Педагогический Альманах
 

[Содержание альманаха] [Предыдущая страница] [Главная страница]

Семен Каплунский (Днепропетровск)

МОДЕЛЬ ШКОЛЫ

Структура и учебный процесс

Сегодня никого не нужно убеждать в необходимости национальной школы. Но как совместить высокий уровень преподавания с формированием национального самосознания  — да еще на основе забытых, а порой и вoвсе утраченных традиций, обычаев, праздников, языка, т.  е. всего того, что мы называем национальной культурой? И как создать школу, в которой наряду с воспитанием национального самосознания и гордости за свой народ, его культуру и достижения в различных отраслях знаний, сохранялся бы дух интернационализма, который всегда объединял людей?

Образование  — основа духовного, социального, экономического, культурного развития общества и государства. На национальное образование возложены еще более ответственные задачи: оно призвано оберегать и развивать национальную культуру, заботиться о сохранности народных корней. Известный украинский ученый О.  Погребня утверждал, что нацию, которая принесет свои культурные особенности в жертву идее "единого человечества", ожидает духовный и интеллектуальный крах. Общечеловеческая культура складывается в контексте национальных культур, самые выдающиеся достижения которых приобретают общечеловеческое значение. Потому и личность в подрастающем человеке развивается на основе той или иной национальной культуры.

Исходя из этих положений, в Днепропетровске была создана еврейская школа, призванная насаждать в душах детей любовь к родной культуре  — органичной частице общечеловеческой цивилизации. Без такой любви человек не может творить добро. Как показали исследования американских психологов, личность, оторванная от национальной культуры, становится благодатной почвой, на которой расцветает бездуховность, растет агрессивность, преступность.

Обучение и воспитание через проникновение в истоки древнейшей культуры  — вот одна из основных задач такой школы. Проблема эта казалась трудноразрешимой, ведь аналогов подобных школ немного, и опыта их создания на территории СНГ еще не накоплено. Но сегодня уж можно говорить о собственном опыте нашей школы, в 25 классах которой обучается 695 учащихся и трудится 57 учителей.

Средняя школа № 144  — средняя еврейская общеобразовательная школа, функционирующая в соответствии с конституцией Украины, Законом Украины об образовании, положением "Об общеобразовательной школе" Министерства просвещения Украины и собственным Уставом школы.

Учредителем школы является Отдел народного образования Горисполкома. Школа создана на основании Декларации прав человека и концепции национальной школы. Она является государственной светской школой, которая по мере своего развития приобретет статус национальной школы.

Официальным спонсором школы является еврейская религиозная община города, а ее президентом  — гражданин США, раввин Шмуэль Каминецкий (кстати, эта должность официально утверждена Министерством образования Украины). Цель нашей школы  — развитие и формирование социально зрелой творческой личности, подготовка ее к сознательному выбору профессии, к адаптации в условиях современного общества.

Нами были определены главные задачи школы:

  • воспитание гармонично развитой личности;

  • обеспечение условий для овладения учащимися системой знаний;

  • обеспечение высокого уровня преподавания предметов еврейского цикла;

  • обязательное изучение государственного языка Украины;

  • развитие способностей, творческой мысли, потребности и умения самосовершенствоваться;

  • формирование гражданской позиции, национального самосознания.

Основные направления работы  — реализация в обучении и воспитании идеи народности на основе традиций национальных культур украинцев и евреев, а также усиление роли школы в возрождении культуры еврейского народа.

Естественно, для решения таких сложных задач необходим коллектив единомышленников, сподвижников.

Еврейский религиозный мыслитель Шимшон Рафаэль Гирш писал:

Если даже земля и небо объединятся в усилии принести в мир счастье и благоденствие, а воспитателя и школьного учителя с ними не будет, человечество не удостоится спасения. Будущее народов решается в сфере образования.

