Недельный раздел Торы
 


[назад] [Главная страница]

Мальбим (р.Меир Лейбуш Кемпнер)

Отрывок из комментария к главе Берешит
из книги "hа-Тора вэ-hа-Мицва"

Мальбим, или р.Меир Лейбуш Кемпнер (1809 -- 1879) -- один из крупнейших восточноевропейских раввинов прошлого века, занимавший высокие посты в общинах Познани, Бухареста и Вильны.

Кроме hалахических трудов Мальбим прославился как автор капитального комментария к Торе и Танаху. Одной из целей комментария, как и всей деятельности Мальбима, было противостояние наступавшему с запада духу hаскалы (просвещения), уже трансформировавшемуся в реформизм, с подачи приверженцев которой он не раз подвергался преследованиям властей.

Предлагаемый отрывок из комментария к главе Берешит из книги "hа-Тора вэ-hа-Мицва" демонстрирует характерную с этой точки зрения для Мальбима тенденцию, утверждая совместимость традиционного еврейского подхода к Писанию с наукой.

перевод Д.Баргман

Согласно РаШИ, первое слово Торы, "Берешит" (вначале), имеет сопряженную форму, как и во всех случаях использования слова "решит"(начало чего-либо), и в таком случае первые стихи Торы должны переводиться следующим образом: "Вначале сотворения Б-гом неба и земли...сказал Б-г: Да будет свет!" Такого же мнения придерживаются РААВА и РаЛБаГ. Другие же комментаторы, среди которых РаМБаМ и РаМБаН, считают слово "Берешит" несопряженным, и, следовательно, первый стих Торы сообщает, что в самом начале творения были созданы небеса и земля, т.е. все сущее -- земное и небесное.

Нетрудно заметить, что средневековые комментаторы продолжают диспут мудрецов из мидраша (Берешит-Раба.3): "Рабби Иегуда говорит: первым создан свет, рабби Нехемья говорит: сразу создан весь мир." Ясно, что мнение р. Иегуды соответствует РаШИ, и, если слово "Берешит" в сопряженной форме, то первым создан свет. Р. Нехемья же на стороне оппонентов РаШИ.

В 12-й главе Берешит Раба мудрецы продолжают свой спор. "Сказал р. Иегуда: "И завершены были небеса и земля и все их воинства (Берешит.2.1.)" -- каждая вещь по отдельности. Сказал ему р. Нехемья: но ведь написано -- "Вот история небес и земли при сотворении их в день создания ...(Берешит 2.4)", отсюда видно, что в один день все созданы и началась их история. Сказал ему (р. Иегуда) -- но ведь написано: "И был вечер, и было утро -- день один, ...второй, ...третий, ...".

Сказал ему р. Нехемья: это подобно плодам инжира, которые (появляются вместе, а) дозревают каждый в свое время."

Итак, по р. Нехемье первый стих говорит, что созданы были сразу небеса и земля, все сущее, и лишь задействована каждая вещь в свой день, и значит, творение из ничего было только в первый день, а в остальные шесть дней творение происходило не из ничего, а из сотворенного в первый день. А по р. Иегуде каждый день шло творение из ничего, т.к. первым творением был свет, который является лишь одним из элементов творения, как и другие элементы, сотворенные из ничего. Однако, это вызывает несколько вопросов. Во-первых, о сотворении небес и земли тогда сказано лишь опосредованно. К тому же слово "решит" не используется для обозначения временной последовательности, для этого служат слова "тэрэм" (прежде чем), "лифней" (перед тем как), "кодем" (раньше), а слово "решит" обозначает первичность одной из уже существующих вещей. Исходя из этого, предпочтительным кажется мнение РаМБаНа и др., что слово "решит" имеет несопряженную форму, и в первый же момент творения созданы и небеса, и земля. Но тогда возникает вопрос: если все было создано в первый день, что происходило в остальные дни творения? На это РаМБаН отвечает, что в первый день созданы из ничего две праматерии, способные по своей природе принять любую форму, как первооснова, о которой говорили философы, из одной из которых впоследствии созданы все небесные создания, а из другой -- земные.

На это в свою очередь есть несколько возражений. В частности, определенные артикли в словах "небеса и землю" указывают, что речь идет о вещах материальных, преходящих, несамодостаточных. Следовательно, под небесами подразумевается небесное пространство, включающее в себя все небесные тела, т.е. все они, а не только соответствующая праматерия, созданы и задействованы в первый день творения. Но ведь сказано, что светила созданы в 4-й день! Этот вопрос трудноразрешим. И хотя согласно древней науке существуют небесные сферы, которые материальны, и к ним прикреплены небесные тела, и если так, то это и есть "небеса", а солнце, луна и планеты созданы в 4-й день и помещены в эти сферы, названные "свод небес", но впоследствии наука пришла к тому, что небесных сфер в действительности нет, но все планеты свободно вращаются в пространстве по своим орбитам, и тогда, если "небеса" это не планеты, то что? Так же опровергнуто, что небесные тела состоят из "пятого элемента", как полагала древняя наука, и сегодня утверждается, что состоят они из тех же элементов, что и наша земля, а раз так, то почему земля сотворена в первый день и была "пустынна, хаотична и тьма...", а остальные планеты лишь в 4-й день? И так же, согласно рассматриваемому мнению р. Нехемьи, творение из ничего происходило только в первый день, и сказано: "Вначале сотворил Б-г небеса и землю", а не "и сказал Б-г -- да будут небеса и земля", как в остальные дни, т. к. глагол "сказать(амар)" применим только к творению из чего-то, к чему он обращен, в отличие от глагола "говорить(дибер)",не требующего обязательно обращения к кому-то(чему-то).Как с этим примирить сказанное в 4-й день: "И сказал Б-г -- да будут светила", куда это обращено, когда существовало только безвоздушное пространство, которое нематериально и не способно произвести небесные тела? На это приходится ответить, что при создании небес созданы солнце, луна и другие планеты, как и земля, в первый день. Так же необходимо признать, что все планеты вращаются по своим орбитам с момента творения и до конца существования, только солнце и светила до четвертого дня не обладали способностью излучать свет, в наделении их которой и состояло сотворение светил.

Таким образом, есть три мнения относительно того, что подразумевается под словом "небеса" в первом стихе. Так РААВА считает, что это воздух, как один из четырех элементов мироздания. РаМБаМ в "Морэ Невухим" утверждает, что это источник всеобщего движения. А РаМБаН и кабалисты --  что это высшие, наднебесные сферы, "подобие свода над головой существа", упомянутое в видении Ехезкеля.

МаЛБИМ. (Берешит.1)


[назад]