности за положение дел в сфере образования. Руководители общин должны понять, что без их содействия системе еврейского образования не решить стоящих перед нею задач. Сетуя на упадок религиозного чувства и ослабление еврейской солидарности, главы общин недооценивают связь между знанием и верой. Недостаток знаний, полученных в детстве, пагубно сказывается на религиозном самосознании взрослого и приводит к ослаблению еврейской идентификации, а с ней и солидарности. Недопонимание этого мешает лидерам общин мобилизовать все ресурсы на решение проблем еврейского образования  — так, как они смогли это сделать во имя других неотложных нужд еврейского народа. Большинство членов и руководителей местных и общенациональных еврейских организаций также до сих пор не поняли, что от реформы еврейского образования зависит собственное будущее этих организаций.

В целом еврейская общественность до сих пор недостаточно осознает необходимость крупных инвестиций в систему образования. Еврейская община не отдает себе отчета в том, до какой степени система образования нуждается в реформах. Это снижает приоритетность расходов на образование и подрывает социальный статус просветительской деятельности, что приводит к уменьшению соответствующих бюджетных статей.

Недостаточная поддержка общины гасит энтузиазм и сужает творческие перспективы учителей и всех работников сферы еврейского образования.

КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И ОТТОК КАДРОВ

Работа в области еврейского образования до сих пор не сформировалась как особая профессия. В США и Канаде по-прежнему остро ощущается дефицит талантливых, квалифицированных и преданных своему делу специалистов. По приблизительным оценкам, в этой сфере занятости насчитывается порядка тридцати тысяч рабочих мест. Из них лишь около пяти тысяч предполагают полную занятость. Многие из вакансий к началу учебного года остаются незаполненными, большинство же оставшихся занимают люди, не получившие необходимой профессиональной подготовки. Мизерное число выпускников еврейских педагогических колледжей2 не в состоянии удовлетворить потребность в специалистах. Оставляет желать много лучшего и общий образовательный уровень педагогов. Если в государственных средних школах половина преподавателей имеют степень магистра, то в дневных еврейских школах академическую степень по иудаике встретить не так-то легко. Еще хуже дело обстоит в вечерне-воскресных школах: здесь больше половины учителей не имеют даже среднего специального еврейского образования! Неудовлетворительно дела обстоят и в системе неформального образования. Будущие работники этой области получают соответствующую подготовку. Но среди предметов, которые они изучают, нет еврейских. Изучение еврейских дисциплин в процессе работы также не является для них обязательным и обычно остается спорадическим.

Одной из причин, по которой в еврейское образование неохотно идут квалифицированные профессионалы, является низкая оплата труда и неполная занятость. Как уже говорилось, лишь шестая часть преподавателей в системе еврейского образования работает на полную ставку. Только 23% дают больше 20 уроков в неделю, тогда как 54% имеют менее десяти часов учебной нагрузки.3 Недостаточная оплата труда является одной из проблем государственной системы образования. В еврейском образовании она стоит еще острей. Только 14% работников (в основном те, кто занят на полную ставку) зарабатывают больше 20 тыс. долл. в год. В то же время 41% получает менее 3 тыс. долл. (разумеется, речь идет о частичной занятости). Лишь пятая часть работников системы еврейского образования застрахована в своих учреждениях на случай болезни и имеет право на пособие и оплату определенных видов лечения. В 1988 году средняя заработная плата учителей вечерне-воскресных школ, преподающих 12 часов в неделю, составила 9 тыс. долл. в год. У работников дошкольных учреждений она была лишь чуть больше  — 10 тыс. долл. Преподаватели дневных школ, работавшие с полной нагрузкой, получали в среднем 19 тыс. долл. в год. Это намного меньше, чем в государственных учебных заведениях. Для сравнения: средняя оплата труда в государственных детских садах составляла тогда же 25 тыс. долл. в год, а в школах  — 30 тыс. долл. Эти цифры были опубликованы Национальной ассоциацией образования.

Помимо недостаточной оплаты труда, вечерние школы страдают от высокой текучести кадров. Например, в Кливленде за один 1986 год она составила 20%.4 Примерно такие же данные характерны для других общин.

Часто бывает так, что отличные учителя получают повышение и назначаются директорами школ. Ведь педагогическая карьера в сегодняшней школе может развиваться лишь по административной линии. Отныне талантливый учитель вынужден заниматься менеджментом, совмещая обременительные обязанности директора с преподаванием иврита, еврейской истории, философии или классических текстов, либо со специализацией на проблемах дошкольного воспитания, семейной психологии и "трудных" детей. Ясно, что от подобного совмещения страдают обе составляющие.

Возможности интеллектуального и профессионального роста преподавателей еврейских школ незаслуженно ограничены, и это останавливает людей, готовых при иных обстоятельствах избрать педагогическую карьеру в системе еврейского образования. Сегодня лишь немногие решаются на это. Недостаток учителей угрожает еврейской традиции разрывом преемственности. Такая тенденция должна быть преодолена в ближайшее время, иначе следующее поколение столкнется с острейшим кадровым дефицитом. Помимо недостатка мотивации, приток квалифицированных специалистов в еврейское образование наталкивается на другую трудность: педагогов некому готовить. В этом году на всех программах по подготовке кадров с полной нагрузкой трудились лишь восемнадцать преподавателей.5 Разумеется, такому ограниченному контингенту просто не под силу воспитать педагогическую смену, в которой нуждается еврейское образование.

