Недельный раздел Торы
 


[назад] [Недельный раздел Торы] [Главная страница]

Комментарий к главе Лех-леха.
Фрагмент из комментария "Тора Тмима"

перевод Д.Баргман

“И взял с собой Аврам Сарай, жену свою, и Лота, сына брата своего, и всё их имущество, которое они нажили, и души, которые они сделали в Харане...” (Берешит.12.5)

Шесть тысяч лет отведено миру: две тысячи – пустота, две тысячи – Тора, две тысячи – дни Машиаха. С чего начинаются две тысячи лет Торы? с “душ, которые они сделали в Харане” (Талмуд. Авода зара.  9.1)

Тора Тмима*. (Талмудический комментарий) основан на переводе, сделанном Онкелосом**: “души, которые они сделали”, – которые привели к служению Торе. А то, что написано “две тысячи лет пустота” – не имеется в виду в буквальном смысле, да это и невозможно, ведь вторые два тысячелетия начинаются с эпохи Авраама, а разве до Авраама мир не был заселён? Речь идет о том, что по сравнению со вторыми двумя тысячелетиями, когда началась эпоха Торы, предшествовавшие две тысячи лет представляются пустыми, ибо без Торы у человека нет преимущества над животными, а потому населенный мир как бы не был заселен.

Хронология первых двух тысячелетий до Авраама легко прослеживается в первых главах Писания, по годам жизни Адама и его ближайших потомков. Согласно традиции, идущей от мудрецов, в момент, когда Авраам “сделал души”, то есть привлек к еврейской религии первых последователей, ему было 52 года, и на этой дате завершается отсчёт первых двух тысячелетий. Вторые две тысячи лет – со времени первых людей, обращенных к Богу Авраамом – и до эпохи Машиаха, то есть до изгнания евреев из их страны, когда они стали уповать на Избавление. С обращения Авраамом первых душ до рождения его сына Ицхака прошло 48 лет (Это следует из того, что Ицхак родился, когда Аврааму исполнилось 100 лет, от 100 следует отнять 52 – в этом возрасте Авраам приобрел первых последователей). От рождения Ицхака до рождения Яакова прошло еще 60 лет, всего же от начала вторых двух тысячелетий прошло 108 лет (48+60) К этому числу надо прибавить еще 130 лет – столько лет было Яакову, когда евреи спустились в Египет. 130 и 108 – будет 238 лет. В Египте потомки Яакова пребывали 210 лет, итого 448 лет. От исхода из Египта до строительства Первого Храма прошло 480 лет, как это следует из сказанного о Первом Храме (Царств, 1. 6): “и было, через 80 лет и 400 лет после исхода сынов Израиля из Египта...” Итого 928 лет. Первый Храм согласно хронологии царств простоял 410 лет. Вавилонское изгнание продолжалось 70 лет и 420 лет существовал Второй Храм. Таким образом, до двух тысячелетий недостает 172 лет. А это значит, что Второй Храм был разрушен за 172 года до завершения четвертого тысячелетия, т.е. через 172 года после разрушения Второго Храма закончилась эпоха Торы.

Под эпохой Машиаха, как мы говорили, подразумевается, что после эпохи Торы наступило время молитв о приходе Машиаха, и вот, из-за наших грехов уже прошла большая часть этого срока, но мы каждый день надеемся на благоволение свыше…

Раши пишет, что когда говорится о двух тысячелетиях Торы, речь не идёт о том, что, Боже упаси, по прошествии этих двух тысячелетий Тора ушла из мира. Два тысячелетия Торы противопоставлены двум тысячелетиям пустоты, и в этом их смысл. Однако ведь из слов Раши тоже следует, что эпоха Торы продолжалась две тысячи лет! Дело в том, что после изгнания евреев, ознаменовавшем конец эпохи Торы, Тора лишилась полноты. Об это сказано (Плач Иеремии, 2): “Царь её и вельможи среди – нету Торы”. Мудрецы так истолковали эти слова: (Талмуд, Хагига 5.2): “Когда евреи изгнаны из страны своей – нет пренебрежения Торой страшнее этого”. Почему 172 года после разрушения Второго Храма, недостающие до двух полных тысячелетий, добавляются к эпохе Торы? Дело в том, что в те годы ещё жили мудрецы поколения Таннаим (мудрецы Мишны), которые учили Тору в духе традиции, восходящей прямо к Моше. Так продолжалось до смерти рабби Иегуды-а-Наси, и только после его смерти пришло поколение мудрецов Амораим (мудрецы Гемары). Тогда среди евреев распространились разногласия, и Тора сделалась как “две Торы”. С этого момента и надо отсчитывать наше изгнание, ибо лишь с того времени “Тора наша не полна”.

Хотя всюду в Талмуде, в мидрашах и в агаде мы находим, что существованию мира отведено шесть полных тысячетий лет и не встречаем сомнений по этому поводу, я нашёл в одном Мидраше, что это число приблизительное, а не круглое. (Мидраш Альфа-бейта де-рабби Акива): “Чем отличается “Бейт” от остальных букв, что ею все сущее сотворено? (“Бейт” – первая буква в Торе, её числовое значение два). Известно было Ему, что мир будет разрушен дважды, первый раз во время потопа, а второй – по истечении 6093 лет”. На том же основан один из гимнов, который читают в Шаббат перед праздником Шавуот.

Кроме этих источников я нигде не видел и не слышал, чтобы к шести тысячелетиям существования мира добавляли 93 года дополнительно, и это мне представляется весьма интересным.

* Тора Тмима – классический комментарий, написанный р. Борухом а-Леви Эпштейном из Пинска в начале нашего века. Приводя отрывок из Талмуда, содержащий мидраш на соответствующий стих Торы, р. Эпштейн добавляет свой комментарий, который, таким образом, относится не только к Торе, но и к Талмуду. Предлагаемый комментарий основан на стихе из главы Лех-леха. Он отражает талмудический взгляд на историю. Согласно этому взгляду, в центре исторических событий стоит праотец Авраам, главный герой недельных глав Торы, которые сейчас читают. назад

** Онкелос – переводчик Торы на арамейский язык. Его перевод получил статус классического таннаитского текста. Согласно традиции, Онкелос приходился племянником римскому императору Титу, и был послан им против Иерусалима с войсками, однако сам попал в плен, в плену принял иудаизм и сделался одним из наиболее почитаемых и авторитетных еврейских мудрецов. назад


[назад] [Недельный раздел Торы]