Недельный раздел Торы
 


[назад] [Недельный раздел Торы] [Главная страница]

Комментарий к главе Беhаалотха

перевод Д.Баргман

Рабейну Цадок hа-Kohен из Люблина.
Цидкат hа-Цадик, 154. (Книга "Праведность праведника")

Подобно тому, как должен человек верить во Всевышнего Благословенного, так вслед за этим должен он верить и в себя в том смысле, что у Всевышнего Благословенного есть с ним общие интересы и что деяния его не тщетны. Но вера должна быть в то, что душа его исходит из Источника Жизни, благословенно Имя Его, и для Всевышнего Благословенного наслаждение и радость, когда он исполняет волю Его. И в этом состоит объяснение слов "… и уверовали в Господа и в Моше, раба Его" (Шмот, 14.31). В Моше (уверовали) в том смысле, что он объединяет собой шестьсот тысяч душ Израиля того поколения, то есть, поверили они, что желанны они для Всевышнего Благословенного, [а отсюда и вера в Моше, так как он – это и есть они, и об этом сказали (мудрецы) благословенна память их (Талмуд, Бава Батра, 121.б), что в то время, когда евреи были порицаемы, не давалось пророчество Моше. И как написано в другом месте, во всех грехах Израиля был повинен так же и Моше, который объединял их в себе. Так в истории с тельцом вина Моше была в том, что он разбил скрижали, что в действительности весьма странно и непонятно. Ведь как можно хотя бы порвать в гневе свиток Торы, написанный земным переписчиком, и бросить его на землю, а тем более то, что написано самим Всевышним?! И это находится в прямой связи с грехом тельца, как объяснено в другом месте. И когда он оправдан за то, что он совершил такое, относится это и к сынам Израиля, как написано в Талмуде (Авода зара, 5а): будь благодарен отцам нашим (потому что если бы не их грехи, то нас не было бы на свете). И так же в Киврот hа-Таава (Бамидбар, 11), когда сказано: "если зарезать для них мелкий и крупный скот, довольствуются ли они?" (11.22.), и аналогично в событиях в Мей-Мерива (Бамидбар, 20). А в истории с разведчиками (Бамидбар, 13-14) грех его (Моше) состоял в том, что он отправил их, как написано "пошли себе" (Бамидбар, 13. 2), то есть на своё усмотрение, и подобным образом в других случаях], и потому принимаются с благоволением и умиротворением их добрые деяния.


[назад] [Недельный раздел Торы]