Реформа должна затронуть все стороны проблемы: недостаточную заработную плату, неудовлетворительные условия труда и низкий социальный статус. Лишь комплексное преодоление этих недостатков способно вернуть привлекательность профессии педагога и привлечь в еврейское образование талантливых и квалифицированных специалистов.

Чтобы сделать работу в еврейской школе привлекательной, необходимо прежде всего выработать четкие профессиональные стандарты, обеспечить преподавателям, удовлетворяющим профессиональным критериям, достойные условия найма, а всем нуждающимся в повышении квалификации обеспечить хорошую подготовку и создать у каждого учителя ощущение социальной защищенности и товарищеской поддержки.

ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ БАЗА

Система еврейского образования на Североамериканском континенте остается весьма мало исследованной областью. Даже по основным вопросам ощущается нехватка статистических данных; исследований, позволяющих оценить качество и эффективность учебных программ, практически не проводилось. По этой причине ответственные решения часто принимаются непродуманно, без должной подготовки, крупные финансовые вливания делаются наобум, использование средств не контролируется. Мы не знаем, каковы пожелания учащихся и что в сфере еврейского образования работает эффективно, а что  — вхолостую. Мы не способны даже точно оценить уровень знаний учащихся на разных этапах обучения, хотя для этого не хватает всего-навсего нескольких стандартных тестов  — но они не разработаны! Отсутствует и точная статистика занятости и условий труда. Мы лишь приблизительно можем судить о числе учителей в системе еврейского образования, об их квалификации и заработной плате.

Академические исследования также совершенно необходимы. Философия еврейского образования и его история нуждаются в обширных и глубоких исследованиях серьезных ученых. Это поможет сформировать концепцию развития еврейского образования и указать ему ясные перспективы.

ВОЗМОЖНОСТИ ЕВРЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Нарисованная картина производит тревожное впечатление, но не дает повода для отчаяния. Все перечисленные проблемы в той или иной мере осознаны организациями, ответственными за еврейское образование, и можно привести немало примеров удачного решения этих проблем. Существует немало дневных и вечерне-воскресных школ, где учащиеся получают глубокие знания, помогающие им проникнуться пониманием еврейских ценностей и усвоить традиционное отношение к жизни. Наряду со школами, подобную задачу успешно решает целый ряд общинных центров. Можно назвать летние лагеря, в которых молодежь учится на практике реализовать еврейскую систему ценностей и приобщается к традиционному образу жизни. Действует программа образовательных поездок в Израиль, откуда молодые люди возвращаются вдохновленные зрелищем чудесного обновления нации и возрождения древнего языка.

Мы не должны забывать и о множестве преданных своему делу и увлеченных работников системы еврейского образования, способных овладеть умами и сердцами учеников, помочь им выбрать свой путь в русле еврейской традиции.

Перед комиссией стоит задача: выяснить, какие условия нужно создать, чтобы наиболее эффективные учебные программы получили всеобщее распространение, а выдающиеся педагоги и методисты стали наставниками для своих коллег. Для этого необходимо предварительно изучить трудности, с которыми сталкивается еврейское образование. Только после этого станет возможным разработать план реформ, которые помогут еврейскому образованию справляться со своими задачами и играть достойную роль в современном еврейском обществе.

ПОСТАНОВКА ПРИОРИТЕТНЫХ ПРОБЛЕМ

Проблема еврейского образования предстает в таком множестве аспектов, что трудно решить, с какой стороны подойти к ее решению. Именно этим вопросом Комиссия задалась в первую очередь. Ввиду ограниченности ресурсов следовало установить приоритетность проблем, ответив также на следующие вопросы:

  • На каких составляющих системы еврейского образования следует сосредоточить усилия?

  • Какая стратегия реформ сулит наибольший успех?

  • Следует ли инициировать преобразования на местах, или проводить их сразу в общенациональном масштабе?

  • Кто конкретно будет отвечать за выполнение плана реформ?

В итоге обсуждений Комиссия выделила 23 темы, каждая из которых, на ее взгляд, заслуживает отдельного рассмотрения на собственной подкомиссии:

  1. Дошкольный возраст.

  2. Возрастная группа начальной школы.

  3. Возрастная группа средней школы.

  4. Возрастная группа старших классов.

  5. Студенчество как возрастная группа.

  6. Молодые люди и взрослые.

  7. Семья.

  8. Пенсионеры и престарелые.

  9. Школы дополнительного образования (вечерне-воскресные).

  10. Дневные школы.

  11. Неформальное образование.

  12. Образовательные поездки в Израиль.

  13. Интегрированные программы формального и неформального образования.

  14. Иврит и его роль для еврейской общины.

  15. Учебные программы и методики.

  16. Использование СМИ и новейших обучающих технологий (компьютеры, видео и т. п.).

  17. Подготовка квалифицированных педагогических кадров.

  18. Руководство и организационная структура общин как главные проводники реформ в сфере образования.

  19. Помощь отстающим, репетиторство.

  20. Учебные помещения (школьные здания, классы, лаборатории, спортзалы и т. д.).

  21. Научная база (академические и прикладные исследования, экспертиза качества и эффективности учебных программ, изучение потребностей еврейского образования, целевые исследования, осуществляемые по специальным заказам).

