Недельный раздел Торы
 


[назад] [Недельный раздел Торы] [Главная страница]

Комментарий к главе Хукат

перевод Д.Баргман

Сефер hа-Хинух (Книга воспитания) – книга средневекового раввина рабби Аарона Леви из Барселоны, в которой по недельным главам собраны и прокомментированы все 613 заповедей  –  в той последовательности, в которой они встречаются в Торе.

Сефер ha-Хинух. Хукат, 397. Красная телица.

Заповедано евреям сжигать красную телицу, чтобы её пепел был готов для того, кто в нём нуждается для очищения от ритуальной нечистоты, переданной от мёртвого тела, как сказано: "Скажи сыновьям Израиля, и пусть возьмут для тебя телицу красную …" (Бамидбар, 19.2). И написано далее: "…и будет общине сыновей Израиля для сохранения…" (там же, 19.9). И хотя намеревался я написать о смысле и намёках, содержащиеся в заповедях помимо их явного смысла, как обоснование для их исполнения, ибо моя цель в воспитании моего сына и его юных товарищей, но перед этой заповедью опустились у меня руки, и побоялся я сказать что-либо даже касательно простого её смысла. Ибо увидел я, что наши мудрецы, благословенна их память, долго разговаривали, пытаясь постичь глубину её тайны и величие её (Бамидбар Раба, Хукат, 19), пока не сказали, что царь Шломо достиг в своей великой премудрости познания всех смыслов Торы, кроме этой заповеди, о которой он сказал : "говорил я – достигну мудрости, а она далека от меня" (Коhелет, 3.23). Так же сказали в Мидраше рабби Танхумы (Хукат, 19): "Рабби Йоси со слов рабби Ханины сказал: говорил Святой, Благословен Он, Моше: тебе открываю Я смысл красной телицы, но не другим", и ещё много на ту же тему. И теперь не подумай, услышав о таинственности заповеди и порядке её исполнения, что очищение происходит посредством попадания её пепла на тело очищаемого. Ведь подобное не встречается при других жертвоприношениях, в случае истечений или у роженицы, чтобы очищение происходило посредством жертвоприношения, но суть чуда, как я его вижу, в очищении ритуально нечистого и осквернении того, кто занимался сожжением коровы. И хотя при сожжении всех жертв из крупного и мелкого скота закон таков (Йома, 68.б), что сжигающий их оскверняет в момент сожжения свои одежды, то когда образуется пепел, то он в любом случае не способен очищать. И ещё весьма загадочно, почему это делается за пределами стана, а не как другие жертвы. И по этой причине народы подозревали евреев в том, что она (красная корова) отдаётся в жертву степным духам, подобно их скверному обычаю. Но, однако, какая лекарственная сила присутствует в полевых травах и в деревьях от ливанского кедра и до мха на стенах, которые полны целительной способности охлаждать жар и согревать переохладившихся! И если бы знали мы сущность свойств и истоков души, тайны здоровья и болезней, то поняли бы, что свойство коровы так же влиять на болезнь души, оскверняя того, кто занимается сожжением, а после образования пепла – исцелять от болезни ритуальной нечистоты, и это слишком туманно, чтобы что-то понять. Но стремление к святому и страсть к познанию тайного водят моим пером, побуждая его писать.


[назад] [Недельный раздел Торы]