школьный театр Школьный театр школьный театр
 


[назад] [Школьный театр] [Главная страница]

Ханука-2000. Восемь звезд над головой.

Сценарий ханукального представления.

 

Алексей Брахман

 

Для входа детей в зал стоит подобрать музыку "космического" плана. Еще бы, нам предстоит космическое путешествие.

Ведущий: Шалом! Дорогие друзья, в этом году на праздник Ханука мы отправимся в космическое путешествие. Почему бы и нет? В прошлом году мы совершили полет на Машине времени - помните? Так что для нас нет ничего невозможного - тем более, что дни Хануки - дни чудес. Я - ваш капитан корабля. Внимательно слушайте меня и все повторяйте, что скажу:

- Экипаж к полету готов? А вы отвечайте: - Готовы!

- Включить приборы! (имитирует нажатие кнопок) Чик!Чик!

- Дети: Есть включить приборы! Чик! Чик!

a.. Подать напряжение! (имитирует включение рычага) У-У!
b.. Дети: Есть подать напряжение! У-У!
c.. Включить зажигание! (имитирует зажигание спички)Тш-ш!
d.. Включить моторы! (делает руками "вертушку") Ж-Ж-Ж!
e.. Контакт!
f.. Есть контакт!
g.. Пять, четыре, три, два, один (на каждый счет выбрасывает руки: вправо, влево, вверх одну, вверх другую, и медленно опускает крича) -Урра! Ну это был пробный, тренировочный взлет, теперь вы все помните, не ошибетесь и мы сейчас взлетим уже по-настоящему.

Снова играют и на этот раз после "взлета" свет меняется, снова звучит "космическая" музыка.

Ведуший:
Вот мы по небу летим и на Землю вниз глядим.
И вокруг нас все летает, нас едва не задевает!
Вижу летит самолет! - А вы говорите: - И мы видим!
Вижу летит вертолет! - И мы видим!
Летит Воробей!
Летит стрекоза!
Летит Паровоз!
Кто сказал "И мы видим"?
У вас космическая галлюцинация!

Начинается невесомость! Ой-ей-ей! А у нас 1 класс летит без привязных ремней! И они теперь летают по всему космическому кораблю в невесомости, их крутит, разворачивает, иногда несильно сталкивает, и никак они не могут собраться вместе, схватятся за руки и рассыпаются, пробуют в круг собраться, ничего не получается. (Это все, конечно, под музыку происходит, я бы рекомендовал "Арию" Иогана Себастьяныча. Нечеловеческая музыка!) Ну ничего! Сейчас я их соберу с помощью космического пылесоса. Вот они все ко мне собираются, а я теперь пылесос переключаю и он их сдувает на стульчики, где они и усядутся и привяжутся накрепко. А я пока расскажу зачем мы летим.

Нам нужны для школьной ханукии свечи и для шамаша огонек! Накануне Хануки,здесь в космосе возникают ненадолго особенные области, планеты, туманности: Если мы успешно пройдем испытания, то получим то, что ищем. Но кто это приближается к нашему звездолету?

(Приближаются ученики из второго, третьего и четвертого класса, может быть не все - Это буквы Алефбета, о чем говорят их нагрудные повязки.)

Алеф: Мы буквы еврейского алфавита, алефбета!

Бет: По еврейским легендам мы существовали задолго до Сотворения Мира!

Гимел: Когда Гашем решил создать Землю и населить ее, мы буквы, явились к нему!

Тав: Я - буква Тав и я сказала: О Владыка Вселенной! Рукой Моше Ты дашь Израилю Тору! Так Начни Сотворение Мира с меня, с буквы Тав! Но Гашем отказал мне.

Шин: Я- Буква Шин. И я просила: О Владыка мира! Одно из Твоих имен - Шаддай начинается с меня. Сотвори мир мною!Но мне было отказано, так как с Шин начинаются также слова Шав - ложь и Шекер - обман.

Рейш: Я буква Рейш. И мне не разрешили стать началом Сотворения. Потому что Рейш стоит в начале слов Ра-зло и Раша- злодей. Но зато Гашем сделал меня началом своего имени Милосердный - Рахум.