  22. Новаторство и педагогическое творчество в еврейском образовании.

  23. Дополнительные финансовые инвестиции в еврейское образование.

Все поставленные проблемы невозможно решать одновременно, и Комиссии предстояло сузить их круг, выделив несколько главных.

В ходе обсуждения была осознана нецелесообразность фокусировать внимание на отдельных возрастных группах и типах учебных заведений. Предпочтение было отдано решению проблем, общих для всех. Таких оказалось пять:

  1. Нерегулярное посещение.

  2. Изъяны учебных программ.

  3. Недостаточная поддержка со стороны общины.

  4. Неразработанность концепции профессиональной пригодности в еврейском образовании и обусловленная этим проблема подбора кадров.

  5. Отсутствие надежной информационной базы.

Все перечисленные проблемы связаны между собой. Недостаточная поддержка общины не позволяет привлечь в еврейское образование одаренных и квалифицированных педагогов, а это, в свою очередь, сказывается на отношении к учебе. Невнимание к нуждам школы не дает сконцентрировать необходимых усилий на совершенствовании учебных программ, сборе статистических данных, на необходимых научных исследованиях.

Таким образом, ключ к решению проблемы  — в активной роли общин. Необходимо поставить школьную реформу во главе порядка приоритетов. Руководителям общин надо помочь осознать, что обновление еврейского образования не просто один из вопросов на повестке дня, а судьбоносный момент современной еврейской истории. В той мере, в какой удастся убедить в этом руководство еврейских общин, от них можно ожидать поддержки, которая обеспечит прилив в еврейское образование свежих сил.

Комиссия решила сосредоточить главные усилия на решении двух первоочередных проблем:

  1. Кадровая проблема. Выработка профессиональных критериев и подготовка преподавателей, призванных соответствовать им.

  2. Социальная проблема. Привлечение еврейских общин и их лидеров к активному участию в реформе образования. Это участие должно выразиться в дополнительных ассигнованиях на нужды школы и в создании общинных учреждений, ведающих вопросами образования.

Оба вопроса должны одновременно решаться на общенациональном и местном уровне. Поскольку все остальные проблемы зиждутся на этих двух, их можно назвать "двумя китами" еврейского образования.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

В прошлом уже совершались попытки решить кадровую проблему еврейского образования. Пытались поднять зарплату учителей и привлечь студентов к участию в педагогических программах, готовящих преподавателей для школ. Однако эти попытки оставались разрозненными и успеха не имели. Еврейское педагогическое образование можно сделать привлекательным для студентов. Однако заманчивая интеллектуальная и духовная перспектива теряет привлекательность, когда не подкреплена перспективой социального преуспеяния. Реальность такова, что образование, не сулящее профессионального продвижения и успеха, станет убежищем для аутсайдеров.

Комиссия пришла к выводу, что план действий должен быть комплексным и ориентироваться одновременно на привлечение и подготовку большого числа квалифицированных преподавателей и на создание для них перспектив профессионального роста, сопровождающегося ростом благосостояния.

Чтобы сфера еврейского образования стала привлекательной в глазах одаренных людей, им необходима уверенность в поддержке общины  — гаранта престижности и обеспеченности их будущего. С другой стороны, община будет охотнее оказывать поддержку талантливым и квалифицированным педагогам, которые сумеют доказать, что заслуживают благ, на которые претендуют. Таким образом, оба "кита" еврейского образования должны поддерживать друг друга, стимулируя общий процесс обновления, который постепенно охватит все сферы еврейского образования. Новые, творческие подходы к работе всех форм еврейского образования, во всех возрастных группах, смогут разработать лишь талантливые специалисты, которые вольются в ряды учителей.

ТАКТИКА И СТРАТЕГИЯ

Масштабы и разнообразие системы еврейского образования в Северной Америке не позволяют добиться коренных преобразований во всех областях за короткий период. Поскольку образовательная политика проводится на местном и общенациональном уровне, следует разработать тактический и стратегический планы, учитывающие существование обоих уровней.

Тактический план заложит основы для создания в избранных общинах экспериментальных учебных заведений. Их деятельность послужит испытательным полигоном для внедрения новых форм работы и одновременно явит образцы, по которым община сможет судить о результатах своих усилий, сравнивая различные подходы и оценивая эффективность затрат. В целом сеть передовых учебных заведений послужит резервуаром идей, методов и опыта, из которого смогут черпать все общины, приступившие к реформе образования. На примере избранных общин будет продемонстрировано, какие плоды может принести еврейское образование, когда в него в достаточном количестве привлечены талантливые свежие силы, поддержанные общиной  — при условии, что поддержка окажется достаточно длительной для созревания этих плодов.

Стратегический план должен предусматривать создание общенациональной инфраструктуры для привлечения и подготовки квалифицированных педагогических кадров. Для этого потребуется более тесное взаимодействие учебных заведений, готовящих учителей, расширение их возможностей и привлечение новых преподавателей. Не менее важной задачей станет создание обширной системы усовершенствования учителей.

ПРЕТВОРЕНИЕ ПЛАНА

Комиссия наметила ряд конкретных мер, которые положат начало реформе еврейского образования в США и Канаде. В их числе:

  1. Формирование профессионального педагогического корпуса.

  2. Мобилизация ресурсов и энергии общин.