Педагогический и воспитательский персонал школы состоит из 57 педагогов. Из них 7 учителей-методистов, 2 старших учителя и 12 учителей высшей категории.

Школа полностью укомплектована педагогическими кадрами, за исключением преподавателей иврита, но и эта проблема в стадии разрешения, о чем чуть позднее.

Большое внимание уделяется профессиональной подготовке учителей, повышению их педагогического мастерства, в особенности  — учителей предметов еврейского цикла. Наши учителя были участниками учебных семинаров в Киеве, Кишиневе, Москве, Петербурге. Наша школа сотрудничает с Петербургским еврейским университетом в разработке программ по еврейской литературе, истории, традиции и др.

"Учительская учится"  — одна из форм коллективной методической деятельности преподавателей. Она развивается в 2-х направлениях:

  • повышение профессионального мастерства учителей (по проблемам психологии педагогики и современной методологии урока);

  • еврейское образование (совместно с "Джойнтом").

В рамках этой программы проведены 2 семинара:

  • в августе 1994 г. — по теме "Мир еврейской семьи" (пятидневный);

  • в декабре 1995 г. — "Обучение еврейским ценностям. Формы и методы коллективной работы" (двухдневный).

Семинары проводились в форме деловых игр, коллективно-творческих мероприятий и имели сугубо практическую направленность. По материалам семинаров снят видеофильм, имеются методические разработки и рекомендации.

Для преподавателей в школе создан ульпан по изучению иврита. Благодаря этому преподавание иврита в начальных классах ведется самими учителями начальных классов, которые изучали иврит в ульпане. Один раз в неделю раввин Каминецкий проводит занятия по Танаху.

Ученический коллектив школы неоднороден как по составу, так и по уровню знаний. Набор в школу производится в течение всего учебного года. Разнородность ученического коллектива создает определенные трудности для преподавателей, но благодаря своему опыту и высокой квалификации педагоги справляется с ними. Добиться успеха помогают прежде всего наши учебные планы, программы. Основой всей учебной работы является учебный план, составленный с учетом предметов еврейского цикла. Пятая часть общего количества учебных часов отведена предметам еврейского цикла: ивриту, еврейской литературе, традиции, истории, еврейским классическим текстам.

Методические объединения учителей школы работают над созданием интегрированных календарных планов. Их цель  — использование элементов еврейской традиции на уроках. Так, в планы уроков русского и украинского языков включаются творческие работы по темам еврейских праздников. Во время внеклассной работы по физике, химии, математике учащиеся знакомятся с биографиями выдающихся евреев-ученых.

Преподавателями иврита, географии, традиции, музыки, еврейских классических текстов и литературы созданы авторские программы. Они отличаются тем, что рассчитаны на обучение с 1 по 11 класс. Подобрана соответствующая литература, создаются методические пособия по отдельным курсам1. Наибольшую трудность вызывает разработка систематического курса еврейской традиции и создание учебника по этому предмету.

В настоящее время нами составлено учебное пособие по еврейской литературе с 1 по 11 класс, которое имеет каждый учащийся. Пособие ляжет в основу будущего учебника по еврейской литературе. Хотя оно не может не вызвать критики, главное, что такое пособие существует!

Естественно, огромное значение во всей учебно-воспитательной работе мы придаем учебно-методическому центру нашей школы  — библиотеке, книжный фонд которой составляет 60.000 экземпляров художественной, учебной и методической литературы. Особое место в нашей программе принадлежит учебникам, пособиям, художественной литературе, связанным с предметами еврейского цикла. Этот раздел библиотеки укомплектован при содействии "Джойнта" и составляет 3.500 экземпляров. Следует отметить, что обеспеченность учебниками по еврейской истории, традициям, ивриту составляет примерно 80%. Большие проблемы у нас с еврейской художественной литературой.

Огромное значение в формировании нравственности и национального самосознания мы придаем внеклассной и внешкольной работе. В школе созданы различные клубы, кружки, секции по интересам.