Коф: И мне и мне отказали! А ведь с меня начинается слово Кодеш - святой! Почему?

Ведущий: Почему?

Другие буквы: Почему?

Коф: Потому что мной начинается слово Клала- проклятие.

Цади: Зато я -буква Цади! С меня начинается слово Цадик- праведный.

Пей: Но и тебе было отказано: Слово Царот - Несчастья Израиля тоже начинаются с Цади.

Ведущий : А ты кто?

Дети: А ты кто?

Пей: Я буква Пей. И грустно мне, потому что, хотя слово Подэ- искупитель и начинается с меня, но и слово Пэша -прегрешение- тоже с моей буквы.

Аин: Я - буква Аин. Слово Анава - скромность начинается с меня. Но еще- слово Эрва - срам. (пошатнулась и чуть не упала)

Самех: (поддерживает ее) Я буква Самех. И это одно из имен Всевышнего: Самех - поддерживающий падающих. Но и мне было сказано, что я должен продолжать свое дело.

Нун: Зато с меня начинается слово Нер - свеча Всевышнего, и это душа человека. Но и меня не выбрали.

Мем: (проталкиваясь вперед) Пропустите, пропустите меня: Я Мем, с меня начинается слово Мелех-царь, это одно из достоинств Всевышнего в мире: Мелех ха Олам! С меня, с меня надо начать:Нет? Почему? (вздохнула) С меня начинается слово Мегума - суета. Ведущий: А это что за буква?

Дети: Ламед!

Ламед: Я - Ламед! Я возглавляю слово Лухот- Скрижали завета.

Ведущий: Но ведь со скрижалями не все было благополучно. Что стало с первыми скрижалями?

Дети: Их разбил Моше!

Ламед: Да, я забыла об этом.

Кав: Зато я - буква кав, с меня начинается Кисе - престол Всевышнего, Кавод - слава Всевышнего и Кетер - корона Всевышнего. Вот сколько у меня заслуг!

Йод: Всевышний ответил тебе, что каф- ладони и он горько всплеснет ладонями, видя страдания Израиля, и поэтому ты не подходишь.

А вот я - Йод, я - первая буква тайного имени Всевышнего: Что? Не подхожу? С меня начинается Йецер ха-ра - злое намерение:

Тет: Я - Тет, с меня начинается Тов - добро.

Хет: Я - Хет, с меня начинается Ханун - милосердный.

Заин: Я Заин. С меня начинается Захор - помни, - помни день субботний.

Гей и Вав: Нет,нет, нет! Истинное добро - для грядущего мира!(отошла Тет) В слове Хатаа - грех тоже Хет! (отошла Хет) А твое слово Заин - значит оружие, в тебе образ войны.

Далет: Я Далет - с меня начинается Давар - слово Гашема. А вы кто такие?

Гей и Вав: Мы Гей и Вав. И мы составляем неизреченное имя Гашема. Поэтому нам тоже отказано, но только потому что мы слишком возвышены.

Гимел: А про тебя Далет сказано, что с тебя начинается Дин - суд, а строгий суд без любви и снисхождения не годится для этого мира. А вот я Гимел. Я напоминаю о великом-Гадоль. (вздохнул) Только и Гемуль - воздаяние - это тоже Гимель - вот мне и отказали.

Бет: А я просто сказала: О Владыка мира, все живущие в мире, каждый день возносят к тебе молитвы через меня: Барух! Благословен Всевышний! Амен!

Дети: Амен!

Бет: И моя просьба была принята! Мир начался словами:

Дети: Берешит бара Элохим эт ха шамаим вэ эт ха арец.

Ведущий: Ой кого это не было среди этих букв:

Дети: Буквы Алеф.

Алеф: Меня спросил Гашем: отчего ты не просишь как все буквы? А я и ответила, пока другие буквы просили - у них были высокие заслуги и я молчала, когда уже выбрали букву Бет, что теперь просить? И тогда мне тоже была оказана высокая честь! Какая, кто знает?

Дети: С Алеф начинается первая заповедь: Анохи Адонай элохеха.

Алеф: За то что вы так хорошо знаете буквы мы подарим вам Шамаш - это служебная свеча. А вот эту свечку мы даем вам как первую для ханукии. А если Хотите получить огонек для шамаша, то догадайтесь, какое важное для Хануки слово начинается с буквы Алеф?