  3. Избрание ведущих общин.

  4. Развитие научного подхода.

  5. Создание инновационного совета по еврейскому образованию.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОРПУСА

Привлечение свежих сил

Этой работе должны предшествовать маркетинговые исследования, способные выявить те слои американского еврейства, из которых могут быть рекрутированы новые кадры. Следующим шагом должен стать поиск мотивов, достаточно убедительных для намеченного круга кандидатов. К примеру, очевидно, что важным стимулом является высокая оплата труда; однако для преподавателей, сохранивших творческий подход к своей профессии, едва ли не большее значение имеет расширение педагогических возможностей, иными словами  — более ощутимое влияние на формирование личности и образа мыслей учеников.

Маркетинговые исследования подскажут, как наладить контакты с группами потенциальных кандидатов, среди которых наиболее очевидными являются выпускники дневных школ и студенты отделений иудаики, участники израильских образовательных программ и вожатые летних лагерей, а также люди среднего возраста, желающие сменить род деятельности.

На основании рекомендаций и выводов маркетинга будут сделаны конкретные шаги для привлечения в еврейское образование молодежи и студентов. В частности, в университеты и колледжи с большим числом еврейских студентов будут направлены консультанты по профессиональной ориентации и специально обученные агенты по привлечению кадров. Они посетят также летние молодежные лагеря, проведут консультации с активистами и добровольцами, работающими или обучающимися в Израиле в рамках различных программ, организуют встречи с активами общинных центров.

Другим важнейшим компонентом кампании по привлечению кадров станут статьи в прессе, лекции и семинары. Информация будет распространяться и другими каналами. Главной темой разъяснительной и пропагандистской работы послужит предстоящая реформа еврейского образования в Северной Америке. До потенциальных кандидатов необходимо довести значение кардинальных перемен, которые предстоят в ближайшие годы. Это поможет пробудить интерес к еврейскому образованию как к привлекательной в творческом отношении сфере деятельности, сулящей отличные перспективы в социальном, духовном и материальном аспектах.

Для того, чтобы держать целевые группы в курсе событий, следует наладить регулярный выпуск информационных бюллетеней, брошюр и видеокассет. Успех преобразований в сфере еврейского образования сам по себе станет важным фактором, привлекающим к нему новые кадры.

При всем прагматизме нашего образа жизни, еврейское образование в первую очередь апеллирует все же к природному идеализму молодости, к прекрасным душевным порывам, способным увлечь на педагогическое поприще тех, кто ищет в жизни светлую сторону. В Америке существует особая прослойка молодых интеллектуалов, которые, не помышляя о том, чтобы стать навсегда учителями еврейских школ, с радостью посвятили бы несколько лет служению на этом поприще, способствуя намеченным здесь преобразованиям. Речь идет об университетских преподавателях и ученых-гуманитариях, о специалистах в области общественных наук. Их участие в общинной жизни могло бы выразиться в роли советников по вопросам образования. Вклад одаренных и широко образованных людей может оказаться поистине бесценным при составлении учебных программ, при создании новых и усовершенствовании существующих методик, при подборе учебного материала. Специалисты могли бы консультировать как всю программу реформ в целом, либо ее отдельные аспекты, так и отдельных учителей и методистов, либо целые школы и общины, помогая осуществлять мониторинг и оценку внедряемых программ.

Другую группу талантливых молодых людей, которых можно привлечь в сферу еврейского образования, составляют студенты колледжей, изучающие иудаику или интересующиеся ей, наиболее одаренные выпускники еврейских средних школ и летних ульпанов по изучению иврита. Речь идет не о тех, кто осознает педагогическое призвание как главное дело своей жизни. Возможно, в будущем молодые люди займутся медициной, юриспруденцией или бизнесом. Но многим из них может показаться привлекательной мысль посвятить несколько лет служению своему народу на его древнейшем поприще  — образовании. Молодые добровольцы могут быть организованы в Корпус еврейского образования, по примеру Корпуса мира.6 С ними будут заключаться контракты на несколько лет, в течение которых они обязуются преподавать определенное число часов в неделю  — в дневных и вечерне-восресных школах, общинных центрах, в рамках программ неформального образования,  — совмещая работу с продолжением учебы. В этот период добровольцам будут созданы условия для углубленного изучения иудаики, и это послужит залогом их профессионального роста.

Если кому-то из студентов, изучающих иудаику в университетах и колледжах, педагогическая деятельность покажется привлекательной, для них будут созданы ускоренные профессиональные курсы, окончив которые, они, благодаря глубоким знаниям в области иудаики, смогут в сравнительно короткие сроки занять ключевые позиции в еврейском образовании. По предварительным оценкам, среди студентов, избравших своей специализацией иудаику, можно насчитать сотни подходящих кандидатов на высокие посты в системе еврейского образования.

В отличие от добровольцев Корпуса, ускоренную подготовку на педагогических курсах будут проходить студенты, решившие всецело посвятить себя еврейскому образованию. Она станет первой ступенью в их быстром восхождении по служебной лестнице.