В пресс-клубе "Мабат" обсуждаются волнующие, а подчас и труднопонимаемые современными подростками проблемы, например, "Сильные люди" и "Идеалы".

Студия эстетического воспитания "Симха" (созданная, как и многие другие хорошие и полезные начинания, при содействии регионального отделения "Джойнта") заявила о себе не только своими работами, но и большой заинтересованностью детей и родителей. Детские работы экспонируются на городских выставках детского творчества, а многие были представлены в 1995 г. на Международной выставке в Петербурге2.

Творческие, высоко эрудированные, интеллигентные руководители студии не останавливаются на достигнутом. По их инициативе создана студия анимационных фильмов, идет подготовка собственных операторов и режиссеров видеофильмов. В ближайшее время студия, работающая на базе нашей школы, отметит новоселье в новом прекрасном здании общинного центра, который создан по инициативе города и финансируется региональным отделением "Джойнта" при содействии детской организации "Цивос Гашем". Традиционными в школе стали праздничные церемонии бар-мицвы и бат-мицвы, которые отмечают в классах.

Хор мальчиков  — гордость не только школы, но и всей еврейской общины города. он уже не раз заявлял о себе в других городах Украины, был участником и победителем фестивалей народного творчества. Руководят хором преподаватели нашей школы Л. А. Патлажан и М. Х. Лившиц, а его продюсером стал гражданин Израиля Шолом Накшин.

Спектакли театра "Дрейдл" по произведениям Ш. Алейхема и Януша Корчака интересны всем: и взрослым, и детям.

Что касается еврейских праздников, то они давно вышли за пределы школы и стали общегородскими. О них знают, спрашивают, нет ли лишнего билета.

В школе работает постоянно действующий лекторий, созданный учащимися 7-х классов под руководством преподавателя русского языка. Слушателями являются ученики младших классов. Сейчас в рамках программы "Золотой Иерусалим" ведется большая просветительская работа в виде заочных путешествий, игр, викторин, конкурсов.

Создавая нашу школу, мы предполагали превратить ее в центр еврейской культурной жизни города. И сегодня нам есть о чем рассказать. Постоянные встречи с известными людьми нашего города, гостями из Израиля (кстати, совсем недавно состоялась встреча с сыном Переца Маркиша) в значительной мере расширили представление детей о вкладе евреев в развитие науки, культуры.

Евреи и трагическая память Катастрофы, Бабий Яр, Варшавское гетто, Освенцим и Треблинка... Особенно пронзительно эта тема зазвучала в год 50-летия Великой победы. Акция "Война в судьбе твоей семьи" заставила детей, а главное  — их родителей, поколение 70-х, задуматься об участи евреев в этой страшной трагедии, приблизиться к своим истокам, корням. Встречи с участниками войны, узниками гетто, вечер памяти, организованный совместно с еврейскими организациями города, посильная помощь наших учеников инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны и, наконец, записи в городской Книге памяти о своих близких  — вот та программа, которая несет в себе высокий нравственный потенциал.

нельзя не сказать и об огромной, важной работе клуба "Рахамим". Опека над неимущими, помощь немощным стала для наших ребят смыслом жизни. Их силами было распределено более 7 тонн масла, переданного нам всемирной Организацией помощи и утешения. Дети разносили по домам нуждающихся подарки  — шалахмунес к Пуриму, мацу к Песаху. Они и их родители регулярно посещают пожилых и одиноких людей, распределяют по списку цдаку в виде продуктовых наборов. Важность этой работы и ее вклад в воспитание трудно переоценить. А какую огромную пользу воспитанию милосердия и сострадания приносит шефство над интернатом для умственно отсталых детей! Школьники собирают и сами жертвуют одежду, книги, игрушки. Все это передается в дар больным и обездоленным детям. Так заповедь "Возлюби ближнего как самого себя" становится настоящей заповедью действия, а не пустой декларацией.