Дети: Ор! Свет!

Алеф: Вот вам Огонек для шамаша. Зажигает бенгальский огонь или фонтанчик.

Ведущий: Дорогие буквы, мы летим дальше, давайте споем. Не на прощание, а в честь праздника!

(песня)

Внимание, внимание, полет продолжается! Перед нами простирается область Силы и Ловкости. Я вижу, что навстречу нам на одиночном космическом корабле летит. Ой кто это?

Судья: Я главный судья космической Маккабиады! Это военно-космические соревнования на приз Братьев Хасмонеев. Будете участвовать?

Ведущий: А ну-ка ребята

Ребята: Будем!

Ведущий : А что от нас требуется?

Судья: Две команды по 10 человек.

(проходит конкурс)

Судья: Вот вам честно заработанные свечи: Эта за победу! А эта за волю к победе! Потому что и у Хасмонеев были и победы и тяжелые поражения, но благодаря воле к победе они все-таки победили.

(песня)

Ведущий: Всем подняться на борт. Помните за стеной корабля безвоздушное пространство. И космический холод. Мы влетаем в туманность Рассеянной мудрости. Здесь все время борются с рассеянным склерозом. Особенно детским. Нас встречают хахамим - мудрецы.

1 Мудрец: (важно) Мы мудрецы - хранители знаний!

2 Мудрец: У нас не все дома!

3 Мудрец: (почти плача) Мы кое-что забыли!

Ведущий: Много забыли? Может быть мы поможем? У нас то вроде все дома.

Поможем, ребята?

Дети: Поможем!

Мудрецы задают вопросы и предлагают варианты ответов. Дети выбирают правильный вариант, а мудрецы "записывают" его в свои книги.

1 Мудрец: Ученье-свет, А неученье:. Забыл. Что-то нехорошее!

Дети: Тьма!

2 Мудрец: За ваши знания вручаем вам свечу для ханукии!

3 Мудрец: А если вы споете:

1 Мудрец: А может быть залаете.. А может промычите:(двое других мудрецов начинают его толкать локтями, чтоб в себя пришел)

Ведущий : Да конечно споем! Споем ребята?

Дети: Споем, споем:

(песня)

Ведущий: Полет продолжается! Занять места по летному расписанию. Приближаемся к Планете: планете: как же ее: склероз - это не инфекционное? Такое квадратненькое - квадратненькое! И крутится!

Дети: Севивон!

Ведущий: Вот. Планета Севивон. Нас встречает человек-оркестр.

Человек-оркестр обвешанный музыкальными инструментами (вдохновенно вещает).

Севивон, дрейдл, волчок! В древние времена еврейские дети с его помощью обманывали греческих солдат, делая вид, что играют, а на самом деле изучая Тору со своим учителем. Теперь севивон снова стал игрушкой, но и напоминанием о том, что во время Освящения Храма случилось чудо. Что написано на севивоне?

Дети: Нес гадоль хайя шам!

Человек-оркестр. Правильно. Играть в севивон можно разными способами. Сыграем так: Четыре группы: Мальчики, девочки, учителя, родители. (можно команды по пять человек) У каждой группы буква с одной из сторон дрейдла. Какая буква выпадет, той команде и отдуваться-выходить на середину и танцевать, какую бы музыку вы не услышали. Хоть рок-н-ролл, хоть лезгинку, хоть фрейлехс.

Играют несколько раз.

Человек-оркестр: Вот теперь я вижу, что вы умеете веселиться, как настоящие хасиды в праздник. Вот вам от меня свеча за музыку и танцы!

Ведущий: По коням! То есть вперед, в ракету! Срочно стартуем на планету поэзии, Будьте готовы к перегрузкам, летим на предельной скорости. Все повторяйте за мной: лавируем в метеоритном потоке, ай-яй-яй, какой нехороший метеор, подрезал: Поехали быстрее: Перегрузки..Право руля! Лево руля!

Отдать концы! А впрочем рано, еще поживем. А вот и планета Поэзии. Здесь притяжение очень слабое. Кто знает стихи о Хануке, может их прочитать?