Существует также немало людей в возрасте 30—40 лет, испытывающих неудовлетворенность своей профессией, часто престижной, в которой они добились заметного успеха. Такие, томимые жаждой духовной, люди могут оказаться для еврейского образования отличным подспорьем, если их привлечь. Сам по себе пример человека, добившегося успеха и пожертвовавшего им ради участия в святом деле, произведет важный воспитательный эффект. Оказывается, моральное удовлетворение бывает важней материального преуспеяния. Можно оставить большой бизнес ради работы в еврейской школе. Этот наглядный урок  — едва ли не главное, чему такой человек научит детей. Значительная часть подобных людей глубоко привержена еврейским ценностям. Их зрелый опыт и разносторонние дарования могут оказаться чрезвычайно ценными в деле обновления еврейского образования.

Профессиональная подготовка

Программа подготовки кадров, предложенная Комиссией, предполагает заметное расширение возможностей, как в Северной Америке, так и в Израиле, для каждого, кто захочет получить педагогическое образование. Возрастет число факультетов, отделений и групп в существующих колледжах; будут разработаны новые учебные курсы по различным предметам; появятся новые специальности, включая педагогический менеджмент. Брешь, угрожающая в недалеком будущем разрушением всего здания еврейского образования, должна быть закрыта немедленно: необходимо как минимум в четыре раза увеличить число выпускников педагогических учебных заведений  — со ста человек ежегодно до четырехсот. Только в таком случае появится реальная перспектива заполнения существующих вакансий (их число оценивается в пять тысяч преподавательских ставок с полной нагрузкой).

Для того, чтобы совершить подобный скачок, понадобится основательно пополнить преподавательский состав, занятый подготовкой педагогов. Для этого следует пригласить самых опытных и знающих учителей-практиков, а также раввинов и преподавателей из иешив и университетов.

Помимо традиционных специальностей  — еврейской истории, Торы и иврита, назрела необходимость в подготовке специалистов по неформальным методам обучения, по дошкольному и семейному воспитанию. Этим специалистам предстоит занять вакансии, которые будут открываться в новых развивающихся сферах еврейского образования. Для обучения таких специалистов придется разработать соответствующие курсы и программы.

Помимо учителей, еврейское образование остро нуждается в лидерах, в университетских преподавателях высокого уровня и руководителях высшего звена. К их числу относятся директора экспериментальных школ, начальники отделов образования общин, руководители крупных общинных центров, До тех пор, пока не вырастут собственные кадры, эту проблему можно решать, привлекая перспективных специалистов средних лет, людей интеллигентных профессий, готовых овладеть знаниями, необходимыми для работы в новой сфере. Кроме того, в США и Израиле будут развернуты программы, аналогичные "Иерусалимским коллегам" и "Обществу ведущих деятелей еврейского образования" при Иерусалимском университете. За время своего существования эти программы подготовили свыше ста педагогических лидеров для еврейских общин во всем мире.

При всей важности подготовки новых кадров, мы не можем дожидаться их прихода в сферу еврейского образования. Решать насущные проблемы придется в первую очередь тем, кто уже работает в школе. Поэтому особенно пристальное внимание Комиссия уделила системе усовершенствования учителей. Ее инфраструктура будет включать курсы повышения квалификации, учебно-методические семинары и учительские конференции. Организацией программы усовершенствования учителей займется национальный Методический центр еврейского образования и его региональные ответвления, при участии еврейских педагогических учебных заведений, а также отделений и кафедр иудаики при университетах Северной Америки и Израиля. Чтобы привлечь преподавателей еврейских школ на курсы повышения квалификации, понадобятся не только моральные и профессиональные стимулы, но также известная финансовая поддержка. Эта поддержка будет оказана всем, кто заботится о повышении своего профессионального уровня, и в будущем подобный подход должен стать нормой в системе еврейского образования.

Оплата труда и социальное страхование

Заработная плата и размер социальных пособий должны возрасти до того уровня, на котором они смогут конкурировать с вознаграждением в иных привлекательных для одаренных людей сферах. Ориентиром здесь может послужить сумма, позволяющая удержать в системе еврейского образования талантливых и преданных своему делу педагогов, методистов и организаторов. Придется изыскать средства на дополнительные ассигнования. При этом главная тяжесть ляжет на плечи федераций еврейских общин. После того, как будут определены стандарты заработной платы, пенсий и страховых пособий, понадобится убедить федерации, чтобы они включили соответствующие дотации в расходные статьи своих бюджетов. Ряд общин уже предприняли шаги в этом направлении, и накопленный ими опыт может оказаться полезным. Периодически будут публиковаться отчеты о росте вознаграждения за труд и увеличении социальных льгот в системе еврейского образования.

Новые возможности профессионального роста

Как может развиваться сегодня педагогическая карьера? Учитель рзаместитель директора школы р директор  — такова единственная перспектива роста. В результате способные и опытные преподаватели, получая повышение по службе, все больше погружаются в административные заботы, оставляя свою профессию. Такое положение никак не назовешь нормальным. Менеджер и педагог  — это разные профессии. Далеко не всегда их совмещение протекает удачно. Поэтому необходимо выстроить для учителей внутреннюю перспективу, т.  е. создать такую служебную иерархию, которая не уводила бы от доски и кафедры к директорскому креслу. Выдающийся знаток Торы, еврейского языка, специалист в области дошкольного воспитания вносит в общее дело не меньший вклад, чем самый опытный директор. И потому карьера преподавателя должна развиваться в сторону увеличения квалификации, а не смены обязанностей. Такой подход позволит учителям занимать ключевые позиции в сфере образования без перехода на административное поприще. Для ведущих специалистов будут созданы должности, позволяющие им расширить свое влияние далеко за пределы класса.