Нельзя не остановится на роли школы в возрождении общины нашего города. Возрождение происходит по схеме: "Община-семья, школа-семья". Горстка евреев, в застойные годы подпольно изучавших иврит, еврейскую историю и традиции, за истекшие 5—7 лет превратилась в мощную общину, одну из крупнейших на Украине. И в этом велика заслуга школы: интерес родителей учеников к изучению еврейской культуры, к участию в совместных делах постепенно вовлекает в сферу школьной внеклассной работы все больше и больше евреев города. Мало того, у школы появляются даже местные спонсоры, жертвующие средства на ее развитие!

Тесное сотрудничество общины нашего города с Бостонской еврейской общиной позволило открыть в нашей школе компьютерный класс. Все двенадцать компьютеров были преподнесены в дар американскими евреями.

Целесообразный регламент работы обеспечивает нормальное функционирование школы. Исходя из этого, мы разработали такой рабочий режим, который предусматривает сохранение учебной нагрузки в рамках учебного плана, индивидуальную, внеклассную и внешкольную работу с учетом всех как еврейских, так и государственных праздников.

Режим работы школы семестровый (5 семестров)  — 34 учебных недели и 30 календарных дней каникул. Каникулярное время в течение учебного года используется для проведения методических семинаров, консультаций.

Не могу не остановиться на атмосфере в школе. Несмотря на неоднородность ученического коллектива, в школе образовался довольно стабильный доброжелательный микроклимат, характерный для отношений учеников и их родителей с учителями. С первого дня пребывания в школе, вне зависимости от возраста, дети чувствуют себя комфортно.

Специфическую проблему создает разбросанность мест проживания наших школьников. Они живут в 8 различных районах, часто весьма отдаленных от школы. Раввином финансируется содержание школьных автобусов, однако отдаленность проживания учащихся не позволяет в полной мере использовать для учебно-воспитательной работы всю протяженность светового дня.

И все же: ульпан для учащихся, предметные кружки, музыкальная студия, занятия в доме технического творчества, секции  — вот далеко не полный список того, что делаем мы во второй половине дня.

Работа с родителями  — одно из наиболее сложных, но крайне необходимое направление деятельности школы. Заинтересовать родителей проблемами школы, как в плане общего, так и еврейского образования,    — задача очень нелегкая. И все-таки родительские собрания в нетрадиционной форме деловых игр, родительские конференции, индивидуальные консультации, совместные вечера отдыха сделали нашими единомышленниками многих родителей. К сожалению, немало остается и пассивных, равнодушных, тех, кто отдал своих детей в еврейскую школу лишь ради комфортности.

А теперь о главном критерии работы учителя  — успеваемости. Достижения в этой сфере пока невелики, но они есть. На круглые пятерки учатся 33 ученика, на "пятерки" и "четверки"  — 147. Есть среди наших ребят победители районных и городских олимпиад по общеобразовательным предметам.

Интерес к учебе повышают предметные соревнования между классами, итоги которых подводятся еженедельно. У нас учатся двое победителей Международного конкурса по еврейским традициям в рамках программы "Цивос Гашем". Оба привезли чемпионский титул из Америки.

Но, конечно же, трудностей больше, чем побед. В заключение вновь перечислю главные проблемы. Это:

  • трудности с обеспечением учебного процесса методическими и наглядными пособиями, в первую очередь по еврейскому циклу;

  • недостаточный культурный уровень учащихся;

  • недостаточный профессиональный уровень преподавателей еврейских предметов;

  • острая нехватка квалифицированных учителей иврита;

  • отсутствие координации действий с еврейскими школами Украины и других стран СНГ.

1 Большую помощь учебниками нам оказывает региональное отделение "Джойнта". Пользуюсь случаем выразить этой организации искреннюю благодарность. назад

2 Выставка "Биеннале-95", проходившая в Манеже. назад


[Содержание альманаха] [Предыдущая страница]