Израиль сегодня
 


[назад] [Израиль сегодня] [Главная страница]

Цугцванг

Александр Этерман

Самая поучительная экономическая новость последних недель  — это решение британского страхового концерна «Ллойд» удвоить стоимость страховки израильских банков и прочих финансовых учреждений. «Ллойд» знает, что делает. Он не вникает, где у нас коррупция, где разгильдяйство, а где просто вульгарная политизация. Все это вместе именуется на финансовом фаргоне «управленческими изъянами». Когда эти «изъяны» перерастают мыслимые пределы, концерн реагирует.

В принципе, «Ллойду» не нужен актуальный повод для «антиизраильской» меры  — он изо дня в день следит за нашими делами и время от времени делает выводы. Однако мы  — со свойственным нам везением  — обеспечили британцам отличный предлог. Фактическое банкротство банка «Ле-питуах а-таасия», банка, контрольный пакет акций которого принадлежит государству, банка, руководителей которого назначают министры, показало всем, кто присматривается к нашим делам, насколько близки к развалу израильские экономические и финансовые структуры. Неизбежная операция по спасению «Ле-питуах» обойдется в сотни миллионов и не факт, что завершится успехом. По мнению специалистов, этот ископаемый банк, платящий самые высокие зарплаты в банковской системе (28 тысяч шекелей на душу работника в месяц!) и давно превратившийся в кормушку для отставных чиновников и просто приближенных к власть имущим, разумнее всего было бы закрыть  — пока не поздно. Будь он частным, так, скорее всего, и поступили бы. Но он государственный  — и, стало быть, будет жить. Это наверняка не успокоит «Ллойд». Израильская реальность непрерывно генерирует скандалы, подрывающие куцые ресурсы, еще остающиеся в нашем распоряжении.

Сейчас, на фоне всемирного экономического затишья, наше отчаянное положение становится особенно прозрачным. Страна задыхается от кислородной недостаточности, вызванной углубляющейся депрессией, на горизонте  — новый виток финансового кризиса, а, самое главное, рычаги управления отказывают один за другим. Государственные бюджеты  — как нынешний, сто раз исправленный, так и будущий, на 2003 год, разгромленный бесчисленными критиками, но все же утвержденный правительством, потеряли всякий смысл  — все равно они не исполняются. Сейчас, когда я пишу эти строки, поверх компьютерного экрана промелькнуло пророчество главного экономиста банка Дисконт, утверждающего, что правительству со всеми его сокращениями никак не уложиться в бюджетные рамки, так что дефицит 2002 года составит 5% ВНП. Увы, это в высшей степени драматическое утверждение не привлекло ни малейшего внимания  — все и так знают, что правительство утратило контроль за собственными финансами. Государственный бюджет, в нормальных странах  — мощный инструмент экономического влияния, у нас всего лишь парламентское дозволение правительству выплачивать зарплаты и долги, а заодно и взыскивать налоги. Реальная жизнь идет уже год или два в обход государственных структур  — почти как несколько лет назад в России. Действия правительства, по-прежнему прямо контролирующего 60% национальной экономики, определяются не его экономическим курсом, даже не политическими интересами его членов, а чистейшей необходимостью. Исполнительная власть утратила едва ли не все степени свободы и оттого делает единственные, вынужденные ходы, в любой момент рискуя остаться вообще без опций. В шахматах такое положение называется цугцвангом. В бизнесе  — к сожалению, в последние годы нам приходится наблюдать это слишком часто  — кануном банкротства, когда фирма уже не работает, а с трудом выживает. Хватает и примеров, касающихся целых государств. Там такое происходит в канун дефолта. Его канун может продолжаться довольно долго. Так, Аргентина барахталась в финансовом болоте целых пять лет, пока не решилась, наконец, назвать вещи своими именами. Сейчас по ее стопам идут Бразилия, Уругвай  — и, видимо, Израиль.

Мы, преисполнившись, как обычно, безмерной самовлюбленности, вслух и не только полагая себя одной из самых развитых стран мира, начисто упустили из виду реальное положение вещей. Теперь остается только разводить руками  — как все просто! Наш доход на душу населения снизился за последние три года, самое меньшее, на 10%, продолжает быстро падать и, самое главное, будет падать и в 2003, и в 2004 годах. Наш уровень жизни, увы, безосновательно раздутый в 90-е годы, тоже идет вниз. Как всегда, страшный удар получили самые слабые слои населения  — неполные семьи, безработные, инвалиды. Еще один удар официально запланирован правительством на будущий год. Но на сей раз ответственность за социальный и экономический разброд невозможно повесить даже на бездушных и бесталанных министров  — тем более, что фантастические убытки понесли не только бедные, но и самые богатые, самые сильные, самые приближенные к власти группы и индивидуумы. Дикая израильская безответственность последнего десятилетия раскрутила самый худший экономический и политический сценарий, который только можно вообразить  — привела к фактической утрате контроля над ситуацией. Сегодня практически не имеет значения, что решит правительство, а что Госбанк, какие ассигнования они урежут, а какие нет. Государство влезло в столь неоплатные долги, до такой степени не в состоянии строить планы даже на самое ближайшее будущее, настолько погрязло в коррупции и утратило представление о собственной пользе, что в любом случае, при любом раскладе, при любом бюджете под ударом окажутся все израильтяне  — богатые и бедные, работающие и безработные  — вопрос только, кто раньше и кто с какого боку. Одного ударит снижение пенсий, другого инфляция, третьего развал биржи, четвертого  — прекращение инвестиций, пятого  — все сразу. Война, националистический угар, сакрализация конфликта, в который мы втянуты, торжествующий изоляционизм без труда дотянутся до всех.

Нынешнее положение наших экономических и политических дел нередко сравнивают с голодными пятидесятыми годами. Во многих отношениях это сравнение неудачно, однако в определенном плане оно постепенно приобретает смысл. Сегодня, как и пятьдесят лет назад, Израиль всерьез борется за существование. Его будущее  — впервые за много лет  — находится под вопросом. Но если полвека назад только что созданное государство, располагавшее ничтожным населением и ресурсами, но пользовавшееся симпатиями почти всего мира, успешно преодолевало огромные объективные трудности, сегодня мы с редкой настойчивостью роем себе яму собственными руками.

Недавняя история с банком «Мисхар» наглядно продемонстрировала нам, как можно украсть банк. Нынешние события  — финансовые, экономические и политические  — наводят на жуткую мысль  — а не услышим ли мы одним недобрым утром, что наше государство украдено и мы проснулись в виртуальной реальности  — в точности как клиенты банка «Мисхар» в достопамятную майскую пятницу. Кое-какие расчеты показывают, что такое развитие событий из фантастического постепенно становится реальным, если не неизбежным.

Угроза существованию Израиля, ставшая в последнее время наглядной и непосредственной, суть дело наших рук, нашего выбора. Тем труднее будет ее ликвидировать. Мы с таким усердием разрушаем дом, в котором живем, что просто не осталось свободных рук, которые могли бы заняться его ремонтом. Создается ощущение, что этого дома мало кому жаль. Впрочем, в цугцванге, как известно, мысли путаются, а чувства притупляются.

Куда, черт побери, наши власть имущие собираются переехать, когда, наконец, получат заслуженный и неизбежный мат?


[назад] [Израиль сегодня]