Расширение прав

Никто не станет спорить, что школа  — это, прежде всего, учитель. Однако до сих пор величайшая ответственность, лежащая на педагогическом коллективе, никак не сказывалась на его правах  — вернее, бесправии. Кто, как не учитель, должен решать: чему, как и когда учить? Преподавателям, особенно талантливым, должна быть предоставлена возможность влиять на составление учебных планов, методик, на выработку концепции и образовательной политики учебных заведений. Демократия предполагает активное вовлечение исполнителей в процесс принятия решений. Это правило давно пора распространить на школу. Педагогический совет должен стать школьным "парламентом", направляющим и контролирующим деятельность как учителей, так и администрации.

Для одаренного человека привлекательность профессии не в последнюю очередь определяется свободой действий. Если юноша будет знать, что, став учителем, он сможет многое изменить, что ему будет предоставлена не только свобода творчества, но и средства, необходимые для реализации новых идей  — можно быть уверенным: педагогическая карьера не станет убежищем для аутсайдеров.

Важным стимулом для развития творческой инициативы обещают стать поощрительные премии, регулярно присуждаемые за разработку удачных учебных программ, учебников и пособий, внедрение передовых образовательных технологий и другие достижения.

Педагогам надо помочь проникнуться осознанием значения своей миссии. Если общественное мнение признает, что именно в их руках находится сегодня будущее еврейского народа, труд учителя приобретет ореол благородного служения, и это не может не привлечь к нему лучших сынов и дочерей Израиля.

МОБИЛИЗАЦИЯ РЕСУРСОВ И ЭНЕРГИИ ОБЩИН

Задачи, поставленные этой частью плана, нацелены на привлечение симпатий общинных лидеров к делу еврейского образования. Его реформа должна стать одной из наиболее приоритетных задач каждой общины, что подразумевает приток дополнительных средств из бюджетов федераций, благотворительных фондов и других источников.

Привлечение лидеров общин

Эту задачу следует решать в строго индивидуальном порядке. Привлечением лидеров общин займутся члены Комиссии, а также выдающиеся деятели науки, культуры, бизнеса, религиозные авторитеты. Они попытаются убедительно донести до руководителей общин мысль о необходимости безотлагательной поддержки еврейскому образованию.

В числе общинных лидеров можно назвать членов попечительских советов синагог и школ, еврейских общинных центров. Члены федераций общин будут постоянно информироваться о мерах, которые следует предпринять в их регионе для улучшения еврейского образования.

Десятилетие назад лишь немногие представители еврейского истеблишмента понимали важность проблемы образования. Сейчас понимание этой проблемы значительно расширилось. Наша задача в том, чтобы подавляющее большинство лидеров общин осознало важность проблемы образования, а еврейские массы убедились в необходимости ее разрешения. Опыт прошлого показывает, что как только это произойдет, найдутся и средства для финансирования широкомасштабной программы реформ.

Увеличение ассигнований

Дополнительные средства понадобятся для создания системы усовершенствования учителей; для увеличения заработной платы, пенсий и социальных пособий; для создания новых рабочих мест и расширения учебных заведений, готовящих кадры; для выплаты стипендий и внедрения новых методов профессиональной подготовки.

Долгосрочная программа финансирования еврейского образования будет черпать средства как из традиционных источников, таких как плата за обучение, бюджеты еврейских организаций и конгрегаций, пожертвования благотворительных фондов,  — так и за счет постоянного роста поддержки со стороны федераций общин.

Беспрецедентным и многообещающим начинанием стала серьезная поддержка, которую уже оказывают еврейскому образованию частные благотворительные фонды. Некоторые фонды берутся за выполнение конкретных пунктов плана, предложенного Комиссией. Средства, появившиеся в результате возвращения награбленных нацистами у евреев ценностей, также можно привлечь к участию в реформе образования  — ибо в нем источник жизненности и залог будущего еврейского народа.

Изменение отношения к еврейскому образованию

Созыв настоящей Комиссии  — лучшее свидетельство растущего внимания к проблемам еврейского образования. Двухлетняя работа Комиссии заложила основы для коренных изменений в этой сфере. Деятельность Комиссии способствовала также созданию благоприятной атмосферы вокруг поднятых ею вопросов. В частности, это выразилось в том, что было создано свыше десяти региональных комиссий по еврейскому образованию и преемственности. Это свидетельствует, помимо прочего, о готовности еврейских общин оказывать существенную поддержку полезным начинаниям в области образования.

Примером того, каких успехов можно достичь при массированной поддержке общины, служит работа Ассоциации еврейских общинных центров. Ассоциация успешно провела в жизнь план Комиссии по оптимизации образовательной деятельности центров, сделав ее действительно эффективной.

Важнейшим фактором сохранения и увеличения поддержки руководства общин, Комиссия считает постоянное информирование общественности о ходе выполнения намеченного. План реформы, намеченный Комиссией, рассчитан на много лет. Этот план получит самое широкое распространение, с тем, чтобы все знали, что еврейскому образованию предстоит пройти период радикального обновления. Промежуточные итоги этого процесса Комиссия будет обсуждать на своих ежегодных пленумах. Специальный информационный ежегодник будет содержать подробный отчет об этих обсуждениях. Для ознакомления с ходом реформ, успехами, проблемами и потребностями этого процесса будут проводиться семинары и конференции для руководителей общин и представителей еврейской общественности. Лидерам общин важно постоянно осознавать, какую именно конкретную помощь они могут оказать в выполнении тех или иных пунктов плана Комиссии.