Дети: Знаем! (читают разные стихи)

Ведущий: Что-то не видно на планете хозяина! Зато свеча стоит, ждет нас. Эй, Тут кто-нибудь есть?

Дети (шепотом): Есть Есть..

Ведущий: Или тут никого нет?

Дети: Нет.. нет.

Ведущий: Какие странные помехи

Дети: Эхо Эхо

Ведущий: Эхо? Много ли еще впереди планет?

Дети: Нет Нет

Ведущий: А что нам приносит рассвет?

Дети: Свет Свет

Ведущий: Так полетели?

Дети: Еле..Еле

Ведущий: Не еле-еле, а полетели! С песней!

(песня)

Ведущий: Пролетаем Млечный путь. Пахнет очень вкусно. Не могу понять чем.

Кажется: Пончики! А кто у нас умеет готовить пончики? Девочки? А мальчики?

Тогда специально для мальчиков и отдельных отсталых родителей краткий курс по приготовлению. Проводит космический повар-кок.

(имитация приготовления пончиков)

Кок: Вручаю вам еще одну свечу для ханукии. Торопитесь, на земле скоро вечер.

Ведущий: Разворачиваемся к Земле! Нам нужно найти еще только одну свечу и я знаю, где она находится. Мы влетаем в область Милосердия. Вот уж странное место - никто не знает большое оно или маленькое, есть у него границы или их нет: Выполняем ли мы заповедь цдаки - вот что определит - получим ли мы свечу. Кто к нам идет?

Шамаш: Я шамаш - служка в синагоге и служебная свечка на ханукие. Вот что сделано с той цдакой, которая накопилась в школьных коробочках. Я надеюсь, что в дальнейшем вы будете более хорошо выполнять эту заповедь. На Хануку принято давать хануке гелт детям.Мы знаем некоторые семьи, где бы очень пригодились лишние денежки к празднику. Вот коробочка для сбора цдаки!

(проводится сбор цдаки)

- Возьмите свечу для вашей ханукии! Дорога на Землю прямо!

Ведущий: Включить моторы! Вперед в Ган-Хаму! Прибавить скорости! Вижу знакомые огоньки! Слышу знакомые голоса! Это же мы песенку поем!

(песня)

Нас встречает Реб Довид. Мы устанавливаем имитационные свечи с огоньками. И говорим о том, что такой будет наша Ханукия к концу праздника. Но у нас начинаются каникулы, поэтому все вместе мы сможем присутствовать на зажигании первой свечи Хануки. Вот наш Шамаш, а вот и бенгальский огонь от которого мы зажгем его. Теперь пришло время сказать брахот. Зажигаем ханукальную свечу. Все исполняем "Маоз цур"

Ведущий: Внимание, внимание! Из Млечного пути и космического камбуза по межзвездной нуль - транспортировке прибыли пончики! Ханука самеах!

конец

Освящение

Греки изгнаны из храма,
Торжествует весь народ!
Только радоваться рано.
Нас еще уборка ждет.
Ведь лежат повсюду валом,
Громоздятся по углам
Кучи мусора и хлама -
И работы хватит нам.
Нужно мыть и нужно красить
Шить, скрести, полировать.
В каждый угол с тряпкой лазать,
Все до крошки выметать.
Так в душе еврейской каждой
Жив поныне скрытый Храм.
И для Хануки однажды
Стоит подмести и там.
Зависть, страх, обида злая-
Выметаем не спеша,
Чтоб сверкала и сияла -
Храм - еврейская душа.
Нужно масла для Меноры
Хоть немного отыскать.
Освященье Храма скоро,
Что мы будем зажигать?
Ищут взрослые и дети,
Все собрались как один,
Обыскали все на свете,
А нашли один кувшин.
Вот теперь,
Хоть это мало
Начинается обряд.
И идут к ступеням Храма
Все евреи - стар и млад!
Кто молчит, кто громко спорит,
Кто смеется, кто ворчит.
Зажигается Менора!
И горит, горит, горит!
И теперь о чуде этом
Вспомнить мы хотим, друзья!
В праздник наш - свободы, света! -
Пусть горит Ханукия!


[назад] [Школьный театр]