Недельный раздел Торы
 


[назад] [Недельный раздел Торы] [Главная страница]

Комментарий к главе Ахарей Мот

перевод Д.Баргман

Р. Авраhам Ибн-Эзра (1089—1164) – один из крупнейших еврейских мудрецов, прославившийся не только как комментатор Торы, но и как поэт, а также как великий учёный своего времени, занимавшийся философией, медициной, астрологией и другими науками. Родился Ибн-Эзра в Испании, жил в разных странах Европы.

И положил Аарон на двух козлов жребий, один жребий для Господа, а другой жребий для Азазела (Ваикра, 16.8).

Ибн-Эзра. О жребиях многое известно из преданий наших отцов. Сказал Гаон, что Азазель – это название горы, названной так в силу её грозного вида, и причина включения в её название Имени Всевышнего (э-ль) та же, что в словах “hаререй-эль” (Теhилим, 36. 7) и Йекутиэль (Диврей hа-Ямим 1, 4.18). И Гаон hа-Леви связывает это объяснение с буквой “алеф” в слове Азазель, которая находится между двумя буквами “заин” (эта буква вместе с буквой “ламед”, последней в слове “Азазель”, образует Имя Всевышнего). Некоторые утверждают, что Азазель – это ближайшая гора к горе Синай, и Всевышний повелел привести туда козла и гнать его наверх, пока он не погибнет. В последствии, во времена Храма, его стали пригонять на другую гору …. И некоторые говорят, что при службе во Втором Храме это происходило не как в Первом, поскольку первосвященник не обладал тогда всеми необходимыми одеяниями, и служба не приводила к искуплению. И на это есть прямой намёк в словах о том, что козёл отправлялся в пустыню, и смысл этого, как смысл птицы, которую при очищении от проказы отпускают “вне города в поле” (Ваикра, 14 53), в место незаселённое, на что указывают слова “земля необитаемая” (Ваикра. 16. 22). И, очевидно, козла, как написано, отправляли в пустыню и преследовали его, пока он, убегая, не взбирался на скалу. Про это сказали мудрецы “и заталкивали его” (Мишна, Йома, 6. 6). И сказал р. Шмуэль, что, несмотря на то, что только про жертвенного козла написано, что он для Всевышнего, отсылаемый козёл тоже для Всевышнего, и то, что его не зарезали, ещё не означает, что он не был жертвой. А кто сумеет, тот поймёт и тайный смысл, скрытый в слове Азазель.


[назад] [Недельный раздел Торы]