ИЗБРАНИЕ ВЕДУЩИХ ОБЩИН

План Комиссии рассчитан на осуществление в масштабах всего континента. Однако для начала полезно сосредоточить усилия на экспериментальном внедрении реформ. Для этого необходимо избрать несколько ведущих общин, которые могли бы послужить полем эксперимента. Таких общин должно быть не более пяти. Они призваны продемонстрировать, каких успехов способна добиться система еврейского образования, когда в нее вольются свежие силы. Каждая такая община будет опробовать широкий набор интенсивных образовательных программ.

Критерии отбора ведущих общин

Решающим критерием, безусловно, является приверженность общины, а особенно ее лидеров и спонсоров, идее обновления еврейского образования. Такая община должна стремиться к высоким образовательным стандартам, изыскать дополнительные источники финансирования, подключить к эксперименту все свои учебные заведения или большую их часть и в силу этого стать образцом для других общин. Поскольку инициатива будет исходить от самой общины, программа реформ окажется инициированной снизу вверх, что является одним из важнейших условий ее успеха.

В кандидатах на звание "ведущей общины" уже сейчас нет недостатка. Несколько городов вызвались служить полем эксперимента. Возможности их общин внимательно изучаются.

Начало эксперимента

Ведущие общины начнут выполнение своих программ с формирования комитета планирования, в который войдут общинные лидеры, раввины, руководители и эксперты системы просвещения, представители организаций, занимающихся вопросами еврейского образования. Комитеты проанализируют состояние образования в общине и разработают программу конкретных действий. Эта программа, с одной стороны, должна учитывать нужды данной общины, а с другой  — включать рекомендации Комиссии, заинтересованной во внедрении новых образовательных возможностей. В частности, в качестве руководства передовым общинам будет предложен перечень лучших практических методик, подготовленный Комиссией. Учебные заведения передовых общин, их летние лагеря, кружки и семинары, программы образовательного туризма, получат дополнительные стимулы для внедрения рекомендуемых Комиссией методик и форм работы. В числе главных обязанностей общинных комитетов планирования будет отбор рекомендуемых методик, координация и контроль над их внедрением, а также изучение и оценка эффективности.

На работу в ведущие общины будут в первую очередь направляться специалисты, привлекаемые в соответствии с планом Комиссии. Эти общины послужат точкой приложения сил для выпускников программ, специализирующихся на подготовке педагогических лидеров (таких, как "Иерусалимские коллеги"), для всех выдающихся педагогов-новаторов. В передовые общины будут посланы добровольцы "Корпуса еврейского образования".

Результаты творческих исканий послужат на благо всех общин, однако плодами их в первую очередь воспользуются те общины, которые активно способствовали эксперименту. Привлечение новых кадров для работы в передовых общинах преследует несколько целей:

  • внедрение новых образовательных программ;

  • опробование новых форм работы, таких как семейная школа, курсы для взрослых;

  • пополнение педагогического корпуса общин квалифицированными преподавателями предметов еврейского цикла.

Опыт передовых общин послужит испытательным стендом для выработки критериев и стандартов, которые будут применяться на общенациональном уровне при наборе кадров, увеличении оплаты труда и улучшении социального страхования, при совершенствовании перспектив служебного роста  — словом, всех тех мер, которые приведут к формированию настоящего профессионального сообщества работников еврейского образования.

РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО ПОДХОДА

Академической базой для разработки научного подхода к вопросам еврейского образования послужат университеты и исследовательские институты. Наряду с этим планируется привлечь к работе и отдельных ученых-гуманитариев. Объединенными усилиями будет создана теоретическая научная база, без которой немыслимо никакое улучшение и усовершенствование. Планом Комиссии предусмотрена обширная и продолжительная программа исследований. В соответствии с ней будут созданы условия для плодотворного общения ученых и практиков, занятых в сфере еврейского образования. Собираясь вместе на конференциях и семинарах, они будут систематически обдумывать цели, методы и содержание еврейского образования, суммировать итоги проделанной работы, намечать ее перспективы. Программа научных исследований включает разработку методов сбора информации о состоянии еврейского образования и критериев оценки эффективности реформ. Результаты исследований будут распространяться по всем общинам для их использования в долгосрочном и ближайшем планировании. В рамках программы научных исследований также будет проводиться систематический анализ данных, полученных в передовых общинах, и оцениваться эффективность конкретных педагогических начинаний.

СОЗДАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО СОВЕТА ПО ЕВРЕЙСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Наблюдение за ходом реформ будет поручено вновь создаваемому Инновационному совету по еврейскому образованию. Совет будет небольшим, но весьма влиятельным органом. Сегодня ни одна из еврейских организаций не занимается координированием программ, направленных на развитие еврейского образования. Между тем, чтобы добиться коренных изменений в этой сфере, такая координация необходима. Инновационный совет будет заниматься глобальным планированием и выдвигать инициативы общего характера в двух приоритетных направлениях (кадры и ведущие общины). Совету будет поручен отбор ведущих общин и сотрудничество с ними. Он станет стимулировать научные исследования, творческое общение и сотрудничество ученых и практиков, работающих в разных учреждениях.

Совет будет независимым органом. В его состав войдут представители национального общинного руководства, выдающиеся деятели еврейского образования, ученые и раввины.

Распространение рекомендаций и внедрение новшеств

Одной из важнейших функций Инновационного совета станет организация обмена передовым опытом. С этой целью будут публиковаться доклады, проводиться семинары. Для постоянного обмена информацией будут зарезервированы газетные и журнальные полосы в еврейской прессе. В случае необходимости, Совет организует учебные курсы для руководителей общин, участвующих в решении педагогических проблем.

По оценкам Комиссии, реформы начнут приносить первые плоды через пять лет. Первоначально это произойдет в ведущих общинах, где реформы преодолеют болезни роста и вступят в активную фазу. К тому времени ведущие общины накопят инерцию роста, которая будет толкать их к новым достижениям. Когда это произойдет, круг ведущих общин можно будет расширить. Опыт предшественниц позволит новым ведущим общинам продвигаться более быстрыми темпами. Круг ведущих общин продолжит расширяться, втягивая в орбиту реформ все новые общины. Таким образом, постепенно сложится сеть обновленного еврейского образования, которая со временем охватит весь континент.

Заключение.
ВРЕМЯ ДЕЙСТВОВАТЬ

На протяжении всей двухлетней деятельности Комиссии над ее головой витал вопрос: способны ли даже самые выдающиеся достижения на ниве еврейского образования что-то изменить в душах и судьбах следующего поколения?

Хотя ассимиляция размывает еврейские общины, ядро нации почти не затронуто ею. Речь идет о евреях, сохранивших приверженность Торе, независимо от их образа жизни, покроя одежды, идеологии и политического оттенка. Однако невозможно задаться самосохранением и выживанием как главной целью, ибо единство еврейского народа выражается в общности его исторической судьбы. Все евреи отвечают друг за друга, и потому негативные процессы, протекающие в еврейской среде, в равной мере губительны для всех  — ведь они угрожают общему будущему.

Нет никаких гарантий, что реформа образования поможет новому поколению евреев глубже осознать значение своего еврейства и действительно проникнуться исторической, нравственной и религиозной миссией народа  — носителя Торы. В конечном счете, школа может лишь дать знания, необходимые для зрелого выбора, но сам выбор за человека не сделает никто. Для того, чтобы сберечь Тору  — этот бесценный дар человечности, облагораживающий и освящающий мир,  — весь еврейский народ и каждый еврей должен, прежде всего, сам стать воплощением ее идеалов и ценностей. Чем больше мы соответствуем своему еврейскому призванию, тем ценнее наш вклад в сокровищницу человечества. Ни у кого не должно быть иллюзий на этот счет  — еврейский народ существует лишь постольку, поскольку отвечает своему предназначению. Чем дальше он от него  — тем ниже над его головой опускается дамоклов меч катастрофы, ассимиляции, отчуждения.

Еще ничего не потеряно, и жизнь не дает поводов для отчаяния. Однако невозможно дальше откладывать решение проблем. Хотя существование такой профессии, как врач, еще не означает победу над любой болезнью, именно врач борется с ней. И подспорьем в этой борьбе ему служат достижения медицинской науки.

Мы не можем сделать выбор за других  — оставаться ли им евреями. Однако создать отличную систему образования мы в состоянии, и потому это наш долг. Его исполнение будет зависеть от того, в какой мере еврейская община осознаўет образовательную деятельность как свою миссию, хватит ли ей воли и целеустремленности, чтобы пройти путь реформ. Об этом много размышляли члены Комиссии и пришли к выводу, что воля и целеустремленность есть, но действовать нужно незамедлительно. На наших глазах в судьбах еврейского народа происходят глобальные изменения. Обрушилась стена, за которой томились евреи Советского блока. Огромный поток хлынул оттуда в Израиль. Этот Исход не может остаться только физическим, он должен сопровождаться возрождением еврейской культуры, учености, самосознания, нравственности.

Комиссия считает, что успех ее планов будет измеряться тем, насколько их воплощение приблизит нынешнее и грядущее поколение сынов Израиля к исполнению заветов Торы, о которых сказано: "И внушай их детям своим, и говори о них пребывая в доме твоем и идя дорогою, ложась и вставая" (Дварим, 6:7).

A Time to Act. November 1990. Univ. Press of America.
Lanham—N. Y.—London.
Перевод с английского Елены Дунаевской.

1 Д. Шоэм. Причины неудач в еврейском образовании, 1982. назад

2 В 1989 г. их окончило чуть больше ста человек. В это число не входят преподаватели, подготовленные в учебных заведениях ортодоксального толка. назад

3 Иза Аарон и Брюс Филлипс. Данные, полученные при опросе учителей и сотрудников системы еврейского образования Лос Анджелеса. назад

4  Доклад федерации еврейских общин Кливленда "Евреи: о преемственности поколений и сбережении традиции". назад

5 Арье Давидсон. Подготовка работников еврейского образования в Северной Америке. назад

6 Правительственная организация в США, направляющая добровольцев для гуманитарной и просветительской деятельности более чем в 90 странах мира. назад

подписаться


[Содержание альманаха] [Предыдущая страница]